В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Зеленые побеги СРП. Назад
Зеленые побеги СРП.
От того, удастся ли своевременно решить проблемы топливно-энергетического комплекса России, во многом будет зависеть, сколько времени понадобится стране для выхода на путь стабильного экономического роста. Прежде всего, для этого нужны продуманные, справедливые, эффективно действующие законы, регулирующие различные аспекты деятельности нефтегазовой отрасли и способствующие ее развитию. При этом одним из приоритетных направлений является стимулирование инвестиционной активности в нефтегазодобывающей промышленности при помощи правового режима соглашений о разделе продукции.

Вполне осознавая необходимость скорейшего совершенствования законодательной базы, Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи активно занимается данной тематикой. Только за два весенних месяца нынешнего года члены комитета рассмотрели на заседаниях и одобрили для использования в режиме СРП четыре инвестиционных проекта по Штокмановскому, Комсомольскому, Харампурскому и Тянскому месторождениям. Кроме того, Государственной Думой принят законопроект по организации работ на Северо-Астраханском перспективном участке.

При рассмотрении этих и других правовых документов депутаты обращают особое внимание на проблемы охраны окружающей среды и обеспечения экологического благополучия населения в процессе эксплуатации природных богатств. Наш комитет при разработке законодательных актов тесно взаимодействует с соответствующими госструктурами.Мы являемся сторонниками целостного, комплексного, опирающегося на мировой опыт, но в тоже время и учитывающего специфику России, подхода к вопросам природопользования. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях, каждый гражданин России имеет конституционное право на благоприятную окружающую среду.

С учетом этих конституционных гарантий прав граждан в свое время разрабатывался и Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции". В нем содержится ряд важных положений, касающихся проблем охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования в процессе разработки, заключения и реализации проектов на базе СРП.

Во-первых, закон предусматривает необходимость привлечения дополнительных финансовых и технических средств для обеспечения экологической безопасности и охраны недр в случаях, когда крупные месторождения полезных ископаемых расположены на особо охраняемых природных территориях.

Во-вторых, в соответствии с законом, работы по СРП должны выполняться при соблюдении законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей среды и здоровья населения.

В-третьих, в законе закреплена обязанность инвестора страховать ответственность по возмещению ущерба в случае аварий, повлекших за собой вредное влияние на окружающую природную среду. При этом затраты на страхование экологических рисков компенсируются инвестору в процессе реализации СРП на основании "Положения о составе и порядке возмещения затрат при реализации соглашений о разделе продукции".

Разумеется, Закон "О СРП" не может регулировать все экологические аспекты возможных проектов. И поэтому в нем содержатся соответствующие ссылки на действующее российское законодательство в области экологии и природоохранного регулирования.

Сегодня мы внимательно отслеживаем и анализируем конкретную практику применения законодательства в области СРП, в том числе и с экологической точки зрения. Здесь уже есть много серьезных и важных наработок.

Разработка условий пользования недрами и подготовка проектов СРП осуществляются комиссией, созданной правительством Российской Федерации по согласованию с органом исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации. В настоящий момент в регионах действуют 16 таких комиссий. В их работе в обязательном порядке принимают участие представители федеральных и региональных органов по охране окружающей природной среды. Благодаря такому тесному взаимодействию сформировался целый перечень экологических аспектов, в той или иной мере затрагиваемых практически во всех разрабатываемых и уже реализующихся проектах.

В частности, одним из важных договорных условий является обязанность инвестора до начала работ получить официальные государственные данные по исследованию фонового состояния окружающей природной среды и источников ее загрязнения. Это необходимо для определения экологических условий, существующих на договорной территории на момент начала реализации соглашения.

Весомой гарантией экологической безопасности является обязательная экологическая экспертиза всех работ, проводящихся на договорной территории в соответствии с соглашением. Комиссиям по разработке условий пользования недрами и подготовке проектов соглашений о разделе продукции следует настаивать на включении этого требования в перечень договорных условий.

Проведение ликвидационных работ после окончания срока действия договора, рекультивация нарушенных земель, восстановление природной среды ? обязательное условие соглашений о разделе продукции. Средства на проведение таких работ депонируются в специально создаваемом в процессе реализации СРП ликвидационном фонде на основании "Положения о формировании и использовании ликвидационного фонда при реализации СРП".

В процессе реализации СРП инвестор осуществляет производственный экологический контроль в соответствии с природоохранным законодательством Российской Федерации. Пристально следит за ходом работ и государство. Соблюдение норм и правил по охране окружающей среды контролируют органы государственной власти России и субъекта Федерации в соответствии с их компетенцией. Таким образом, в стране постепенно складывается определенная система "экологического мониторинга" работ по СРП.

В то же время опыт реализации ряда соглашений выявил, на мой взгляд, наличие значительных пробелов в правовом регулировании экологических аспектов. Наиболее показательным в связи с этим является пример освоения Сахалинского шельфа (проект "Сахалин-1"). При проведении государственной экологической экспертизы оценочного бурения скважины Чайво-6 пришлось принимать решение о приостановлении работ из-за сбросов отработанных буровых растворов. Характерно, что ранее экспертные органы дали положительное заключение по программе разведочного бурения.

Такая непоследовательность свидетельствует об отсутствии достаточного опыта правоприменительной практики, несовершенстве правовой и нормативно-технической базы. Подобные досадные случаи наглядно демонстрируют насущную необходимость скорейшего разрешения основного противоречия в государственных интересах. Состоит оно в том, что, с одной стороны, ни в коем случае нельзя поступаться интересами охраны окружающей среды, а с другой, невозможно допустить, чтобы отсутствие единых подходов в этом вопросе, неумение проводить их в жизнь тормозили освоение крупных месторождений и реализацию очень необходимых нашей стране инвестиционных проектов.

Судьба масштабного начинания по освоению шельфа Сахалина влияет на благополучие населения целого региона страны, и все, что происходит вокруг него, не может не сказываться на доверии инвесторов к нашему государству.На мой взгляд, назрел вопрос о внесении некоторых изменений в базовое законодательство о СРП. Необходимо учесть практический опыт реализации первых масштабных проектов. Прежде всего, надо тщательно согласовать все процедуры и параметры экологического контроля, учитывая различия между режимами СРП и обычного лицензионного недропользования. Более того, требуется усиление экологического контроля на стадии подготовки и заключения соглашения о разделе продукции, что обеспечит в последующем надлежащий уровень экологической безопасности.

И решить проблему формирования адекватного современным требованиям правового поля в области охраны окружающей природной среды можно только совместными усилиями органов законодательной и исполнительной власти России и субъектов Федерации.


15.09.2000
http://www.katrenko.ru/publication/view.html?id=2614

Док. 329120
Перв. публик.: 15.09.00
Последн. ред.: 29.06.07
Число обращений: 373

  • Катренко Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``