В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Председателя Государственной Думы 21 января 2002 года Назад
Выступление Председателя Государственной Думы 21 января 2002 года
Уважаемые руководители законодательных органов
субъектов Российской Федерации!

Уважаемые депутаты Государственной Думы, коллеги!

Позвольте приветствовать всех участников сегодняшней рабочей встречи в Государственной Думе. Мы особенно рады возможности начать новый год и нашу новую сессию с непосредственного общения с хорошо знакомыми коллегами - руководителями региональных парламентов. Такие встречи мы в Государственной Думе проводим ежегодно, и лишь в прошлом году в силу ряда обстоятельств подобная встреча не состоялась. Но мы твердо настроены на то, чтобы продолжать эту парламентскую традицию. Это представляется нам особенно важным в условиях, когда Совет Федерации перешел на новый режим работы на постоянной основе, и теперь законодательные органы субъектов Федерации представлены не самими председателями, а выборными представителями этих органов. Мы считаем, что необходимо усилить взаимодействие Государственной Думы, Федерального Собрания в целом именно с руководителями законодательных органов субъектов Федерации, поскольку нас с вами тесно связывает участие в общем законотворческом процессе.

Прошедший год стал годом выборов во многих регионах нашей страны. Наряду с выборами глав исполнительной власти прошли выборы в органы законодательной и представительной власти более чем в трети субъектов Федерации. Везде, за исключением Приморского края, выборы региональных парламентов состоялись. И сегодня от имени всего депутатского корпуса Государственной Думы хотел бы еще раз поздравить новых руководителей законодательных органов в регионах с избранием, пожелать вам доброго здоровья, успешной работы на благо ваших регионов и всей России.

Уважаемые коллеги!

Исходя из темы нашего сегодняшнего рабочего совещания всем его участникам розданы итоговые материалы о результатах законотворческой деятельности Государственной Думы в осеннюю сессию 2001 года. Я хотел бы остановиться лишь на некоторых моментах, непосредственно связанных с практикой взаимодействия Государственной Думы с законодательными органами субъектов Федерации собственно в законотворческой сфере. В начале весенней сессии 2001 года в примерную программу законотворческой работы Государственной Думы было включено 90 законопроектов, внесенных в Думу законодательными органами субъектов Федерации. Чтобы завершить с этим цифровым рядом, сразу отмечу, что в примерную программу на весеннюю сессию 2002 года включено уже более 120 законопроектов, внесенных в Думу региональными парламентами. Сами эти цифры свидетельствуют о том, какое большое внимание в нашей палате Федерального Собрания уделяется законодательным инициативам регионов.

На практике почти на каждом пленарном заседании Государственной Думы мы рассматриваем те или иные законопроекты, внесенные законодательными органами субъектов Федерации. В 2001 году целый ряд из них прошел в Думе все три чтения, был одобрены Советом Федерации, подписан Президентом Российской Федерации и вступил в силу. Среди них такие федеральные законы, как "О внесении дополнений в статью 11 Федерального закона "О рекламе" (внесен Астраханским областным Представительным Собранием), "О внесении дополнений в статью 326 Уголовного кодекса Российской Федерации" (внесен Законодательным Собранием Краснодарского края), "О внесении дополнений в статью 2 Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (внесен Законодательным Собранием Красноярского края), "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации "О милиции" (внесен Законодательным Собранием Санкт-Петербурга), и другие. Данный список можно продолжить, и это является конкретным проявлением того, что различные инициативы, поступающие в Государственную Думу от законодательных органов субъектов Федерации, находят поддержку в нашей палате, в Совете Федерации и обретают законную силу после утверждения их Президентом Российской Федерации.

В то же время надо признать, что большинство законопроектов, представленных в Думу законодательными органами субъектов Федерации, или отклоняются, или снимаются с рассмотрения. Я не стал бы драматизировать, уж тем более делать обобщений, что, мол, Государственная Дума топит законодательные инициативы из регионов и не дает им хода. На самом деле в каждом конкретном случае есть свои конкретные причины и обстоятельства. В одних случаях имеется несогласие большинства депутатов Государственной Думы с содержанием того или иного законопроекта, поступившего из региона. В других случаях президентская сторона или Правительство Российской Федерации выдвигают свои аргументы "против", и к ним прислушивается парламентское большинство.

Довольно часто законодательные инициативы из одного региона дублируют аналогичные законопроекты, поступившие из другого региона или же законопроекты, разрабатываемые в Государственной Думе или в Правительстве Российской Федерации. Нередко сами законодательные органы субъектов Федерации отзывают свои законопроекты. Наконец, бывают случаи, когда представители региональных парламентов отсутствуют в момент рассмотрения их законопроектов на пленарных заседаниях Государственной Думы. Мы также вынуждены снимать эти законопроекты с рассмотрения. Упомянутые ситуации свидетельствуют о том, что во взаимодействии Государственной Думы с законодательными органами субъектов Федерации до сих пор в значительной степени ощущается отсутствие должной координации в наших действиях.

Если же обобщить работу с законодательными инициативами из регионов на первоначальной стадии их рассмотрения в Государственной Думе, то с сожалением приходится констатировать, что Совет Государственной Думы слишком часто вынужден возвращать многие из этих инициатив в связи с явными нарушениями регионами как Конституции Российской Федерации, так и действующего Регламента Государственной Думы, хорошо известного в регионах. Я имею в виду то, что многие из присылаемых от вас законопроектов в своих сопроводительных документах не содержат, во-первых, финансово-экономического обоснования, необходимого в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат, во-вторых, перечня актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению или дополнению в случае принятия нового федерального закона, и в-третьих, заключения Правительства Российской Федерации в случаях, определенных статьей 104 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Видимо, законодательным органам субъектов Федерации следует обратить повышенное внимание на эти конституционные и регламентные нормы, с тем чтобы не создавать препятствий для вносимых ими законодательных инициатив уже на первичных стадиях их рассмотрения.

