В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Гуселетов, А. Дидевич: О создания в России эффективной социал-демократической партии Назад
Борис Гуселетов, А. Дидевич: О создания в России эффективной социал-демократической партии
НЕСКОЛЬКО ОБЩИХ ЗАМЕЧАНИЙ.

Начиная с 1990 года и до настоящего времени попытки создания в России эффективной социал-демократической партии не приводили к успеху.

Среди наиболее существенных причин этого можно назвать такие, как отсутствие массовой социальной поддержки социал-демократических организаций и их программ, политическая неадекватность бывших лидеров таких организаций, грубейшие ошибки в политическом позиционировании.

Отсутствие значимых политических успехов также стало мощным фактором распада самых различных социал-демократических организаций, деморализации движения в целом. Характерной чертой этого периода стали межличностные склоки, превалирование надуманных псевдотеоретических и всякого рода "уставных" дискуссий над политической практикой, политическое сектантство.

В целом в российском социал-демократическом движении сосуществовали крайне противоречивые представления о насущных целях и задачах российской социал-демократии. Российская социал-демократия, по сути, не ответила ни на один исторический вызов, брошенный ей эпохой. И поныне эта задача остается не решенной.

Недостатки теоретического осмысления действительности могли бы быть компенсированы активной социальной практикой социал-демократического актива. Более того, такая практика в скором времени потребовала бы осмысления, создания соответствующей программной "надстройки", "технологической" проработки моделей желательного развития событий. Однако, одна из главных особенностей российской социал-демократии 90-х - ее гуманитарный характер, связанный с той социальной базой, на которой она преимущественно сформировалась. Российская социал-демократия не была рабочей (как вначале века) и не была общенародной (как в современных странах Западной Европы). Именно отсюда повышенный интерес к теоретизированию, именно отсюда упорное игнорирование социальной практики, непонимание нужд и интересов наемных и свободных работников.

Таким образом, крайне малая эффективность деятельности всех без исключения социал-демократических организаций России была и остается фактом общественной жизни. Однако следует отметить, что добиться высокого уровня эффективности политической работы в российской социал-демократии действительно можно, и не в отдаленной перспективе, а буквально в течение одного года. Описание такого варианта развития событий - предмет настоящей записки.

1. ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ.

Определение социально-политической позиции российской социал-демократии в нынешнем социуме зависит, с одной стороны, от ее основополагающих ценностных установок, а с другой от состояния самого социума.

Ценностные установки мы берем априори и не обсуждаем их как таковые. Но нельзя уйти от их конкретно-исторического воплощения, которое и происходит посредством воздействия таких институтов как партии на текущие политические процессы.

Описывая российскую ситуацию 90-х и ее прогностическую развертку на ближайшие 5-10 лет можно говорить об агрессивной атаке эгоизма (и как поведенческого принципа, и как идеологии) на ценности справедливости и солидарности. Эта атака развивалась по трем направлениям: внешнему (идеологическое воздействие Запада), внутреннему политическому (правление вороватых "монетаристов" и воров-хозяйственников) и внутреннему социальному (распад государства и традиционных социальных институтов).

Целью идеологического воздействия Запада было актуализирование принципа свободы в жизни российского общества. Но его чрезмерное акцентирование нарушало баланс общественных ценностей. В загоне оказались принципы ответственности и соучастия, честности и солидарности. Известная часть российской элиты взяла предложенные Западом правила игры в качестве оружия борьбы за свои эгоистические интересы и принялась навязывать их обществу с использованием всего аппарата тоталитарного воздействия на массовое сознание, доставшегося ей в наследство от советских времен. Результатом стала деморализация общества и распад его представительных институтов. Дезориентированный социальный организм начал усиленно продуцировать мутантов в виде различного рода мафий, теневых группировок и, наконец, неофашистов. Именно такого рода порождения ельцинского режима заняли в современной России место отсутствующего гражданского общества.

Социал-демократия 90-х (не только российская, но и мировая) не боролась с таким развитием событий (а зачастую содействовала ему) и к настоящему моменту полностью выпала из российского политического процесса. В ситуации, когда социал-демократы игнорируют социалистические ценности, иного ожидать не следует.

