В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Геннадия Селезнева на III съезде Союза директоров средних специальных учебных заведений (ССУЗов) России 6 февраля 2003 года Назад
Выступление Геннадия Селезнева на III съезде Союза директоров средних специальных учебных заведений (ССУЗов) России 6 февраля 2003 года
Уважаемые руководители средних специальных учебных заведений России!

Мне очень приятно вновь встретиться с вами - людьми, представляющими важный уровень системы образования нашей страны. Это уже второй съезд вашего Союза, в котором я участвую, и мне кажется, что я становлюсь неплохо информированным человеком в сфере среднего профессионального образования. Во всяком случае, для меня вполне очевидна значимость вашей деятельности и та большая роль, которую средние специальные учебные заведения должны играть в процессе дальнейшего развития нашего Отечества.

У меня была возможность ознакомиться со сборником "Какое среднее профессиональное образование нужно России в XXI веке?", выпущенном к вашему съезду. И я убедился, что у вас - директоров техникумов и колледжей - имеется целостное видение стратегии развития среднего профессионального образования, а также целый ряд тщательно продуманных и конкретных предложений по реализации этой стратегии. Я могу с уверенностью сказать, что многие депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и в первую очередь члены нашего Комитета по образованию и науке готовы активно поддержать те законодательные инициативы, которые будут действительно направлены на развитие различных уровней системы образования, в том числе и среднего профессионального уровня. Тем не менее, существует немало серьезных трудностей и проблем, которые вам и нам нужно решать совместными усилиями. Позвольте мне высказать несколько соображений по обсуждаемым на вашем съезде вопросам.

Достижения отечественной системы среднего профессионального образования несомненны. Главное из них состоит в том, что сегодня миллионы выпускников ССУЗов успешно трудятся в самых различных отраслях и сферах жизни нашего общества. Именно это делает необходимым дальнейшее развитие всей системы среднего профессионального образования.

В то же время присутствующие здесь специалисты подтвердят, что не все выпускники ССУЗов в настоящее время обладают достаточным уровнем квалификационной подготовки, удовлетворяющим требованиям формирующейся рыночной экономики в нашей стране. А многие из тех, кто таким уровнем обладают, все равно пополняют ряды безработных в силу общей экономической обстановки в стране, которая все еще далека от настоящего экономического подъема. Кроме того, сегодня по целому ряду специальностей в стране ощущается недостаток квалифицированных кадров, и эта проблема будет обостряться, в том числе и в силу весьма неблагоприятных демографических тенденций.

Все эти и другие проблемы требуют конкретных и тщательно продуманных решений и предложений. И я знаю, что немало таких предложений имеется прежде всего у ведущей профессиональной организации вашей системы - Союза директоров средних специальных учебных заведений России. По моему глубокому убеждению, нам в нашей стране давно пора сформировать и проводить государственную промышленную политику, осуществлять приоритетное развитие ряда отраслей и секторов отечественной экономики. И органической частью этой политики должна стать многосторонняя поддержка системы профессионального образования России.

Думаю, что руководители колледжей и техникумов активно поддерживают концепцию социального партнерства, которая предусматривает тесное взаимодействие между государством, учебными заведениями, профсоюзами и работодателями в решении проблем среднего профессионального образования. Я убежден в том, что социальное партнерство в современных российских условиях является наиболее эффективной моделью решения многих социальных и экономических проблем, в том числе проблем подготовки профессиональных кадров. В прошлом году я и мои единомышленники создали новую политическую партию - Партию Возрождения России. Наша партия выступает за формирование в России социального государства, неотъемлемым элементом которого является институт социального партнерства.

Применительно к сфере среднего профессионального образования мы считаем, что, во-первых, развитие этой сферы -одна из общенациональных задач всего государства и общества. Во-вторых, в развитии этой системы важно активное участие и работодателей, представляющих организации всех форм собственности. Предприниматели, вообще производственники, руководители различных организаций и учреждений должны быть прямо заинтересованы в том, чтобы ССУЗы готовили для них специалистов нужного им профиля. Поэтому будет вполне оправданным развивать и стимулировать практику достаточно весомого софинансирования учебного процесса со стороны заказчиков тех или иных специальностей. Можно рассмотреть вопрос о налоговых льготах для этих работодателей, поскольку они не только преследуют свои профессиональные прибыльные интересы, но и участвуют в общественно значимом процессе образования, трудового и гуманитарного воспитания молодежи. Как я знаю, руководители ряда предприятий и компаний уже заключают со средними специальными учебными заведениями договоры о взаимных обязательствах при подготовке и приеме на работу профессиональных кадров. И ваш Союз может сыграть важную роль в распространении, популяризации и закреплении подобной практики.