С другой стороны, мы отдаем себе отчет в том, что у региональных парламентов есть немало вполне обоснованных претензий и к практике работы Государственной Думы. Мы довольно часто ставим регионы в весьма напряженную ситуацию, рассылая им на отзывы законодательные инициативы и ставя для подготовки отзывов предельно сжатые сроки. Нередко региональные парламенты жалуются на то, что те или иные комитеты Государственной Думы волокитят с рассмотрением внесенных ими законопроектов, и в некоторых случаях это действительно имеет место. Есть у законодательных органов претензии и по части недостаточной и несвоевременной информации, получаемой ими из Государственной Думы, о ходе рассмотрения их законодательных инициатив в нашей палате Федерального Собрания. Все эти явления также говорят в пользу необходимости усилить координацию действий между федеральными и региональными законодателями.

Хотелось бы особо отметить, что резервы и возможности для повышения нашей координации имеются. В структуре Аппарата Государственной Думы на протяжении последних семи лет активно работает отдел по взаимодействию с субъектами Российской Федерации. Этот отдел совместно с комитетами Государственной Думы, Правовым, Аналитическим управлениями, Пресс-службой Государственной Думы проводит большую работу по организации зональных семинаров, где мы с вами обсуждаем многие текущие вопросы законодательства об отношениях между центром и регионами. В Аппарате Государственной Думы постоянно проводятся стажировки депутатов и работников аппаратов законодательных органов субъектов Федерации. Новыми формами работы нашей палаты Федерального Собрания с регионами стало проведение дней субъектов Федерации в Государственной Думе. В прошлом году у нас с успехом прошли дни Карелии и Ленинградской области.

На февраль 2002 года запланировано проведение в Государственной Думе дней Ханты-Мансийского округа. В мае этого года мы собираемся провести очередной зональный семинар в Казани для законодателей Приволжского федерального округа на тему: "Проблемы совершенствования законодательной базы федеративных и межнациональных отношений". Наконец, в Думе у нас выходит ежеквартальное издание "Информационно-методический бюллетень "Законодательные органы власти субъектов Российской Федерации. Практика. Мнения. Проблемы". Это издание мы также рассылаем по регионам.

И все же важнейшим и для нас, и для регионов является решение такой коренной для российской государственности цели, как создание и совершенствование единого правового поля в Российской Федерации. Составными задачами в решении этой проблемы является приведение в соответствие федерального и регионального законодательства, а также разграничение полномочий и предметов ведения между федеральным центром и субъектами Федерации. Помимо согласования позиций по вопросам текущего законодательного процесса эти две фундаментальные задачи также требуют качественно иного уровня координации действий федеральных и региональных законодателей.

Вот почему мы на сегодняшнем заседании решили предложить на ваше суждение, уважаемые коллеги, идею о целесообразности создания постоянно действующего Совещания председателей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом я хочу сразу же во избежание каких-либо кривотолков и вольных интерпретаций обозначить два-три момента. Во-первых, эта идея исходит не только от Государственной Думы, но и мест, от ряда самих законодательных парламентов. Во-вторых, предлагаемый орган может иметь исключительно координационные совещательные функции и ни в коей мере не является замаскированной попыткой возродить некую вертикаль законодательных органов власти. И, в-третьих, мы отнюдь не собираемся создавать этот орган, как бы он не назывался, при Государственной Думе и тем, более, при Председателе Государственной Думы. Это было бы нарушением конституционной нормы о федеративном устройстве нашего государства, предполагающего, что федеральный и региональный уровни государственной власти имеют свои самостоятельные органы, в том числе законодательные.

Мы предлагаем сформировать постоянно действующее рабочее Совещание на базе всего Федерального Собрания при активном участии представителей Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, других субъектов права законодательной инициативы. Я особо хотел отметить важность участия в работе нашего совещания уважаемого Председателя Совета Федерации Сергея Михайловича Миронова. В последнее время в некоторых органах массовой информации усиленно муссируется версия о том, что грядет некое перераспределение полномочий между палатами Федерального Собрания, что Совет Федерации в новом составе оттеснит Государственную Думу на обочину законодательного процесса и тому подобное. Я хочу заверить руководителей органов законодательной власти субъектов Федерации, что все это - досужие домыслы. У каждой палаты есть свои четко прописанные конституционные полномочия и есть определенная совместная компетенция в сфере законотворческого процесса. Кроме того, мы уже договорились с Председателем Совета Федерации, что будем предлагать попеременное проведение заседаний координационного органа как в Государственной Думе, так и в Совете Федерации. Такой двухпалатных подход, по нашему мнению, будет только способствовать повышению уровня координации между всеми субъектами права законодательной инициативы.

Уважаемые участники совещания!

Я не стал касаться таких злободневных вопросов, как межбюджетные отношения, проблемы выплаты зарплаты бюджетникам в регионах, пенсии и многие другие. Как вы можете в розданной вам программе, у нас запланированы выступления председателей нескольких ведущих комитетов Государственной Думы, а также ряда высших должностных лиц Администрации Президента, Правительства, Центрального банка, которых мы специально пригласили на нашу рабочую встречу и которые смогут ответить на ваши вопросы.


    

21 января 2002 г.
http://www.seleznev.on.ru/newsfull.asp?id=312

Док. 329720
Перв. публик.: 21.01.02
Последн. ред.: 02.07.07
Число обращений: 314

  • Селезнев Геннадий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``