В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Геннадия Селезнева на семинаре-совещании председателей законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации 29 сентября 2003 года Назад
Выступление Геннадия Селезнева на семинаре-совещании председателей законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации 29 сентября 2003 года
Уважаемый председатель Законодательного Собрания
Краснодарского края Владимир Андреевич Бекетов!

Уважаемые коллеги - руководители законодательных
органов субъектов Российской Федерации!

Я рад приветствовать участников семинара-совещания, посвященного одному из важнейших вопросов в нашем многонациональном государстве - вопросу о национальной политике и межнациональных отношениях.

Мы с вами встречаемся на гостеприимной кубанской земле, где, как и везде в нашем обширном Отечестве, проживают люди самых разных национальностей. Краснодарский край, без всякого преувеличения, - это одно из ярких воплощений многонациональной России с ее историческим опытом, достижениями и проблемами. Мы знаем, что в последние годы Законодательным Собранием и Администрацией Краснодарского края принято немало важных нормативных актов, касающихся самых насущных проблем развития региона. К числу этих проблем относятся и проблемы межнациональных отношений. Я хотел бы выразить искреннюю признательность нашим гостеприимным хозяевам за их большую заинтересованность в проведении здесь семинара-совещания и немалые усилия по его организации.

Сегодня мы с вами, уважаемые коллеги, будем обсуждать вопросы законодательного обеспечения государственной политики. Национальный вопрос - это не только один из самых важных, но и один из самых сложных вопросов, которые приходится решать многим государствам, в том числе и России. Как известно, в наше стране самым многочисленным народом является русский народ, составляющий свыше 80 процентов всего населения России. Всего в нашей стране проживает около ста народов и национальностей. Поэтому вполне оправдано и высшей степени справедливо то, что ныне действующая российская Конституция начинается со слов: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации..."

Эти торжественные слова исполнены глубокого смысла. Какие бы сложности ни возникали в межнациональных отношениях, образование и развитие России в качестве многонационального государства - это, бесспорно, историческое достижение, значение которого невозможно переоценить. Веками русский народ жил и живет бок о бок с другими народами, населяющими российскую землю. Люди разных национальностей ощущали и ощущают себя россиянами, гражданами общей для всех Родины, внося свой вклад в дальнейшее развитие нашего Отечества.

Конечно, в сфере межнациональных отношений в России были и сохраняются серьезные проблемы. К великому сожалению, человечество с незапамятных времен заражено вирусом национализма, который приводит к большим потрясениям и многочисленным человеческим трагедиям. Во все времена передовые общественные силы вставали на борьбу с национализмом, противопоставляя ему идею равенства, взаимного уважения, терпимости друг к другу людей разных национальностей, цвета кожи, языка и религии. И сегодня одним из безошибочных тестов на зрелость тех или иных общественно-политических сил в России является их позиция по вопросу о межнациональных отношениях в России.

Что касается меня, то я в своей государственной и общественно-политической деятельности неизменно исхожу из того, что это направление государственной политики должно быть нацелено на решение ряда ключевых и взаимосвязанных задач. Одна из задач состоит в том, что необходимо всемерно способствовать реализации конституционных принципов равноправия и самоопределения всех народов, проживающих в России, обеспечения законных прав граждан Российской Федерации независимо от расы, национальности, языков#972;й или религиозной принадлежности. Не менее важной задачей государственной национальной политики является неуклонная направленность на сохранение и упрочение целостности Российского государства, укрепление межнационального мира и гражданского согласия в российском обществе.

При этом необходимо проводить четкую грань между здоровым патриотизмом, естественном чувством любви к своему народу, языку, культуре и воинствующим национализмом, который основан на идее превосходства какого-то одного народа над всеми остальными. И я здесь полностью поддерживаю Президента Российской Федерации В.В.Путина, который неоднократно заявлял о недопустимости разжигания националистических страстей и спекулирования на национальных чувствах, в том числе и в предвыборных целях. Все мы живем в одной стране, все мы - граждане своей страны и дети своего Отечества, и наш долг - заботиться о его благополучии.

Очевидно, что межнациональные отношения нуждаются в прочной и действенной законодательной базе как на региональном, так и на общенациональном, федеральном уровнях. В ряде законодательных органов субъектов Федерации и прежде всего в республиках и автономных округах в компетенцию депутатских комитетов и комиссий входит и правовое регулирование межнациональных отношений. Я думаю, этот полезный региональный опыт наших коллег-законодателей заслуживает внимательного изучения и использования.

А на федеральном уровне проблемами законодательства в этой сфере в нашей палате занимается, как вы знаете, Комитет Государственной Думы по делам национальностей. За почти десять лет работы Государственной Думы этот комитет проделал большую работу. При его непосредственном участии были приняты и вступили в силу такие федеральные законы, как "О национально-культурной автономии", "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". Также нами был принят и вступил в силу Федеральный закон "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".