Что же касается роли и ответственности государства в поддержании и развитии среднего профессионального образования, то за федеральными органами нужно закрепить несколько ключевых прерогатив. Мне представляется, что именно на федеральном уровне надо осуществлять лицензирование ССУЗов с тем, чтобы в рамках единого образовательного пространства нашей страны были надежно обеспечены государственные образовательные стандарты. Кроме того, я считаю, что из федерального бюджета должны выделяться значительные средства на общее содержание инфраструктуры средних специальных учебных заведений. В то же время я поддерживаю тех авторитетных деятелей нашего образовательного сообщества, которые полагают, что в решении многих вопросов среднего профессионального образования, практической подготовки студентов и их трудоустройства должны активно участвовать региональные и муниципальные власти.

Именно на этих уровнях лучше всего можно определить реальные потребности рынка труда и местные возможности. Отрадно, что в ряде субъектов Российской Федерации региональные власти весьма активно сотрудничают с местными образовательными учреждениями и работодателями в разработке профессионально-кадровой структуры, складывающейся с учетом социально-экономической специфики каждого региона. Насколько мне известно, кое-где уже осуществляется практика единого областного или муниципального заказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов всех уровней. А это, как я понимаю, может составить одну из основ модели интеграции начального, среднего и высшего уровней системы профессионального образования.

Нуждается в дальнейшем развитии и обновлении и нормативная база среднего профессионального образования в нашей стране. И это - уже прямое дело законодателей. Мы в Государственной Думе постоянно работаем над сложными проблемами согласования принятого в разные годы законодательства с Бюджетным, Налоговым и Гражданским кодексами. Как известно, существует идея систематизации и кодификации законодательства, касающегося различных аспектов функционирования образовательной системы. Создана рабочая группа по подготовке проекта Образовательного кодекса Российской Федерации. В эту группу вошли депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители Минобразования, другие специалисты и эксперты. Насколько я понимаю, у Союза директоров средних специальных учебных заведений России и его президента Виктора Михайловича Дёмина есть вполне определенные предложения и наработки в отношении Образовательного кодекса. И мы в Государственной Думе готовы эти ваши наработки внимательно рассмотреть.

В настоящее время и в Правительстве, и в Государственной Думе ведется подготовка к рассмотрению различных вариантов введения отраслевых систем оплаты труда работников бюджетных организаций. Естественно, что эти новации прямо затрагивают и работников ССУЗов. Лично я считаю вполне обоснованной и справедливой вашу позицию о том, что необходимо решать вопросы о распространении надбавок за ученую степень и за научное звание на преподавателей ССУЗов. Кроме того, надо искать возможности оплаты в учебных заведениях этого уровня научно-методической работы. ССУЗы, как и учебные заведения других уровней, остро нуждаются в притоке молодых специалистов. К тому же, есть явная потребность в наращивании научных разработок путей решения современных проблем среднего профессионального образования.

Большая социальная поддержка требуется и учащимся ССУЗов. У многих из них трудное материальное положение, а их стипендии совсем небольшие. В связи с этим у нас в Государственной Думе находится на рассмотрении законопроект об увеличении размера компенсационных выплат на питание особо нуждающихся учащихся, в том числе студентов средних специальных учебных заведений.

И еще я хотел бы отметить не только профессиональную, но и важную социальную функцию средних специальных учебных заведений, их роль в духовном становлении молодежи. В наше время молодые люди сталкиваются с такими проблемами и условиями, когда им особенно сложно найти свое место в жизни, выбрать правильные ориентиры и опереться на надежные жизненные опоры. К числу таких опор во все времена относился труд, честная и добросовестная трудовая деятельность как основа человеческого бытия. Сегодня же мы видим, как молодежи буквально навязываются, особенно по телевидению, совсем иные жизненные понятия и ценности.

В основу же идеологии Партии Возрождения России, которую я возглавляю, заложен приоритет труда как профессионально-нравственной категории. Без высокопрофессиональной и целеустремленной работы на самих себя и на свое Отечество мы не сможем возродить сильную и процветающую Россию, к чему, я уверен, стремятся и все находящиеся сегодня в этом зале. Поэтому нам нужно обязательно возрождать и поднимать социальных статус и самих работников, и тем более их учителей и наставников, включая, конечно же, преподавателей и руководителей средних специальных учебных заведений. Именно от вас в большой степени зависит то, какими будут подрастающие поколения, насколько они будут готовы профессионально и ответственно решать сложные проблемы, стоящие перед нашей страной. А мы, политики и законодатели, постараемся оказать вам необходимый уровень поддержки и внимания со стороны органов государственной власти, тех партий и общественных объединений, которые мы представляем. Позвольте пожелать вам и вашему Союзу больших успехов в таком нужном для всей нашей страны деле, как дальнейшее развитие среднего специального образования в России!

Благодарю за внимание.


6 февраля 2003 года
http://www.seleznev.on.ru/newsfull.asp?id=887

Док. 329380
Перв. публик.: 06.02.03
Последн. ред.: 02.07.07
Число обращений: 331

  • Селезнев Геннадий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``