В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Геннадий Селезнев `О проблемах стипендиального обеспечения и других формах социальной поддержки студентов государственных и муниципальных учреждений высшего и среднего специального образования` (тезисы выступления) Назад
Геннадий Селезнев `О проблемах стипендиального обеспечения и других формах социальной поддержки студентов государственных и муниципальных учреждений высшего и среднего специального образования` (тезисы выступления)
На современном этапе истории российское общество и государство осознают приоритетную роль образования как фактора, обеспечивающего устойчивое поступательное развитие страны. Базовым звеном системы образования являются государственные и муниципальные учреждения высшего и среднего специального образования. Именно здесь закладывается основа интеллектуального и духовного потенциала нации. Образованность подрастающих поколений - это фундамент для решения социальных и экономических проблем, сохранения и развития науки, культуры, национальных традиций, укрепления государства, обеспечения его безопасности.

Основным направлением общенациональной образовательной политики России становится комплексная и глубокая модернизация образования на всех его уровнях и ступенях. Повышение профессионализма, формирование студенческого корпуса, соответствующего запросам современной жизни - необходимое условие модернизации всей системы образования. В этой связи объективно возрастает роль образования как отрасли, формирующей основу кадрового потенциала страны. Но в то же время положительный результат преобразований не может быть достигнут без коренного изменения отношения к образованию со стороны общества и государства. Приходится констатировать, что на сегодняшний день положение студенчества в Российской Федерации остается неудовлетворительным. Об этом свидетельствуют ухудшающая демографическая ситуация, высокая смертность в молодом возрасте, неблагоприятные характеристики состояния здоровья студентов, увеличение числа молодых граждан, не имеющих доступа к качественному образованию. С начала девяностых годов вопросы стипендиального обеспечения, других форм социальных выплат постоянно были в центре внимания профсоюзных, студенческих и других общественных организаций, вузовской общественности.

До 2001 года сложившаяся структура финансирования расходов на образование включала в себя: - стипендиальный фонд из расчета стипендии в размере двух минимальных размеров оплаты труда умноженная на количество студентов, обучающихся на бюджетной основе по очной форме обучения; - 5% стипендиального фонда на поощрение и оказание помощи нуждающимся студентам; - дополнительные средства в размере двухмесячного стипендиального фонда для проведения культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы; - средства на доплату на питание из расчета 2% от минимального размера оплаты труда в день на человека; - средства на оплату проезда.

Указанные средства выделялись нерегулярно и практически никогда не финансировались в полном объеме.

В 2000 году был принят федеральный закон, определяющий новый порядок расчета стипендий, который уменьшил размер стипендии по отношению к минимальному размеру оплаты труда. До вступления в силу Федерального Закона от 7 августа 2000 года No122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" (с 1 января 2001 года) размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат в Российской Федерации определялись в зависимости от минимального размера оплаты труда. После вступления с 01.01.2001 года закона в действие (в соответствии со статьей No3 закона) расчет стипендии производится исходя из фиксированной суммы 100 рублей. При этом после вступления в силу в 2001 году федерального закона была отменена процедура автоматической индексации размеров стипендии, а законодательным образом размер указанной суммы не менялся. Кроме того, на 2001 год были отменены (затем отмена была пролонгирована на 2002 и 2003 годы) все пункты законов, гарантирующие доплаты на питание обучающихся как в учреждениях общего, так и профессионального образования, а также оплата проезда раз в год иногородним студентам, проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся.

Процедура назначения и выплат стипендий стала определяться на основании Типового положения "О стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов" (Постановление Правительства РФ No487 от 27.06.2001), которое определяет размер государственной (муниципальной) академической стипендии - гарантированной государством денежной выплатой студенту, обучающемуся за счет бюджета. Кроме того, этим же положением определялась процедура выплаты социальной стипендии, предназначенной для выплаты малообеспеченным и остро нуждающимся студентам.

При этом увеличения объема выделяемого стипендиального фонда не произошло. Обеспечить выплату академической стипендии в размере сравнимом с прожиточным минимумом в регионах страны оказалось невозможным. А выплата социальной стипендии всем нуждающимся оказалась также нереализуемой.

Таким образом, расходы на социальную поддержку студенчества были снижены и продолжают снижаться, размеры стипендий и других социальных выплат практически полностью утратили мотивационные основы и снизились до крайне низкого уровня, в связи с этим считал бы целесообразным обратиться к:

Правительству Российской Федерации: 1. Обеспечить увеличение не менее чем в 2 раза стипендиального фонда учебных заведений для выплат академических и социальных стипендий.

Государственной Думе ФС РФ: 1. Законодательным образом увязать уровень социальной стипендии с уровнем жизни населения. 2. Не допускать приостановки действий законодательных актов, предусматривающих выделение средств на оплату проезда к месту жительства и обратно, компенсацию на удорожание питания, для малообеспеченных студентов. 3. Не принимать законодательных актов, снижающих уровень стипендиального обеспечения и других социальных выплат учащимся высших и средних специальных учебных заведений.


18 февраля 2003 года
http://www.seleznev.on.ru/newsfull.asp?id=908

Док. 329376
Перв. публик.: 18.02.03
Последн. ред.: 02.07.07
Число обращений: 313

  • Селезнев Геннадий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``