В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Материал к выступлению Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Геннадия Селезнева на конференции `Союза законодателей России` 18 июля 2001 года Назад
Материал к выступлению Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Геннадия Селезнева на конференции `Союза законодателей России` 18 июля 2001 года
Уважаемый Леон Иосифович,
уважаемый Владимир Михайлович!

Уважаемые руководители законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации!

Я признателен Вам за приглашение принять участие в работе очередной конференции Союза законодателей России и рад новой встрече с нашими коллегами из регионов по законотворческому процессу. У нас, депутатов Государственной Думы, со многими из здесь присутствующих, установились прочные деловые и дружеские отношения. И мы намерены их развивать и впредь, во имя дальнейшего укрепления нашего федеративного государства, повышения взаимодействия между федеральным центром и субъектами Российской Федерации.

У нас к месту и не к месту любят порассуждать о противоборстве центра и регионов, о том, что федеральный центр постоянно покушается на права субъектов Федерации, а Государственная Дума часто игнорирует интересы, позиции и предложения региональных органов законодательной власти. На самом же деле все не так просто и однозначно. В последние семь с половиной лет, после принятия Конституции Российской Федерации, стала формироваться новая российская политическая система. В рамках этой системы Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации и законодательные органы субъектов Федерации наладили между собой постоянное взаимодействие. В рамках этого взаимодействия, наряду с совместными решениями по тем или иных законопроектам, между центром и регионами, а также между самими регионами случаются разногласия. И это вполне допустимо в любом государстве, тем более в таком обширном и разнообразным по специфике своих регионов как Россия. Главное - в том, чтобы все мы двигались в направлении дальнейшего развития страны, повышения уровня и качества жизни всего нашего российского народа.

Уважаемые коллеги!

Для нас, депутатов Государственной Думы, действительно важна ваша работа. Не менее важны ваши оценки и замечания по направляемым к вам законопроектам, которые Конституция определила к предметам совместного ведения. Практически на каждом пленарном заседании депутаты ссылаются на точки зрения, высказанные в заключениях законодательных собраний. Ваши позиции постоянно учитываются в ходе парламентских дебатов в Государственной Думе.

Мы никак не можем сводить наше взаимодействие лишь к количеству законодательных инициатив субъектов Федерации, принятых или отклоненных Государственной Думой. Вносимые вами законопроекты имеют бесспорную значимость. Но фактически участие региональных законодательных органов в федеральном законотворческом процессе гораздо шире и глубже, чем только в рамках предлагаемых вами законопроектов. Мы высоко ценим вашу законотворческую активность. Искренне признательны за вашу постоянную заинтересованность в развитии и совершенствовании российского законодательства.

В нашем взаимодействии существуют свои проблемы и недочеты. Нам довольно часто приходится без рассмотрения возвращать те законодательные инициативы из регионов, которые в нарушение регламентных норм присылаются в Государственную Думу то ли без финансово-экономического обоснования, то ли без других требуемых документов. В комитетах Государственной Думы время от времени случаются задержки и проволочки в рассмотрении тех или иных законодательных инициатив из регионов. Чтобы подобных заторов было поменьше, а согласованности в наших действиях побольше, мы недавно ввели новую форму взаимодействия с регионами. С этого года в Государственной Думе проводятся дни того или иного субъекта Федерации. Уже прошли Дни Карелии и Ленинградской области. При этом мы с самого начала задумывали эти мероприятия не как парадно-протокольные, а стремились придать им деловой и результативный характер. Для членов официальных делегаций были организованы встречи в комитетах и депутатских объединениях. Там они имели возможность обсудить конкретные ситуации о ходе рассмотрения своих законодательных инициатив, внесенных в нашу палату Федерального Собрания. Коллеги из Карелии и Ленинградской области единодушно оценили эти встречи и непосредственные рабочие контакты как полезные и результативные. Это нас воодушевляет. В настоящее время мы рассматриваем предложения от Челябинской области и Республики Башкортостан о проведении их Дней. Приглашаем и все другие регионы. Будем рады принять вас и обсудить текущие проблемы нашего взаимодействия.

Уважаемые коллеги!

