В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Муху Алиева на Всероссийской научно-практической конференции `Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму`, 6 июня 2007 г. Назад
Выступление Муху Алиева на Всероссийской научно-практической конференции `Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму`, 6 июня 2007 г.
Уважаемые участники конференции!

Идея проведения настоящей конференции, поддержка этой инициативы на федеральном уровне, тематика докладов и выступлений, включенных в ее программу, весьма авторитетный и представительный состав ее участников подтверждает актуальность обсуждаемой проблемы, которая в последние годы со всей остротой встала перед мировым сообществом, в том числе и перед нашей страной.

Анализ экстремистских проявлений в России выявляет общую тенденцию к нарастанию и углублению этих процессов, о чем свидетельствует увеличение в стране за последний год почти вдвое преступных проявлений экстремистской направленности. Вызывает обеспокоенность рост тяжких преступлений против личности, совершенных по мотивам национальной, расовой или религиозной вражды. Отмечается активизация участников молодежных движений экстремистского характера. Негативный резонанс в обществе вызывает деятельность ряда псевдорелигиозных организаций.

События последних лет свидетельствуют, что радикальные, политизированные течения есть практически во всех конфессиях. В то же время, учитывая, что вызовы экстремистского характера имеют свою региональную специфику, а на территории Южного федерального округа в наиболее радикальной форме проявился именно религиозно-политический экстремизм, выступающий под покровом ислама, представляется, что основной акцент в ходе конференции должен быть сделан преимущественно на нем.

Думаю, участникам конференции понятна особая заинтересованность дагестанцев не только в теоретической разработке данной проблематики, но и в эффективной практической реализации на государственном уровне и на уровне институтов гражданского общества мер противодействия экстремизму в любых его формах и проявлениях.

На рубеже XX и XXI столетий Дагестану пришлось пережить немало испытаний и потрясений, связанных с экстремизмом и терроризмом. Волны кровопролитных конфликтов, прокатившиеся по Кавказу, трагические события в соседней Чеченской Республике, в городе Кизляре и поселке Первомайском, чудовищные взрывы жилых домов в городах Каспийске, Буйнакске и Махачкале, вооруженное вторжение на территорию нашей республики бандформирований в 1999 году, многочисленные террористические акты с человеческими жертвами - все это и многое другое наложило особый отпечаток на массовое сознание дагестанцев, на само восприятие ими экстремизма и терроризма, на выработку соответствующего отношения к ним в дагестанском обществе. Кроме того, жители республики отдают себе отчет в том, что Дагестан, как самый южный приграничный субъект Российской Федерации, объективно находится и еще долго, видимо, будет находиться на самом острие противостояния с этими угрозами.

Сегодня перед республикой стоят ответственные задачи, связанные с подъемом экономики, повышением уровня жизни и благосостояния дагестанцев, со многими другими проблемами, накопившимися в обществе. Их решение в значительной мере зависит от эффективного противодействия религиозно-политическому экстремизму.
У дагестанцев живы еще в памяти полные драматизма события второй половины 90-х годов, о которых говорилось выше. И сегодня на территории республики продолжается противостояние с силами экстремистско-террористического подполья.

После провалившейся попытки изменить конституционный строй республики, оторвать Дагестан от России, предпринятой в 1999 году, и последующих принципиальных шагов руководства страны, направленных на укрепление российской государственности, экстремисты и их покровители изменили тактику своих действий. Они сделали ставку на интенсивную вербовочную работу среди наиболее уязвимой части населения и, прежде всего молодежи, её идеологическую обработку, "ваххабизацию общества снизу", на создание диверсионных групп с целью нанесения "точечных" ударов, физического устранения должностных лиц органов власти и сотрудников правоохранительной системы.

С 2000 года в республике было совершено более 100 террористических актов. При этом вплоть до 2006 года наблюдалась тревожная динамика роста их количества, а наибольшее число терактов пришлось на 2005 год. За этот период в результате террористических актов и покушений на территории республики погибли 164 сотрудника правоохранительных органов и военнослужащих.

С учетом этого, в начале прошлого года нами была предпринята попытка системного анализа сложившейся в республике ситуации, выяснения социальных причин и условий, питающих экстремизм, толкающих некоторую часть граждан, особенно из числа молодежи на противоправный, антиконституционный путь.

Среди выводов, которые были сделаны при этом, - признание того, что наряду с факторами внешнего влияния, одной из основных причин распространения экстремизма является целый комплекс наших внутренних социально-экономических, управленческих, общественно-политических, духовно-нравственных и других проблем, накопившихся за последние годы.

Еще один вывод состоял в том, что мы по большей части боремся, как следовало бы, не с социальными причинами, порождающими экстремизм, а с его последствиями, то есть не с экстремизмом, как явлением общественной жизни, а с экстремистами.

Исходя из этого, были обозначены важнейшие задачи, которые стоят на данном направлении работы перед органами государственной власти и местного самоуправления республики, правоохранительными органами, средствами массовой информации, общественными объединениями, религиозными организациями и другими институтами гражданского общества.

