В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Даст ли бюджет-2002 шанс Авиапрому? Назад
Даст ли бюджет-2002 шанс Авиапрому?
Один этот факт достаточно ярко говорит о глубине того кризиса, в котором находится наш авиапром. С его бедами и проблемами решили разобраться депутаты Государственной думы ? на 24 сентября намечены парламентские слушания "О государственной поддержке авиационной промышленности", которые проводятся по инициативе комитета по энергетике, транспорту и связи и комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям.

Председатель комитета по энергетике, транспорту и связи Владимир Катренко, что день выбран отнюдь не случайно. В ходе всей осени Госдуме предстоит заниматься принятием бюджета на следующий год. И депутаты хотят заблаговременно "застолбить" в нем позиции, учитывающие интересы российского авиастроения. Катренко напомнил прошлогоднюю историю. Тогда уже, казалось, были все возможности, для организации перспективных лизинговых проектов, которые могли бы вдохнуть жизнь в авиапром. В частности, были решены многие вопросы относительно лизинга шести самолетов Ил-96 и 10 самолетов Ту-204. Они давно находятся на авиазаводах Воронежа и Ульяновска в "полуготовом состоянии". Заказчики ? "Аэрофлот" и "Трансаэро" ждут поставок авиатехники. Нашлись и банки, готовые предоставить льготные кредиты для завершения строительства самолетов и проведения лизинговых операций. Не хватало только одного - государственных гарантий для этих кредитов.

Увы, в ходе дебатов по бюджету в прошлом году, этот вопрос оказался за кадром. Шли жаркие споры о том, быть или не быть в 2001 году "бюджету развития". В конце концов, было принято решение заместить его Банком развития. Но уставный капитал этому банку заложили такой, что он не позволил обеспечить необходимыми государственными гарантиями даже кредитование работ по тем же 16 самолетам, не говоря о других проектах. Таким образом, государство лишило себя возможности влиять на процесс модернизации экономики, и в том числе в авиационной промышленности, используя механизм государственных гарантий для инвестиционных кредитов. Более того, даже самой правовой основы для подобного механизма федеральный Закон о государственном бюджете на 2001 год не предусматривал.

На парламентских слушаниях депутаты намерены сосредоточиться на обсуждении ясной и последовательной политики по отношению к развитию авиации и авиационной промышленности. Наши авиазаводы простаивают без госзаказов, а правительство за последние годы предоставило налоговые и таможенные льготы на ввоз зарубежной авиатехники на общую сумму 1,2 млрд долларов. На лизинговые платежи иностранным фирмам из России теперь ежегодно уходит по 200 млн долларов. И в то же время у государства не находится возможностей дать государственные гарантии под кредиты отечественному авиапрому.

Из-за авиакатастроф, происшедших в начале года, российский рейтинг безопасности, который ведет международная организация гражданской авиации ? (ИКАО), был резко понижен. И в то же время решительных мер, которые бы вели к ускоренной модернизации авиапарка страны, не принимается. Более того, в мае Государственная служба гражданской авиации РФ (ГСГА РФ) объявила о мероприятиях по продлению ресурса многих старых самолетов до 2005 года и далее. Добавим к этому, что у нас не прекращается практика ввоза в страну авиационного секонд-хенда, или так называемого реэкспорта самолетов советской постройки, которые за сравнительно небольшую цену продают нашим авиакомпаниям партнеры из стран СНГ, Китая.

В чем же выход? "В усилении государственного контроля и влияния на все процессы в авиационной промышленности и сфере авиаперевозок", ? считает Катренко. По его прогнозам, в ходе парламентских слушаний депутаты выскажутся за принятие целого ряда протекционистских мер в поддержку отечественных авиастроителей, в том числе за отмену налоговых и таможенных льгот на импорт зарубежной авиатехники и запрещение реэкспорта старых самолетов. Поддержат они, по его мнению, и планы, связанные с перестройкой самого авиапрома, консолидацией многочисленных разрозненных предприятий в крупные холдинги и научно-производственные центры. Разумеется, для этого потребуются определенные меры по оздоровлению экономики конкретных авиазаводов. Такие, к примеру, как предлагаемые правительству Росавиакосмосом меры по реструктуризации ОАО "Пермские моторы", в случае реализации которых у государства появляется возможность существенно увеличить свою долю акций (до контрольного пакета), а пермским моторостроителям ? объем выпускаемой продукции. К сожалению, правительство уже более года не может решиться ни на какие конкретные шаги. Вхождение же государства в состав основных акционеров дало бы прекрасные возможности для реализации предложений акционеров АО по созданию на базе завода федерального научно-производственного центра моторостроения, который бы начал обеспечивать наши новейшие самолеты двигателями мирового уровня.

Одна из задач парламентских слушаний ? наметить законотворческую программу, которая бы четко определила, по каким направлениям и с помощью каких механизмов в новых рыночных условиях должна осуществляться государственная поддержка авиационной промышленности. Высказываются предложения о внесении изменений в федеральный закон "О государственной пошлине" в части существенного снижения размеров государственной пошлины за нотариальное удостоверение договоров залога и лизинга воздушных судов. Предлагается включить в федеральный закон "О государственном регулировании развития авиации" положения, предусматривающие предоставление лицензий на эксплуатацию высокорентабельных маршрутов, в первую очередь тем авиакомпаниям, которые приобретают новые образцы отечественной техники, а также льготные тарифы на их аэропортовое и аэронавигационное обслуживание и другие протекционистские меры. Будут обсуждаться на парламентских слушаниях и судьба давно буксующего в Думе законопроекта "Об авиационном лизинге", и возможные поправки в "Воздушный кодекс Российской Федерации", и некоторые другие законопроекты.

"Мы должны создать такие "правила игры" в авиационной сфере, - считает Катренко, ? которые бы выбили почву из под ног временщиков и лоббистов, дали бы возможность авиапрому планировать свое развитие на долгосрочной основе". Но первым шагом все же должна стать, конечно, конкретная работа по бюджету-2002. Катренко заявил, что члены его комитета будут настаивать на том, чтобы законом о бюджете на следующий год были предусмотрены государственные гарантии под кредиты авиационной промышленности - не менее 85 проц. от сумм кредитов.


18.09.2001
http://www.katrenko.ru/publication/view.html?id=2607

Док. 329134
Перв. публик.: 18.09.01
Последн. ред.: 29.06.07
Число обращений: 334

  • Катренко Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``