Отдельно надо сказать о законодательном регулировании такого важного элемента межнациональных отношений, как языков#940;я политика. Еще Государственная Дума второго созыва приняла федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О языках народов РСФСР". Этим законом были усилены государственные гарантии равноправия языков всех народов Российской Федерации. А сейчас в Думе третьего созыва идет активная работа по согласованию позиций по принятому нами Федеральному закону "О государственном языке Российской Федерации". Этим законом укрепляется статус и значимость русского языка.

Наконец, в ходе весенней сессии 2003 г. мы приняли новый Федеральный закон "О временных мерах по обеспечению представительства коренных малочисленных народов Российской Федерации в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации".

Во всех этих законодательных инициативах Комитет Государственной Думы по делам национальностей вместе с другими комитетами принимал активное участие. И на нашем семинаре по национальной политике я хотел бы отметить вклад всех, кто в Думе первого, второго и третьего созывов возглавлял или возглавляет этот Комитет. Это - Баир Баясхаланович Жамсуев, Владимир Юрьевич Зорин, Александр Николаевич Ткачев и в настоящее время - Валентин Иванович Никитин.

Сегодня в думском Комитете по делам национальностей идет работа по широкому кругу проблем, касающихся вопросов миграционной политики, места и роли русского народа в развитии федеративных отношений в России, положения соотечественников за рубежом, предупреждения конфликтов на этнической почве, учета этноконфессионального фактора в антитеррористической деятельности.

В последнее время выдвигается задача формирования и реализации Концепции национальной политики на общегосударственном уровне. У этой Концепции немало сторонников, в том числе и в Государственной Думе. Как известно, подобного рода документ уже принимался в 1997 году, но в дальнейшем та Концепция не получила должного развития. Между тем задача реализации государственной национальной политики и ее законодательного обеспечения остается по-прежнему актуальной, и именно поэтому мы с вами решили провести этот семинар-совещание.

Отсутствие целостной и перспективной государственной национальной политики приводит к неудовлетворительному финансированию этого важного направления. В настоящее время мы в Государственной Думе рассматриваем представленный Правительством проект федерального бюджета на 2004 год, и наш Комитет по делам национальностей занял принципиальную позицию. В своем заключении он указал, что не поддерживает этот проект бюджета, так как не может согласиться с отсутствием в нем раздела или подраздела расходов, выделяемых на развитие и регулирование межнациональных отношений. Кроме того, Комитет считает, что необоснованно занижены объемы финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию ряда федеральных программ, касающихся национальной политики.

Поскольку в настоящее время в системе федеральной исполнительной власти отсутствует специальный орган по делам национальностей, трудно решается вопрос о ряде федеральных национально-культурных автономий. Эта и другие ситуации в межнациональных отношениях, видимо, нуждаются в дальнейшем законодательном регулировании, и у нас с вами сегодня будет возможность обсудить конкретные предложения и инициативы в этой сфере.

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации проводит последовательный курс на активное взаимодействие с органами законодательной власти субъектов Федерации. Мы убеждены, что это исключительно важно для делового и конструктивного диалога между федеральными и региональными законодателями по ключевым вопросам государственной политики и законодательного процесса. Одной из наиболее действенных форм такого взаимодействия мы с вами считаем проведение тематических семинаров-совещаний.

Нынешний семинар станет последним в период работы Государственной Думы третьего созыва, и в связи с этим я хотел бы от всего сердца поблагодарить вас, уважаемые коллеги из регионов, за вашу поддержку и активное участие в этих семинарах. Хотел бы также поблагодарить руководство Аппарата Государственной Думы и Отдел по взаимодействию с субъектами Российской Федерации за большую и хлопотную работу по организации этих семинаров. И, конечно же, особую благодарность хочется выразить исполнительным и законодательным органам всех тех субъектов Российской Федерации, которые в роли гостеприимных хозяев проводили у себя эти семинары.

Мы с вами вложили свои профессиональные знания, душу и сердце в великое дело единения России, стараясь обеспечить тесное взаимодействие между федеральным центром и регионами в законодательной сфере. И я очень надеюсь, что депутаты Государственной Думы четвертого созыва успешно продолжат это дело при активной и заинтересованной поддержке со стороны наших коллег из законодательных органов власти субъектов Российской Федерации.

Я думаю, что этот наш семинар, как и все предыдущие, пройдет в деловой, конструктивной и доброжелательной обстановке, обогатит нас новыми конкретными предложениями. И пусть работа законодателей всех уровней в нашей стране будет неизменно направлена на благо России и ее многонационального народа!

Благодарю вас за внимание.



29 сентября 2003 года
http://www.seleznev.on.ru/newsfull.asp?id=1340

Док. 329356
Перв. публик.: 29.09.03
Последн. ред.: 02.07.07
Число обращений: 545

  • Селезнев Геннадий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``