В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Геннадия Селезнева на XIII расширенной юбилейной Сессии Конгресса муниципальных образований Российской Федерации 11 ноября 2003 года Назад
Выступление Геннадия Селезнева на XIII расширенной юбилейной Сессии Конгресса муниципальных образований Российской Федерации 11 ноября 2003 года
Уважаемый Президент Российской Федерации!

Уважаемый Президиум, уважаемые участники Сессии!

От имени Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации я рад приветствовать участников тринадцатой расширенной юбилейной сессии Конгресса муниципальных образований Российской Федерации!

Пятилетие Конгресса дает возможность осмыслить общее состояние всей системы органов местного самоуправления в нашей стране. Если выделять самое главное, то, прежде всего, следует высоко оценить новые конституционные основы местной власти в России. В соответствии с Конституцией 1993 года, десятилетие принятия которой мы будем отмечать в следующем месяце, органы местного самоуправления провозглашены самостоятельными в пределах своих полномочий. И то, что в настоящее время они не входят в систему органов государственной власти, открыло для местного самоуправления новые возможности, создало новые перспективы, породило новые проблемы, и их предстоит решать.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, которой также исполняется десять лет, с самого начала своей деятельности уделяла созданию законодательной базы местного самоуправления большое внимание. Мы создали Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, который на протяжении всего прошедшего десятилетия постоянно рассматривает все законодательные инициативы в этой сфере.

Уже первый состав Комитета ввел в практику широкое привлечение к разработке законопроектов видных специалистов и практиков в области муниципального права и муниципального строительства. Я вижу многих из них в этом зале.

Первым плодом такого взаимного законотворчества стал Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подписанный Президентом России 28 августа 1995 года.

Значение этого закона переоценить трудно. Во-первых, он стал единственным за первые пять лет работы Государственной Думы законом по организации власти в Российской Федерации. Во-вторых, при всех его недостатках, а их не могло не быть, так как он был плодом политического компромисса того времени, - основные положения закона полностью соответствовали Европейской хартии местного самоуправления, а реализация закона, пусть и с немалыми трудностями, но заложила базовые основы организации местного самоуправления в нашей стране.

Депутаты - члены Комитета по вопросам местного самоуправления проводили постоянный мониторинг реализации базового закона. Они активно участвовали во многих региональных и межрегиональных конференциях, "круглых столах" на эту тему, пытались по мере возможности, реагировать по законодательному разрешению возникающих проблем.

Так, именно из анализа хода образования муниципальных образований и связанных с этим первых муниципальных выборов возникла необходимость в специальном Федеральном законе "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления".

Наряду с базовым этот закон сыграл значительную положительную роль в становлении системы местного самоуправления в большинстве субъектов Федерации, несмотря на сопротивление некоторых региональных властей.

Еще в Думе второго созыва был создан Совет представителей местного самоуправления при Председателе Государственной Думы.

На заседаниях этого совещательного органа, в состав которого по рекомендации Комитета и Конгресса входили активные практики местного самоуправления России, рассматривались наиболее актуальные, а порой и весьма болезненные проблемы развития местного самоуправления в нашей стране.

Так, в середине и конце 90-х годов теперь уже прошлого века речь шла в основном о проблемах организационного становления местного самоуправления и его финансового обеспечения.

Исходя, в том числе, из рекомендаций Совета, Комитет по вопросам местного самоуправления подготовил, а Государственная Дума приняла такие федеральные законы, как "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", "Об основах статуса выборных лиц местного самоуправления в Российской Федерации", "Об основах муниципального заказа" и другие.

И пусть только первые два из названных законов были подписаны Президентом Российской Федерации и вступили в действие, уже само рассмотрение других законопроектов в Государственной Думе инициировало принятие соответствующих региональных законов, а многие из этих законодательных новелл нашли свое отражение в новой редакции базового закона о местном самоуправлении.

К концу второго - началу третьего созывов Государственной Думы на заседаниях Комитета по вопросам местного самоуправления и названного выше Совета, в обращениях с мест все настойчивее стали звучать предложения о необходимости совершенствования базового законодательства по этой важнейшей задаче государственного строительства.

