В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Гуселетов: Современный этап реформирования российской системы государственной власти и местного самоуправления Назад
Борис Гуселетов: Современный этап реформирования российской системы государственной власти и местного самоуправления
УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ (УрАГС)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ (ГУ-ВШЭ)
УНИВЕРСИТЕТ ЛОНДОН МЕТРОПОЛИТЕН (УЛМ)
КОЛЛЕДЖ ЕВРОПЫ (КЕ)
ПРИ ПОДЕРЖКЕ ПРОГРАММЫ TEMPUS

Международная конференция

Современный этап реформирования российской системы государственной власти и местного самоуправления


24-25 ноября 2006 г.

Екатеринбург 2006

Б.П. Гуселетов, профессор кафедры политологии и социологии
Российский государственный
торгово-экономический университет
г. Москва

Влияние политической реформы на реформу социальной сферы и административную реформу

Проводимые предыдущим российским руководством административно-политические и социально-экономические реформы в период с 1991 по 2000 годы были нацелены, прежде всего, на перераспределение собственности и власти. Все это привело к формированию в России так называемого правления олигархов. При этом социальная сфера была, по сути, принесена в жертву и постепенно деградировала. Формирование гражданского общества фактически остановилось, а бюрократический аппарат, вовлеченный в процесс передела собственности и власти, терял квалификацию и все больше погрязал в коррупции. Ярким подтверждением этих процессов, помимо очевидных статистических показателей уровня жизни граждан, темпов роста экономики и государственных затрат на такие сферы как образование, здравоохранение, культуру и т.д. является доминирование в эти годы в политической жизни страны трех сил - праворадикальных партий (СПС и Яблоко), так называемых центристских "партий власти" (Наш дом Россия, Отечество - вся Россия, Единство и Единая Россия) и наконец, консервативной компартии, игравшей для двух предыдущих сил играла роль некоего жупела.

С приходом в 2000 г. к руководству нового Президента ситуация стала потихоньку меняться. Сначала были вытеснены из политического процесса в качестве ведущей сил так называемые олигархи (этот процесс фактически закончился к 2003 г.). Затем ослабла роль правых радикалов (в 2003 г. ни СПС, ни Яблоко не попали в нижнюю палату парламента), а также коммунистов (на выборах 2003 г. КПРФ получила лишь 13% голосов). После этого Президент Путин заговорил об административной и бюджетной реформе и реформе госслужбы. Затем в результате резкого роста дохода бюджета стали постепенно расти государственные расходы на социальную сферу.

Но, к сожалению, за эти годы результаты административной реформы и реформы госслужбы оказались весьма незначительными. Более того, по ряду объективных" показателей мы наблюдаем рост уровня коррупции, снижение эффективности системы государственного управления, в том числе в области расходования бюджетных средств. И, по мнению автора, это во многом связано с тем, что политическая реформа была практически остановлена и даже начался некий откат назад, выразившийся в фактической отмене выборов глав регионов, непомерному росту политического влияния так называемой партии власти Единая Россия, тесно связанной с администрацией Президента. В результате этого ряд шагов, предпринятых Правительством и полностью поддержанных Единой Россией (так называемая монетизация льгот, реформа системы здравоохранения и др.) привели к росту социальной напряженности.

Буквального в этом году власть предприняла ряд шагов по трансформации политической системы, которые заключались в консолидации ряда левоцентристских партий и создания так называемой Справедливой России, заявившей об оппозиционности Единой России и при звавшей к повышению расходов государства на социальные программы. Практика последних лет однозначно доказала, что без развития в стране демократии, появления в ее политическом спектре влиятельной левоцентристской партии, отстаивающей интересы лиц наемного труда и формирования гражданского общества не удастся решить проблему коррупции и повышения эффективности системы государственного управления, а также действительной: поддержки со стороны государства социальной сферы и, прежде всего, образования и здравоохранения.

Еще одна важная проблема, которая до сих пор не находит разрешения - это вхождение России в процесс глобализации и поиск там своего места. Очевидно, что без развития образования, науки, внедрения современных наукоемких технологий, поддержки со стороны государства развития информационных технологий, инновационной экономики, Россия не сможет расстаться со своей ролью сырьевого придатка мировой экономики. И здесь ключ к решению проблемы тоже лежит в политической сфере, потому что доминирующие сегодня в политике консервативные силы не способны предложить программу преобразования российской экономики и ее достойной интеграции в мировую глобальную экономику. Российская наука, системы образования и здравоохранения не смотря на то, что последние 15 лет государство практически отвернулось от них продолжают оставаться в числе мировых лидеров, по крайней мере в отдельных областях. Но если нынешняя власти и те, кто придут к ним на смену после выборов 2007-2008 годов не пересмотрят самым радикальным образом государственную политику по отношению к социальной сфере, то есть реальный шанс, что уже в ближайшие 3-4 года эти конкурентные преимущества будут утеряны и Россия таким образом может потерять всякие перспективы ( по крайней мере в обозримом будущем) на сохранение роли одной из ведущих мировых держав и надолго сохранит свою неприглядную роль, так называемой мировой "бензоколонки".


Док. 329717
Перв. публик.: 25.11.06
Последн. ред.: 02.07.07
Число обращений: 1374

  • Гуселетов Борис Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``