В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Геннадия Селезнева на Всероссийской научно-практической конференции `Корпоративная социальная политика на современных российских предприятиях: проблемы, опыт, перспективы` 4 марта 2003 года Назад
Выступление Геннадия Селезнева на Всероссийской научно-практической конференции `Корпоративная социальная политика на современных российских предприятиях: проблемы, опыт, перспективы` 4 марта 2003 года
Выступление
Председателя Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
Г.Н. Селезнева
на Всероссийской научно-практической конференции
"Корпоративная социальная политика
на современных российских предприятиях:
проблемы, опыт, перспективы"
на тему:Корпоративная политика в социальном обществе



Уважаемые участники конференции!

Я приветствую вас и в вашем лице коллективы ученых, трудовые коллективы российских предприятий и работников сферы государственного управления, с успешной работой которых во многом связаны поддержание стабильного экономического климата и рост благосостояния людей.
Корпоративная социальная политика, которой посвящена конференция, является важной частью системы социального партнерства в обществе.
Мы все понимаем, что социальное благополучие каждого человека и общества в целом в первую очередь зависит от эффективности работы народного хозяйства страны.

В этой связи я хотел бы акцентировать ваше внимание на ряде принципиальных вопросов.

Главная задача современного этапа развития России состоит в том, чтобы отечественные предприятия, как основное звено экономической системы, в условиях все большей открытости экономики имели высокую конкурентоспособность как на отечественном, так и на зарубежных рынках. Только в этом случае можно говорить о конкретном потенциале корпораций для целей социального партнерства.
Очевидно, что подходы к оценкам итогов работы предприятий у всех разные.
Кредитора интересует платежеспособность предприятия и его ликвидность - способность своевременно погашать долг, в том числе за счет имущества. Его также интересует ликвидность долга предприятия в случае банкротства.
Инвестора интересует рентабельность предприятия, доходы на вложенный капитал.
Государство заинтересовано в массе прибыли и уровне налоговых платежей в бюджет.
Работников и профсоюзы заботит уровень заработной платы, охрана труда и состояние социального обустройства.
Руководителя предприятия должно интересовать все в зоне обязательств и требований предприятия.

В определении курса реформ перед нами уже давно стоит дилемма - что принять за критерий планирования и прогнозирования социально-экономического развития - прибыль или стоимость предприятия?
За рубежом наиболее распространена оценка стоимости, т.к. прибыль может искусственно создаваться, как это делается уже много лет в России, за счет торможения затрат на амортизацию (восстановление) основного капитала и накопления долга по другим необходимым ресурсам.
В России модель бюджетного планирования больше опирается на показатели прибыли. Но прибыль текущего года отражает лишь его финансовый результат. Она никак не отражает состояние тех ресурсов, за счет которых функционирует весь производственный цикл. При этом на протяжении уже многих лет проводимая в стране налоговая, денежно-кредитная и экономическая политика государства при положительных показателях объемного роста весьма негативно сказывается на стоимостных показателях финансовых балансов предприятий и всей экономики.

Обесценение финансовых балансов экономики приводит к потере доли России в мировом богатстве, выраженном в активах промышленности, сельского хозяйства, науки, социальной сферы разных стран. Прогнозируемый ВВП нашей страны на 2003г. (13, 050 трл. руб) при наличии беспрецедентного национального потенциала с точки зрения географического положения и ресурсных возможностей в пересчете по курсу составляет уже менее 1% от ВВП США! А принятые статистикой оценки по паритету покупательной способности вызывают серьезную критику у многих специалистов, т.к. паритет стоимости "корзины" для покупателей вовсе не отражает паритета цен этой "корзины" для производителей.
Износ основных фондов в большинстве отраслей народного хозяйства составляет 60 - 70 процентов. Растет аварийность в промышленности, на транспорте, в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Итоговый финансовый результат экономики - сальдо прибылей (в экономических отчетах) и убытков (в финансовых балансах) - ухудшается десятикратными темпами на каждый процент объемного роста.

Мы должны выйти из замкнутого круга, когда проводимый курс реформ приводит к обесценению созданного и накопленного богатства, потере конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей, а гражданам предлагается снова затягивать пояса. Правда, "к этому громче всех обычно призывают те, кто носит подтяжки" - есть такой расхожий афоризм в Германии.

