В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Плескачевский: Мы создаем механизм цивилизованного поглощения Назад
Виктор Плескачевский: Мы создаем механизм цивилизованного поглощения
С 1 июля вступят в силу поправки в закон об акционерных обществах, которые призваны повысить прозрачность корпоративных отношений и снизить число захватов акций рейдерами. О том, почему закон позволит расширить полномочия владельца контрольного пакета акций, одновременно защитить права миноритариев, обозревателю "Бизнеса" Татьяне Алешкиной рассказал один из авторов поправок, председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский .
Почему затягивалось принятие столь важных поправок?
Действительно, была проблема с их принятием. Два года назад мы внесли законопроект, направленный на создание условий для превращения ОАО в ООО, то есть для преобразования публичной компании в частную. Дело в том, что в России из-за ошибки в законе о приватизации образовалось невероятно большое количество АО, например, почти все сельхозпредприятия акционерные общества открытого типа, хотя во всем мире они либо ООО, либо кооперативы. После того как документ поступил в Госдуму, вокруг него развернулась бурная дискуссия. И было немало заинтересованных лиц, которые выступали против принятия поправок. Против, конечно же, оказались все захватчики, все рейдеры, так как закон снижает их возможности шантажа. Также закон не нравился многим инвестиционным фондам, главным образом западным. Дело в том, что в середине 1990-х годов на Западе образовалось несколько фондов с инвестициями в России.
Они стали акционерами многих российских компаний, которые, по их мнению, имели большие перспективы. При этом фонды располагали в компаниях небольшими пакетами акций максимум 10%. Для них стало сюрпризом то, что огромное количество инструментов наше корпоративное право не учитывает. Например, в мире существует практика регулярной выплаты дивидендов, однако большая часть наших компаний не считают своей обязанностью платить дивиденды акционерам. В итоге эти фонды оказались пораженными в правах. И у них появилось типичное поведение: пытаясь найти свою выгоду от вложений в компании, они стали настаивать на большем участии в управлении компаний. Представители фондов решили, что принятие поправок еще больше усугубит их положение, так как у них не будет возможности доказать реальную стоимость своих активов. В то время как мы ориентировались на требования макроэкономики.
Но, по большому счету, законопроект все же ущемляет интересы миноритарных акционеров, так как расширяет права владельца контрольного пакета акций Мы сделали то, что есть во всем мире: владельцы 95% акций компании имеют право понуждать оставшихся акционеров к продаже. Многие непрофессиональные инвесторы назвали это механизмом вытеснения миноритариев. На самом деле этот механизм дозволяет крупному акционеру с большим капиталом сделать последний шаг выкупить остальные акции и преобразоваться в ООО, к тому же он лишит миноритарных акционеров права шантажировать.
Как вы считаете, часто ли владельцы пятипроцентных пакетов будут подавать судебные иски на мажоритарных акционеров?
Споры по таким процедурам, безусловно, будут, только предметом спора будут не права акционеров, а достаточность возмещения. В ближайшее время в третьем чтении будет рассмотрен законопроект об оценочной деятельности, в котором предусмотрена материальная ответственность оценщика. Это означает, что предложение цены поглотителем компании связано с процедурами, то есть он не может это сделать одномоментно. Например, если владелец 30% акций желает увеличить свою долю в компании, он обязан всем объявить об этом. Все, кто имеет интерес в компании, в том числе и миноритарии, могут продать ему акции по предложенной цене либо заказать другую цену. Все продолжается до тех пор, пока тот акционер, который приобрел 30%, не набрал 95%. Как только он набрал 95%, он может оставшимся акционерам установить цену выкупа. Если они не согласны, то могут обратиться в суд. Обе стороны будут использовать профессионального оценщика, таким образом, в суде сойдутся два профессиональных мнения под риском материальной ответственности оценщика. Ведь сейчас в нашей действительности есть такое злое явление, как черный оценщик, собственно, так же как черный нотариус, черный аудитор. Так вот, материальная ответственность уменьшает волеизъявление и усмотрение оценщика давать любую цену. А поскольку большая часть наших АО не торгуется на бирже, без оценщиков не обойтись.
А почему закон устанавливает публичную оферту именно для 30% акций, а, скажем, не для 25%?
Эта цифра фигурирует в антимонопольном праве. Считается, что до 30% пакет акций не контрольный, а свыше 30% у владельца акций появляется очень важная миссия в составе общего собрания акционеров.
На самом деле, 30% это маловато, можно поднять эту планку, так как бывают случаи, когда нарушаются права владельца 75% акций. Это в Америке контрольным пакетом можно называть и 7%, и 8%, и 12%, потому что там "распыленность" акций высока, так же как и защита их владельцев.
Участники рынка опасаются, что рейдеры будут скупать акции не целым пакетом в 30%, а через аффилированных лиц небольшими пакетами. Учтены ли в законе механизмы защиты от подобных действий?
Рейдеры таким способом поглотить компанию не смогут, потому что рейдер это разбойник, задача которого приобрести по дешевке крупный актив. Обычно это лицо с ничтожным капиталом, работающее на заказ. А когда о покупке акций объявляется публично, рейдеру здесь не место. Покупать будут те, кто намеревается приобрести компанию, допустим, для холдинга. Сегодня большая часть поглощений, которые происходят в России, незаконны. Таким образом, мы фактически создаем механизм цивилизованного поглощения.
Уменьшится ли количество корпоративных конфликтов после принятия закона?
Снизить число конфликтов можно большей определенностью. В данном случае мы вводим режим поглощений. Но я уверен, что количество захватов все равно снизится, ведь рейдерам просто невыгодно будет на таких условиях поглощать компании.
Рейдерство в России приобрело угрожающий масштаб. Бороться с ним крайне сложно, и эта работа должна идти прежде всего с помощью реформирования корпоративного законодательства, пробелы которого используют захватчики. Недавно правительство России одобрило концепцию развития корпоративного законодательства, подготовленную совместно МЭРТ и нашим комитетом Госдумы по собственности. Я надеюсь, что пакет законопроектов, направленный на противодействие недружественным поглощениям и захватам предприятий, будет внесен в Государственную думу еще в весеннюю сессию и у нас появится возможность в ближайшие два три года усовершенствовать российское корпоративное законодательство.



Бизнес, Город: Москва
Дата: 15 Июня 2006

Док. 328887
Перв. публик.: 15.06.06
Последн. ред.: 29.06.07
Число обращений: 489

  • Плескачевский Виктор Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``