В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Артур Чилингаров повернул Якутию лицом к Северному морскому пути Назад
Артур Чилингаров повернул Якутию лицом к Северному морскому пути
Во вторник, 28 ноября, председатель Совета некоммерческого партнерства, вице-спикер Государственной Думы РФ Артур Чилингаров и президент Якутии Вячеслав Штыров побывали в Тикси. На следующий день в Якутске состоялось заседание Совета некоммерческого партнерства по координации использования Северного морского пути и Совета по науке и технической политике при Президенте РС (Я), на котором были обсуждены проблемы и задачи эффективного использования возможностей Северного морского пути.


Артур Чилингаров в своем выступлении отметил, что цель его поездки привлечь внимание к проблемам Северного морского пути, к тем разработкам, которые есть на территории республики:


- В Тикси мы открыли станцию мониторинга климата, передали ее в ведение Якутского гидрометцентра. Безусловно, нужны мерзлотные станции. Нам важно заинтересовать республики, регионы, которые выходят на Северный морской путь, создать условия для его работы. Это станет возможным, если Якутия, у которой пять улусов находятся в арктической зоне, возьмет на себя мерзлотные исследования, объединяя возможности академических институтов. В Якутии есть Арктика. И сегодня мы провели очень важную, полезную встречу.

Арктика - это кладовая, которая дает гигантские поступления в бюджет России. Запасы полезных ископаемых в высоких широтах огромны: шельф Северного Ледовитого океана это резерв на случай истощения материковых месторождений нефти и газа. Без Северного морского пути решение этих задач ближайшего будущего невозможно.

Площадь Северного морского пути начинается от Карских Ворот и заканчивается Беринговым проливом. Севморпуть, по сути, комплекс судоходных трасс. Их протяженность - величина переменная, она зависит от межгодовых и сезонных изменений в ледяном покрове арктических морей. По Северному морскому пути завозят все необходимое для жизни в Тикси, Певек, порты Колымы и другие арктические порты и портопункты (их более 70). По нему же вывозят продукцию Норильского горнометаллургического комбината, углеводородное сырье из бассейна Белого моря и месторождений Тимано-Печерской провинции. Для части северных районов России (Чукотки, островов Северного Ледовитого океана, морского побережья Якутии и т. д.) морской транспорт - единственное средство перевозки больших партий грузов.

Загрузка Севморпути в 2006 году составила менее 30%. Это при том, что по трассам магистрали уже сегодня, даже учитывая не совсем достаточную навигационную обстановку, можно перевозить более 20 млн тонн грузов в год. В том числе до 2 млн тонн транзитных грузов в направлении Европа - Азия .В перевозках задействовано менее половины портов, работавших в СССР. По оценке экспертов, без дополнительных инвестиций Россия может потерять трассу в Арктике. Если в 2003 - 2004 годах объемы транзитных перевозок составляли примерно 200 тыс. тонн, то в текущем году они упали до нуля. Причина одна: коммерческая неконкурентоспособность магистрали по сравнению с другими транспортными коридорами.

Протяженность морского пути от Шанхая до Роттердама через Суэцкий канал составляет около 11 тыс. морских миль, что на 23% больше трассы СМП. Однако Севморпуть в своем восточном арктическом "плече" в настоящее время может обеспечить доставку грузов в течение июля - октября, и только. Для организации круглогодичной навигации на всей трассе магистрали необходимо принятие решений на правительственном уровне. В частности по строительству современных атомных ледоколов, способных проводить суда через ледяные поля толщиной до 3 метров. Уже сегодня повышенный интерес к трассам Севморпути проявляют такие европейские судоходные компании, как Brostrom tankers AB (Гетеборг, Швеция), Riverlake Shipping, Litasko-Lukoil (Женева, Швейцария) и Rigel Schiffahrts GmbH (Бремен, Германия).

Некоммерческое партнерство предлагает проект "Севморпуть-транзит". В рамках Международного полярного года, которое пройдет в 2007 - 2008 годах (А.Чилингаров назначен спецпредставителем президента России по вопросам Международного полярного года.), НПКИС предполагает организовать рейс одного из арктических транспортных судов с грузом из Европы в Китай и обратно. Задача проекта - показать, что в нынешнее время перевозка массовых грузов по СМП может быть рентабельной и более эффективной, чем по другим маршрутам. Как заявил А.Чилингаров, основная задача Некоммерческого партнерства - повернуть регионы к Арктике лицом.

В ближайшем будущем такая магистраль, как Севморпуть, может стать основой транспортного комплекса РС (Я), догнав, а то и перегнав по показателям перевозок грузов железнодорожные и воздушные коридоры. Приплюсуйте сюда автомобильные трассы, которые обеспечивали бы круглогодичный выход на опорные транспортные сети большинства населенных пунктов республики и получите картину развития транспортной сферы в частности и экономики Якутии в целом.

Сергей Иванин
http://www.kv.ykt.ru/38/2/1.html

Док. 329254
Перв. публик.: 28.11.06
Последн. ред.: 30.06.07
Число обращений: 651

  • Чилингаров Артур Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``