После многолетнего опережающего выбытия основных фондов промышленности и сельского хозяйства Россия нуждается в проведении в полном смысле технологической революции.
И эта революция должна заказывать новые технологии и научные разработки на российских рабочих местах и в российских лабораториях!
В связи с этим в контексте преобразования России в современное социальное государство мы должны в полном объеме поставить вопрос о восстановлении отечественных инвестиций и отечественного кредита.
Для этого необходимо восполнить финансовый вакуум и вернуть инвестиционный потенциал в структуру цен отечественной экономики. В этих целях необходимо максимально поощрять ускоренную амортизацию (обновление) основных производственных фондов во всех отраслях до извлечения налогов в бюджет, а также применять иные меры стимулирования долгосрочных инвестиций в отдельные наукоемкие отрасли и территории с дефицитом капитала.
Только в этом случае нам удастся повысить фондоотдачу, производительность труда, социальное и экономическое благополучие работников, увеличить стоимость компаний, поднять котировки их акций на фондовом рынке и преодолеть бесконечный процесс передела собственности через банкротства.

В этом плане мы видим необходимость серьезной корректировки налоговой системы в сторону максимального снижения налогообложения результатов труда, прибыли и переориентации определенной части налогов на потребляемые ресурсы.
Конечной целью для социального благополучия общества должно стать преодоление инфляции.

Только в этом случае в официальные каналы обращения вернутся сбережения граждан, увеличатся депозиты юридических лиц в банковской системе и упадет спрос на иностранную валюту. Только в этом случае банки России займут свое место в долгосрочном и дешевом кредитовании экономики.
Только в этом случае прекратится постоянное обесценение прошлых циклов труда, овеществленных в стоимости российской промышленности и сельского хозяйства.

Все мы понимаем, что в настоящих условиях в полной мере достичь безинфляционного состояния экономики невозможно.

На нашу страну воздействует сложный комплекс факторов, связанных с глубоким мировым финансовым кризисом, затягивающим в свою воронку страны с переходной экономикой.
Но при этом можно и необходимо говорить о защите от инфляции сферы общедоступного потребления. Это - наибольшая часть производимого национального дохода и опыт развитых стран Европы, Китая, Японии показывает широкую палитру мер государственного участия в экономике с целью поддержания стабильности цен в этой сфере.
Меры преодоления инфляции в потребительском секторе позволят вернуть людям веру в российский рубль, принесут стабильность в социальные отношения, снимут необходимость постоянной индексации зарплат, пенсий и пособий, позволят нацелить расходы бюджета на инвестиции.
Это явится и необходимой основой для последовательного снижения налогов без ущерба для бюджетных нужд государства.

В связи с этим в противовес либеральному экстремизму, итогом которого в абсолютном большинстве стран стали инфляция, потеря платежеспособного спроса, деградация кредита и социального благополучия основной части граждан, сегодня все больше ученых и специалистов высказываются за государственное участие в экономике.
В этой связи я хотел бы высказать несколько принципиальных положений, которые касаются ответственности государства за поддержание социального порядка в обществе, без которого эффективная корпоративная политика на предприятиях была бы неполной.

* Государство как властная оболочка общества не должно быть вне экономики, когда рыночные процессы идут вразрез с социальными целями общества и национальными приоритетами страны.
* Государственное участие в регулировании рынка должно обеспечивать экономический порядок, при котором социальные отношения между членами общества реально формируются в соответствии с общепринятыми нормами социальной защищенности и справедливости.
* Социальное общество должно нести обязательства по обеспечению достаточного прожиточного уровня и благосостояния для своих нетрудоспособных или относительно нетрудоспособных членов, пенсионеров, а также тех, кто работает непроизводительно в силу особенностей профессии.
* Государство своим присутствием в рыночных процессах должно соединять интересы конкуренции, частной инициативы и получения высоких доходов с социальным прогрессом и социальной справедливостью для всех членов общества. Рыночное хозяйство может и должно ограничиваться во имя более высоких общественных целей там, где оно приводит к социально нежелательным результатам.

В силу социальных причин определенные блага в рыночной экономике могут быть коллективными или предлагаться по фиксированным государством ценам. В этом плане через проверку на социальную пригодность нужно проводить и реформу ЖКХ, и тарифную политику естественных монополий, и пенсионные реформы, и политику зарплаты работников бюджетной сферы.