Мы с вами встречаемся спустя несколько дней после того, как завершилась весенняя 2001 года сессия Государственной Думы. Она оказалась одной из самых насыщенных по числу крупных законодательных инициатив, рассмотренных в последние 6 месяцев. Судите сами. Одно перечисление принятых законов говорит само за себя. Это - Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении", закон "О политических партиях", Уголовный процессуальный кодекс (второе чтение), Трудовой и Земельный кодексы. В первом чтении приняты пакеты президентских инициатив о судебной и пенсионной реформах. И все это - далеко не полный список результатов нашей законотворческой работы.

Особое внимание депутаты уделяли налоговым, бюджетообразующим законам, большинство из которых составили новые или обновленные главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации. При рассмотрении финансового законодательства наш депутатский корпус одновременно решает несколько сложных задач. Во-первых, мы добиваемся действительно существенного уменьшения общего налогового бремени на экономику с тем, чтобы стимулировать ее дальнейший рост и активизировать инвестиционные процессы. Во-вторых, нам, федеральным законодателям, необходимо постоянно заботиться о том, чтобы налоговое законодательство способствовало не уменьшению, а, в конечном счете, росту доходной части федерального бюджета посредством общего экономического роста в стране. И, в-третьих, депутаты Государственной Думы, будучи федеральными законодателями, постоянно должны думать об укреплении финансово-бюджетных основ регионального и местного уровней власти.

Вот почему при рассмотрении тех или иных налоговых законов мы особое внимание уделяем на так называемое расщепление ряда налогов по различным бюджетными уровням. Например, при рассмотрении во втором чтении налога на прибыль организаций депутаты после длительного обсуждения утвердили доли отчисления в федеральные, региональные и местные бюджеты. Жаркие дебаты сопровождали и рассмотрение во втором чтении налога на добычу полезных ископаемых. Здесь мы также затратили немало сил для того, чтобы распределить суммы налогов по уровням бюджетной системы и при этом достичь должного баланса между интересами федерального центра и субъектов Федерации, включая сложнопостроенные субъекты. При этом я хотел бы специально отметить, что Государственная Дума неизменно выступает за увеличение долей налоговых поступлений в пользу регионального и местного уровней по сравнению с правительственными предложениями. К тому же, значительное внимание в Думе уделяется доработке налога с продаж, который, как известно, является одним из базовых для региональных бюджетов.

Говоря о налогах и бюджетах, невозможно не затронуть такой насущный для всех темы как бюджетный федерализм. Этот вопрос в настоящее время еще более активно обсуждается в связи с представленной недавно Правительством проектом Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года. В связи с этим Государственная Дума приняла постановление номер 1646 от 14 июня 2001 года, в котором содержится парламентский запрос Председателю Правительства Российской Федерации. В нем Правительству рекомендуется при подготовке федерального бюджета на 2002 года предусмотреть следующее. При распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы осуществить зачисление средств в налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации в объеме не менее 50 процентов суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. Также Правительству рекомендуется предусмотреть механизм замещения выпадающих доходов бюджетов субъектов Федерации другими налоговыми доходами. В этом постановлении депутаты снова просят Правительство ускорить разработку проекта федерального закона о минимальных государственных социальных стандартах и внести его на рассмотрение Государственной Думы до конца 2001 года. Будем надеется, что Правительство учтет эти позиции не только большинства Государственной Думы, но, как я хорошо знаю из общения с вами, позиции и устремления законодательных органов субъектов Федерации.

Думаю, в этой аудитории особый интерес вызывет Федеральный закон "О федеральных целевых программах регионального развития", который Государственная Дума приняла в первом чтении 27 июня сего года. Целесообразность принятия такого закона, по мнению депутатов, вызвана, в частности, тем, что в настоящее время на территории регионов реализуются десятки отраслевых и функциональных программ, в той или иной степени решающих региональные проблемы. Разработанный нами законопроект предлагает решение вопроса о соотношении и координации этих программ в рамках региона, месте и роли региональной программы в увязке общефедеральных проблем.

Можно предвидеть сложную судьбу этого проекта федерального закона. И представитель Президента, и представитель Правительства в Государственной Думе призвали депутатов голосовать против данной законодательной инициативы. Их главная претензия сводится к тому, что его принятие приведет к значительному увеличению бюджетных расходов на целевые программы. Однако депутаты считают, что этот законопроект будет способствовать совершенствованию взаимоотношений между федеральным центром и органами власти субъектов Федерации.