Роль социал-демократии в российской политике 90-х годов столь двусмысленна и противоречива, что мы считаем необходимым подчеркнуть чрезвычайную пропагандистскую уязвимость самого названия "социал-демократия". Здесь и феномен негативного восприятия слов "демократия", "демократы" огромным количеством россиян, потерявших все из-за ельцинских реформ. Здесь и тезис о том, что "социал-демократы породили коммунистов", очень активно распространяемый правыми всех мастей, особенно среди молодежи. Здесь и недавнее участие Европейского Союза, в котором социал-демократы играют ведущую роль, в войне против православных сербов (да и нынешняя позиция по Чечне). Здесь и груз политических ошибок прошедшего десятилетия, начиная от поддержки Б. Ельцина до катастрофического провала блока "Социал-демократы" на парламентских выборах 1995 и видимо 1999 гг., что также при случае моментально припомнят враждебно настроенные СМИ. Здесь, наконец, и определенная программно-политическая заданность социал-демократии в сознании россиян старше 30 лет, получивших представление об этом политическом течении в рамках советской системы образования.

Не касаясь существа перечисленных проблем, особо подчеркнем объективность существования в российском социуме латентного слоя общественного сознания, опирающегося на социал-демократические ценности. Каков он по составу и каким образом распределен по социальным группам - на сегодня это предмет исследования. Но фактом остается то, что подавляющее большинство представителей этого слоя на протяжении 90-х годов или не ассоциировали свои взгляды с "социал-демократией", или же осознанно отказывались признавать различные социал-демократические организации в качестве таковых.

Предлагаемый нами выход из этой проблемной ситуации заключается, с одной стороны, в проведении социологических и социально-психологических исследований для выявления характеристик социал-демократической страты и понимания механизмов ее гражданской активизации, и, с другой стороны, в осуществлении зондажа общественного сознания для определения адекватных ему конкретно-исторических форм самоназвания нынешней российской социал-демократии.

В любом случае мы категорически не рекомендуем начинать проект строительства новой социал-демократической организации без разрешения проблемы самоназвания. Нами подготовлены специальные предложения по этому вопросу, но они могут обсуждаться с заинтересованными лицами только в случае понимания последними важности поднимаемой проблемы.

Название партии важно еще и для ее позиционирования в политическом пространстве, в обществе. Динамичное, целеполагающее название заставляет людей ориентироваться на него, связывать с ним свои интересы и жизненные задачи, оно способствует облегчению политической социализации молодежи и вообще стимулирует процессы политической самоидентификации граждан.

Не менее важны для позиционирования программные установки партии. Мы имеем в виду не толстые тома псевдонаучных рассуждений вперемешку с романтическими экзерсисами, а ясные 7-9 ближайших исторических целей российской социал-демократии. Проблемы, которые собирается решать социал-демократия должны быть в центре общественного внимания. Их нельзя придумать, их надо назвать, озвучить, объяснить причины их возникновения и пути разрешения. Это должна быть своеобразная социал-демократическая повестка дня на ближайшие годы. Ее содержание также должно опираться на социологические исследования в предварительно локализованных группах населения, ориентированных на социал-демократические ценности.

Для позиционирования новой большой социал-демократической организации в России мы предлагаем использовать идеологическую схему интегрального социализма, позволяющую продуктивно сочетать самые разные течения социалистической масли и практики. "Каркас прочности" в такой схеме определяется, во-первых, краткой программой партии (повесткой дня), во-вторых, нацеленностью на практическую политическую деятельность, в-третьих, на базовые демократические ценности.

Помимо прочего, опора на интегральный социализм открывает социал-демократам возможности для политического сотрудничества с любыми нетоталитарными левыми политическими силами. В России это значительная часть коммунистов, политизированные левые профсоюзы, различные радикальные левые гражданские организации.