* Государственное присутствие в экономике может снижаться лишь по мере достижения паритета с другими странами в создаваемом богатстве, инвестициях и уровне потребления основной части населения.
* Государственное присутствие в экономике не должно превращаться в государственное администрирование и распределение экономических и социальных благ. Важнейшей задачей в обеспечении принципа социальной справедливости должна стать выработка тех инструментов воздействия на рыночные процессы, которые позволят преодолеть в первичном распределении национального дохода гипертрофированное перекачивание капитала в спекулятивный оборот, вернуть инвестиционные средства в структуру цен реальных товаропроизводителей, повысить уровень вознаграждения за труд и расширить платежеспособный спрос основной массы населения.
Выравнивание социальных издержек и уровня потребления в первичном распределении национального дохода является залогом снижения административного перераспределения социальных благ и пособий через бюджетную систему.
* Социальное общество должно сформулировать свои приоритеты в отношении частной собственности и наполнить понятие демократии нормами, позволяющими сочетать личное благо, приобретаемое от частной собственности, со служением благу общественному.

Эту функцию в социальном обществе должны выполнять общественные фонды потребления.

Все изложенное выше является, на мой взгляд, важнейшей экономической и идеологической составляющей социального партнерства, без которого немыслимо иметь социально обустроенное население и экономически благополучное государство.

Полагаю, что настало время в принципе определиться - что же такое, в экономическом и социальном смысле, предприятие и где та граница, за которой оно перестает служить источником для эффективного воспроизводства трудовых функций граждан и наполнения бюджетной базы? И каковы должны быть общественно-государственные механизмы контроля, чтобы экономический процесс не превращался в насос, перекачивающий финансовые ресурсы лишь на цели обогащения олигархических собственников и аффилированных с ними лиц?

Здесь необходимо обсудить и выработать ряд законодательных мер в сфере статистики, информирования кредиторов, собственников, участников фондового рынка о текущей и долгосрочной ликвидности предприятий, задолженности в амортизации основных фондов на полную восстановительную стоимость и других необходимых индикаторах их деятельности.
Видимо, настало время разработать специальное законодательство для реализации социальных планов предприятий. Такое законодательство развито в странах Евросоюза. Оно является эффективным средством для достижения целей социального выравнивания в обществе при непосредственном участии профессиональных союзов и трудовых коллективов в разработке и реализации таких планов.

Совершенно очевидно, что все эти меры должны подкрепляться развитием институтов гражданского общества, позволяющих эффективно выражать социальные и экономические интересы частного сектора экономики на государственном уровне.
Принятый Трудовой Кодекс Российской Федерации нацеливает всех участников социального партнерства на всемерное укрепление института коллективных договоров. В коллективных договорах, в конкретных обязательствах по уровню оплаты, охране труда, социальному страхованию проявляется корпоративная ответственность бизнеса и социальная ответственность профсоюзов.

Уважаемые участники конференции!

Активное обсуждение на государственном уровне многоплановых аспектов социального партнерства и проблем преобразования России в современное социальное государство - это признак того, что наше общество ищет новые координаты реформ.
У нас с вами нет одной большой таблетки для социально-экономического выздоровления. Я уверен, что курс реформ должен иметь в своей основе не взгляды отдельных приверженцев крайнего либерализма, а установленные законом конкретные национальные приоритеты и высокую ответственность всех ветвей власти за их достижение. И непременным правилом реформ в различных отраслях должна стать их проверка на социальную пригодность.

Нам не надо забывать, а тем более отбрасывать опыт советского периода нашей истории, социальные и плановые механизмы которого заимствовали и сейчас используют многие экономически развитые страны мира. Примером тому - лучший современный опыт стран Евросоюза и Китая.

Дорогие друзья!

Современная эпоха дает нам и всему миру исключительные возможности для нахождения новых координат стабильного развития и международной интеграции.
Я хочу поблагодарить Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации за организацию этой конференции. Уверен, что ее рекомендации будут полезны для практических шагов по преобразованию нашей страны в современное социальное государство.
Давайте вместе прокладывать новые пути в будущее нашей Родины!

Счастья и успехов всем вам!

4 марта 2003года
http://www.seleznev.on.ru/newsfull.asp?id=940

Док. 329373
Перв. публик.: 04.03.03
Последн. ред.: 02.07.07
Число обращений: 378

  • Селезнев Геннадий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``