Вопросы о налоговой реформе и бюджетном федерализме постоянно обсуждались и на зональных семинарах Государственной Думы с руководителями законодательных органов субъектов Федерации, в частности, на семинаре в г.Перми, где участвовали представители законодательных органов 22 субъектов Федерации, входящих в Приволжский, Волго-Вятский и Уральский федеральные округа. Очередной такой семинар мы планируем провести в октябре этого года в Нальчике и там предполагается участие депутатов практически всех субъектов, входящих в Южный федеральный округ.

Уважаемые коллеги!

Одним из ключевых вопросов, рассматривавшихся в ходе весенней сессии 2001 года, безусловно, стал новый вариант Земельного кодекса Российской Федерации предложенный Правительством. Этот правовой акт оказывает повышенное внимание всего нашего общества к одному из главных ресурсов национального достояния - земле, на который мы с вами живем и которая веками собиралась в границы нашего государства. При этом острая дискуссия развернулась не только вокруг конкретного содержания предложенного Земельного кодекса, но и вокруг процедуры его рассмотрения в нашей палате Федерального Собрания.

Мы полностью осведомлены о том, что многие в нашем обществе, в том числе в региональных законодательных собраниях, критикуют Государственную Думу за то, что установленный ею трехнедельный срок представления поправок к проекту Земельного кодека противоречит пункту 2 статьи 13 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации". Эта норма предусматривает месячный срок. Лично я неизменно остаюсь сторонником строгого соблюдения всех действующих норм законодательства и Регламента Государственной Думы. Большинство же депутатов в данном случае приняли иное решение.

Но этим не исчерпываются проблемы реализации статьи 13 Федерального закона о принципах и порядке разграничения. В этой статье содержится ставшая в связи с нынешним рассмотрением проекта Земельного кодекса знаменитой норма о том, что если органы государственной власти более чем трети субъектов Российской Федерации выскажутся против проекта того или иного федерального закона, то в этом случае по решению Государственной Думы создается согласительная комиссия с участием депутатов Государственной Думы и представителей органов государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации. Как и все депутаты, я ознакомился со списком, распространенным группой депутатов-аграрников и включающим в себя органы законодательной власти 35 субъектов Российской Федерации.

Казалось бы, эти данные однозначно предопределяют необходимость создания согласительной комиссии по Земельному кодексу в соответствии с Федеральным законом. Однако обнаружилось, что сама формулировка закона "орган государственной власти субъекта Российской Федерации" может трактоваться по-разному, поскольку к таким органам относится и законодательные, и исполнительные органы власти. Такая ситуация должна еще больше побуждать нас, законодателей, к тому, чтобы максимально точно формулировать нормы закона и не допускать двойственных или взаимоисключающих толкований этих норм. Если бы в статье 13 были обозначены не вообще органы государственной власти субъекта Федерации, а законодательные (представительные) органы власти субъекта Федерации, применение этой статьи могло бы быть гораздо более определенным.

И последнее, на чем хотелось бы остановиться. Мне известно, что в апреле этого года Союз законодателей России провел научно-практическую конференцию на тему "Устойчивое развитие России и регионов - государственная политика и национальная идея". Можно только приветствовать внимание вашей организации к этому важному направлению общественного развития, которому и у нас в Государственной Думе уделяется большое внимание. Депутаты третьего созыва образовали еще в прошлом году Комиссию Государственной Думы по проблемам устойчивого развития. На 5 октября текущего года у нас в Думе запланированы парламентские слушания на тему: "О проекте доклада Правительства Российской Федерации в ООН "О стратегии устойчивого развития России". Приглашаем Вас, уважаемые коллеги, принять участие в этих слушаниях, которые обещают быть интересными и содержательными.

Уважаемые участники конференции!

Позвольте мне пожелать вам больших новых успехов в нашей общей законотворческой работе, дальнейшего развития взаимодействия между органами законодательной и представительной власти федерального, регионального и местного уровней власти!

Благодарю за внимание.



18 июля 2001 года
http://www.seleznev.on.ru/newsfull.asp?id=306

Док. 329734
Перв. публик.: 18.07.01
Последн. ред.: 02.07.07
Число обращений: 289

  • Селезнев Геннадий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``