Позиция социал-демократии в отношении либералов и консерваторов западников на текущем этапе по нашему мнению должна быть резко критической, но корректной. Острие критики, в частности, следует сосредоточить на приверженности правых одной, "избранной" частной собственности, тогда как истинная экономическая свобода предполагает равноправие всех форм собственности. Да и в рамках самой частной собственности социал-демократам пристало активно пропагандировать и поддерживать ее коллективные формы (артели, кооперативы, самоуправляющиеся народные предприятия и т.д. и т.п.).

По отношению к правительству социал-демократы должны находиться в последовательной радикальной оппозиции. Это неизбежно, по крайней мере, до момента создания представительной фракции в парламенте страны, что является главной политической целью российских социал-демократов в ближайшие четыре года. В известной степени успешность любой новой социал-демократической организации зависит от разумной, контролируемой радикальности ее политического поведения. Под контролируемым радикализмом мы понимаем такую ситуацию, при которой даже по тем вопросам, по которым наша позиция совпадает с позицией правительства мы: а) никогда не высказываем эту поддержку инициативно, а только на прямые вопросы, б) всегда обставляем эту поддержку достаточно жесткими условиями.

Очень важное направление деятельности будущей партии - инициирование структур гражданского общества в стране. Под структурами гражданского общества мы понимаем всевозможные организации функционального представительства граждан: молодежные, женские, территориальные, профессиональные и др. Особое внимание здесь следует уделить молодежи.

Борьба партии за молодежь должна вестись с привлечением всего арсенала средств молодежной субкультуры. Необходимо создать свою студию звукозаписи, собственный медиа-холдинг, задачей которого будет успешная идеологическая конкуренция на рынке масс-медиа. Социал-демократы могут и должны сформировать молодежную моду на свои атрибуты и свою идеологию. Это направление привлекательно еще и тем, что может приносить материальные средства для осуществления тех или иных партийных программ.

2. СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ И ПОРЯДОК ЕЕ РАЗВЕРТЫВАНИЯ.

Основа любой организации, ее главный ресурс - это ее кадры. К сожалению, на момент написания настоящей записки следует констатировать катастрофическую нехватку кадров для создания дееспособной социал-демократической партии в России. Те, что есть, малочисленны и, зачастую, неподготовлены к профессиональной политической работе.

Объявить о создании новой партии, не подготовив ее кадровое обеспечение, - значит, обречь весь проект на неизбежное политическое поражение. Формировать дееспособную структуру новой партии при отсутствии достаточного кадрового запаса просто невозможно, ведь речь идет о требуемом служебном соответствии на занятие руководящих должностей, а не о раздаче постов приятным людям.

Таким образом, одним из принципиальнейших условий создания партии является условие предварительного кадрового набора ее членов (вероятно, в качестве кандидатов), их анкетирования, тестирования, обучения. Предварительный набор членской базы в свою очередь невозможен без целого ряда специальных мероприятий организационного и агитационного характера.

Мы предлагаем формировать структуры будущей объединенной социал-демократической партии по следующим основным направлениям деятельности:

- организация и управление, кадры, включая их обучение и переподготовку (организационная группа, секретариат, отдел специальных мероприятий, отдел по связям с общественными организациями и органами власти, отдел по связям с регионами, кадровый отдел, самостоятельный институт, работающий совместно с ним, система кадровых комиссий, базы данных членов партии),

- программные разработки, политические и социальные исследования (программная комиссия, институт, временные программные группы по направлениям, специальный институт, собственные службы политического, социологического, законодательного мониторинга),

- подготовка и распространение информации, агитация (собственные СМИ, контролируемое межрегиональное информационное агентство, пресс-служба, Internet-служба, службы связи с общественностью и пропаганды, служба мониторинга центральных СМИ),

- международные контакты.

Следует особо подчеркнуть, что помимо формирования организационной группы следует уделить первоочередное внимание созданию собственного информационного агентства, газеты и института. Вложенные в них ресурсы, во-первых, окупаются; во-вторых, эти структуры крайне необходимы на этапе развертывания будущей партии, поскольку без них невозможна нормальная работа с кадрами и электоратом. Создание этих структур на базе партии является и важнейшей политической задачей - чтобы "воевать" с буржуазными СМИ за сознание людей надо иметь адекватные средства воздействия, иметь в запасе значимые информационные и материальные ресурсы. Борьба идеологий - это и борьба ресурсов.