И вызывает большое удовлетворение, что нынешний год ознаменован принятием внесенного Президентом Российской Федерации нового Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который ответил на многие вопросы, возникшие на первом этапе становления местных властей. При этом было принято разумное и взвешенное решение продлить период адаптации местной власти к новому законодательству до 1 января 2006 года. Это позволит всем лучше подготовиться к непростому процессу реализации нового закона.

Как отметил в своем выступлении Президент Российской Федерации, этот и другие законы, касающиеся местного самоуправления, рождались в процессе совместной деятельности Администрации Президента, Правительства, Федерального Собрания, ассоциаций и союзов муниципальных образований.

Точно также мы настроены на тесное взаимодействие с Советом по вопросам местного самоуправления при Правительстве Российской Федерации. Осуществляемая в настоящее время реформа местного самоуправления - это большое и трудное дело, и здесь особенно важно взаимодействие всех ветвей государственной власти.

Известно, что новый федеральный закон предусматривает разработку и принятие целого комплекса сопутствующих законодательных актов, среди которых особую значимость имеют изменения и дополнения в Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации. Без этих изменений невозможно добиться стратегической цели нового закона о том, что все обязательства органов местного самоуправления должны быть надежно обеспечены финансовыми ресурсами. В настоящее время в Государственной Думе идет активная проработка соответствующих правительственных законопроектов, к которым у депутатов много вопросов.

Надеюсь, что новому составу Государственной Думы при политической поддержке Президента Российской Федерации удастся поставить нынешнюю излишне централизованную на федеральный уровень бюджетно-финансовую систему с головы на ноги, дать органам местного самоуправления не только возможность решать местные вопросы, но и побудить, заинтересовать их в широком развитии налогооблагаемой базы путем поддержки мелкого и среднего бизнеса, эффективного использования и расширения муниципальной собственности, земли и тому подобное.

Я убежден, что настоящее народовластие должно осуществляться там, где человек живет, где ежедневно сталкивается с повседневными житейскими проблемами. Поэтому, развивая систему органов местного самоуправления, мы развиваем подлинную демократию.

В ходе осуществления реформы местной власти в России потребуется рассматривать и принимать большое количество других федеральных законов. Эти законы войдут в сферу муниципального права, которое нужно постоянно развивать и периодически обновлять. Самую активную роль в становлении современного российского муниципального права, как я уже говорил, играет Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления.

Cегодня на федеральном уровне государственной власти этот Комитет вместе с аналогичным комитетом в Совете Федерации является по существу единственной структурой, в которой специально и целенаправленно рассматриваются все законодательные инициативы, касающиеся системы местного самоуправления. И я считаю, что принципиально важно сохранить в новой Государственной Думе Комитет по вопросам местного самоуправления в качестве самостоятельного комитета. Если же в Думе четвертого созыва этот комитет поторопятся объединить с комитетами по делам Федерации и по делам национальностей - а такие планы существуют - то, на мой взгляд, это может нанести серьезный ущерб всему процессу совершенствования законодательства об органах местного самоуправления. Надеюсь, что на вашем Конгрессе будут высказаны обоснованные соображения по этому поводу.

Уважаемые участники Cессии!


Как известно в новом Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что советы муниципальных образований субъектов Федерации могут образовать единое общероссийское объединение муниципальных образований. Таким объединением в последние годы успешно зарекомендовал себя Конгресс муниципальных образований. Ваш Конгресс ведет большую и разностороннюю работу, оказывая важную помощь муниципальным образованиям на местах.

За эти годы у нас сложилась неплохая система взаимодействия. Надеюсь, что новый состав Государственной Думы продолжит плодотворное сотрудничество с Конгрессом муниципальных образований.

Позвольте мне, уважаемые коллеги, пожелать Вам новых больших успехов на благо нашей Родины, во имя жизненных интересов россиян, которые ожидают от муниципальных образований эффективной и результативной работы!

Уверен, что развитое местное самоуправление заложит эффективную основу гражданского общества, придаст необратимый характер демократическим преобразованиям в нашей стране.

Благодарю за внимание.




11 ноября 2003 г
Колонный зал Дома Союзов
http://www.seleznev.on.ru/newsfull.asp?id=1386

Док. 329355
Перв. публик.: 11.11.03
Последн. ред.: 02.07.07
Число обращений: 517

  • Селезнев Геннадий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``