В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Гуселетов: Свободное слово Назад
Борис Гуселетов: Свободное слово
Российская Академия Наук Институт философии



Свободное слово

Интеллектуальная хроника: 1999- 2000

Альманах - 2000

Москва 2001

СУДЬБА РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

15 ноября 2000 г.


Б.П. Гуселетов

Я хочу присоединиться практически ко всему, что сказал Петр Анатольевич (Федосов). На мой взгляд, общую картину и ситуацию, которая сложилась у нас в вопросах федерализма, он описал достаточно четко и правильно. Он навел меня на мысль, которой хочу поделиться с вами в начале, хотя не хотел об этом говорить. Я имею в виду феномен так называемых регионалистских государств, к которым относят, например, Италию, Испанию. Это как бы переходные государства - уже не унитарные, но еще не федеративные. В той же Франции мы тоже наблюдаем четкие проявления процесса децентрализации, повышения полномочий, компетенции регионального, департаментального и коммунального уровней

власти. На мой взгляд, это очень важно особенно для нас, потому что по существу Россия от унитаризма пытается перейти к федерализму. И мы должны понимать, что строительство федерации в России будет идти весьма нетрадиционным путем, и нам придется во многом восстанавливать какие-то нормальные унитаристские отношения внутри страны и на их основе строить нормальные федеративные отношения.

И здесь я хотел бы обозначить две реперные точки, сославшись на двух известных ученых, на мой взгляд, специалистов в области федерализма. Один из них американец Элейзер, который сказал, что федерализм есть территориальное выражение демократии. Я бы только добавил к этой формуле еще тему "федерализм и местное самоуправление". Другая цитата взята из комментариев к Конституции Российской Федерации, изданных под редакцией Четвернина, где сказано, что государственное устройство России это не федерация, а некое состояние эдонического равновесия между угрозой развала страны и компенсирующей унитаристской тенденцией. Любое федеративное государство, будь то США, Германия, Италия или Австралия, это достаточно жесткие государства. Механизм воздействия федерации на нижестоящий уровень власти достаточно жесткий и четко отработанный: существуют механизмы федерального вмешательства, механизмы снятия с должности руководителей регионов, и все это достаточно четко прописано. Всего этого, к сожалению. нет в России, где за эти годы сложилось олигархическое государство, состоящее из 89 "княжеств" маленьких олигархических государств. Менять, трансформировать придется систему, сложившуюся в каждом субъекте федерации, и систему, которая существует во взаимоотношениях между субъектами федерации.

Здесь, на мой взгляд, существуют два вектора или направления. Один - это реформа самих федеральных органов власти, потому что то, что в СССР работало как унитарная система, когда полномочия делегировались вниз и региональные и местные руководители исполняли их, в нашей федерации просто не работает. Они у нас не делегируются, а просто забираются региональными руководителями, которые бесконтрольно распоряжались федеральными субсидиями и дотациями. А само федеративное государство, как правильно отметил Петр Анатольевич, в эпоху позднего Ельцина превратилось в государство Садового кольца, которое жестко контролировало лишь два параметра: финансовые ресурсы и средства массовой информации. Россия как политическое, экономическое и правовое пространство распалось на эти 89 маленьких олигархических государств, стягиваемых двумя рычагами.

Следует поддержать начатый сейчас процесс деконцентрации власти, который позволит федеративным органам власти стать более внятно представленными в регионах, а правительству и президенту управ-лять своими представителями. Но здесь возникает опасная тенденция - опасность того, что представители президента начнут подминать под себя полномочия, которые по праву принадлежат субъектам федерации. Ведь в Конституции провозглашен принцип разделения полномочий, определено, что относится к компетенции федерации, а что к компетенции субъектов, и это должно жестко выполняться. Но сам по себе этот процесс деконцентрации власти я считаю совершенно правильными необходимым.

Второй важный момент - реформа власти внутри субъектов федерации. Нам нужна реформа как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации. Она, конечно, не должна сводиться к простой замене одного руководителя на другого. Необходимо, чтобы в субъектах федерации формировалась иная, более демократическая, более эффективная система управления и взаимоотношений между различными уровнями власти.

Третий важный момент - это необходимость придания субъектам федерации больших полномочий в экономической и социальной сфере, прежде всего в налоговой сфере (налоги на собственность, налоги на имущество и т.д.). Почему это важно? Потому что из центра очень тяжело управлять этими налогами, а мэр и губернатор гораздо активнее и эффективнее будут управлять этими налогами и будут заинтересованы в расширении налоговой базы. Такое расщепление налогов по уровням власти, на мой взгляд, позволило бы субъектам федерации и местному самоуправлению чувствовать себя более самостоятельными, более ответственно и эффективно использовать землю, имущество. стимулировать раз-витие предприятий, и т.д.

На мой взгляд, было бы очень хорошо, если бы мы, используя систему федеральных округов, создали региональные счетные палаты. Есть опасность, что сегодня, создавая палаты на уровнях субъектов, мы отдадим их под контроль губернаторов. А создавая их на межрегиональном уровне и включая туда представителей всех регионов, входящих в этот округ, и представителей федерации, можно было бы создать более самостоятельную счетную палату, которая бы контролировала расходование финансо-вых средств в субъекте федерации, а сам субъект создал бы такую же систему на уровне местного самоуправления.

Последнее мое замечание касается чиновничества, которое, на мой взгляд, сегодня неэффективно на всех уровнях - федеральном, региональном и местном - но многом еще и потому, что очень неэффективна система набора. По существу, идет принцип набора по знакомству, по дружбе, а отнюдь не нормальная система конкурсного набора. Здесь тоже можно было бы включить механизм создания так на-зываемых конкурсных комиссий, который есть по закону, но на деле не используется. Межрегиональные конкурсные комиссии могли бы отбирать на федеральную, региональную и местную службу людей достойных, людей квалифицированных.


Док. 329713
Перв. публик.: 15.11.00
Последн. ред.: 02.07.07
Число обращений: 1345

  • Гуселетов Борис Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``