Организационная концепция нашего предложения как раз и заключается в том, чтобы последовательно развертывать систему ресурсов будущей партии, делая их из потенциальных реальными. Эффективная партия - это партия, обладающая ресурсами, постоянно наращивающая ресурсы и находящая оптимальные варианты их использования для достижения поставленных политический целей.

Выстраивание структуры будущей партии - это также работа по привлечению и упорядочению самых различных ресурсов, поэтому мы предлагаем определенную последовательность действий по формированию объединенной социал-демократической структуры в России.

Предварительный этап. Финансовое и материальное обеспечение первого этапа.

Первый этап. Проводятся предварительные социологические исследования с целью выяснения потенциально наиболее популярного названия создаваемой организации, уточняются социальные адреса для проведения пропагандистских мероприятий.

Создается собственная медиа-структура (агентство и газета), формируются базы данных региональных СМИ, разрабатывается медиа-план агитационной кампании и готовятся материалы для ее проведения.

Создается организационная группа (с включением региональных представителей), в задачу которой входит вовлечение в проект всех заинтересованных в нем участников левых демократических организаций, профсоюзов, отдельных политических деятелей, финансовое обеспечение проекта и международные контакты.

Длительность первого этапа - два месяца.

Второй этап. Начинается с заявления о создании организационного комитета новой партии.

Проводится масштабная агитационная кампания, ориентированная на сторонников социал-демократии, с целью получения "обратной связи" и установления организационных контактов с потенциальной кадровой базой будущей партии.

Разворачивается работа специального института по исследованиям проблем российской социал-демократии, формируется программа исследований, проблемных семинаров и конференций.

Длительность второго этапа - три месяца.

Третий этап. Продолжается активная агитационная кампания. Одновременно на базе института начинается отбор и обучение кадров будущей партии.

Формируется база данных на кадровые резервы будущей партии.

Формируется проект повестки дня (программы) новой партии и проект ее устава.

Начинается создание (учреждение) региональных отделений (организаций) будущей партии, формируются функциональные партийные структуры по направлениям деятельности.

Длительность третьего этапа - три месяца. Некоторые задачи второго и третьего этапов могут по времени накладываться.

Четвертый этап. Учредительный съезд новой партии, ее государственная регистрация. Подача заявления о вступлении в Социалистический Интернационал. Начало подготовки к парламентским выборам 2003 года.

Длительность четвертого этапа (до момента регистрации) - два месяца.

Таким образом, общее время развертывания объединенной социал-демократической партии в России - 8-10 месяцев с момента получения начального финансирования. Возможно, что срок развертывания структуры может оказаться меньшим, но для этого должны сложиться чрезвычайно благоприятные обстоятельства.

Структура создающейся партии будет складываться в течение всего срока ее развертывания и едва ли потребует существенной ломки в момент официального учреждения общероссийской организации. Одним из важных условий дееспособности новой партии будет ее способность прорабатывать решения не только на уровне первичной политической рефлексии, но и на уровне целого ряда сбалансированных профессиональных подходов (экономического, социологического, социально-психологического и т.д. и т.п.). Такая двойная структура создаст хорошие предпосылки для формирования серьезных государственных программ, законопроектов, обеспечит работу партийного "теневого кабинета".

Предлагаемая последовательность действий в период создания будущей объединенной социал-демократической партии гарантирует постепенное наращивание ее ресурсов, тогда как схема, при которой партия сначала "объявляется" и только потом начинает "строиться" (что уже не раз было доказано на практике), чрезвычайно уязвима относительно текущей политической конъюнктуры, чревата организационными провалами, которые сами по себе могут быстро деморализовать кадровый состав нарождающейся партии.

Люди на местах должны увидеть серьезную, профессиональную работу организационного центра будущей партии, а не набор "пионерских" мероприятий для галочки, смысл которых - "выдумывание политики" вместо борьбы за влияние на нее и ее проводников.


Док. 329737
Опублик.: 02.07.07
Число обращений: 1336

  • Гуселетов Борис Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``