Мы понимаем, что решить эти задачи наскоком, в короткие сроки невозможно, но последовательно идём по намеченному пути. Первый этап реализации запланированных мер показывает, что мы на верном направлении.

Наметилась тенденция к стабилизации общественно-политической ситуации в республике, идет организационное и идеологическое ослабление террористического подполья. Как подтверждение этого можно рассматривать сокращение более чем на 60 процентов количества террористических актов, совершенных в 2006 году по сравнению с 2005 годом. На 40 процентов снизилось за этот период количество покушений на работников правоохранительных органов. Выросли показатели эффективности проведения спецопераций. После известного обращения директора Федеральной службы безопасности Патрушева Н.П. к участникам незаконных вооруженных формирований более 40 дагестанцев явились с повинной.

Если судить по тому, что за истекшие пять месяцев 2007 года на территории республики практически не совершались террористические акты, сократилось количество покушений на сотрудников правоохранительных органов, то можно констатировать, что позитивное развитие ситуации в противодействии экстремистско-террористическому подполью продолжается и в текущем году.

Но это ни в кой мере не является поводом для самоуспокоенности. Говорить о коренном переломе в борьбе с религиозно-политическим экстремизмом рано, так как не только не устранены причины его существования, но они не подвергнуты еще в полной мере строгому научному анализу. Это одна из задач сегодняшней конференции.

В то же время, при всей важности теоретико-методологических проблем экстремизма вообще и его религиозно-политической разновидности, в частности, гораздо более актуальным и плодотворным представляется все же практически-прикладной аспект данной проблематики. Особое значение имеет исследование идеологических основ и движущих сил религиозно-политического экстремизма, соотношения внешних и внутренних факторов в нем, специфики его проявления на международном уровне и в России, на Северном Кавказе и в других регионах страны.

Для эффективного ответа на эти и другие вопросы, касающиеся исламского экстремизма, прежде всего следует проанализировать его главные идейно-целевые установки.

Основными элементами этой идеологии являются:
во-первых, отказ от признания светского характера государства, сепаратизм, выход из состава России;
во-вторых, "джихад" - война с неверными, оправдание террористических методов борьбы;
в-третьих, критика официального духовенства, традиционного ислама, отказ считать его сторонников истинными мусульманами и ведение "джихада" против них, то есть мусульман;
в-четвёртых, отказ от какого-либо сотрудничества, контактов с органами государственной власти.

Набор идей, которыми они оперируют, нередко выглядит привлекательно, особенно для социально уязвимых слоёв населения, молодёжи. Манипулируя лозунгами равенства и справедливости, в качестве альтернативы они предлагают освящённый исламом порядок и устройство власти, людям оказывается финансовая помощь, внушается завышенная самооценка и надежда на более высокий социальный статус.

С учётом масштаба этих угроз и вызовов, мы должны были выработать меры по обеспечению безопасности, по противодействию терроризму и религиозному экстремизму. Основное внимание при этом уделялось и уделяется их профилактике, идеологическому противостоянию, повышению степени информированности населения.

Абсолютное большинство дагестанцев твердо убеждено в прогрессивном, цивилизационном характере воздействия российского государства на исторические судьбы народов Дагестана. Они понимают, что именно в составе России Дагестан сделал громадный скачок в своем социально-экономическом, научно-техническом, политическом и культурном развитии. Поэтому и будущее Дагестана - с Россией, в её составе, в её политическом, хозяйственном и правовом пространстве. Дагестанцы продемонстрировали это всему миру в трудном 1999 году при отражении нападения международных террористов.

Одной из самых злободневных проблем, выдвинутых на первый план сложившейся общественно-политической ситуацией в связи с борьбой с религиозным экстремизмом, было и остается сохранение и укрепление исторического единства и территориальной целостности республики. Дагестан - это не искусственный конгломерат народов, это их органическое единство, связанное с общим геостратегическим целым, единым культурным миром, общим духовным пространством. Дагестан и это наглядно показал всему миру в 1999 году.

Мы не должны позволять экстремистам использовать наши трудности и отдельные проблемы, связанные с этническим многообразием и стремлением тех или иных народов к самовыражению, развитию своих традиций, языка, культуры и т.д. Мы должны вовремя решать их, предупреждать возможные противоречия и конфликты.

Приоритетным направлением нашей работы остаётся распространение и пропаганда исторического опыта добрососедского сосуществования наших народов, различных культур и религий.

В Дагестане веками формировалась эта культура мира, согласия, толерантности. И в этом плане нам ничего изобретать не надо. Нужно уважительно относиться к своей истории, традициям, умело использовать богатейшее наследство предыдущих поколений во имя сегодняшнего и завтрашнего дня республики и страны, содействовать их дальнейшему развитию. Такого уникального опыта содружества десятков народов и мирного сосуществования трех основных мировых религий - ислама, христианства и иудаизма нет ни в одном регионе России. Этот опыт - мощное средство в плане предотвращения этнического и религиозного экстремизма, межнациональных конфликтов в современных условиях, их профилактики не только в республике, но и за ее пределами.

В Дагестане, как и повсюду в стране, идет процесс интенсивного духовного возрождения. Не только исламского, но и христианского, и иудейского. Все эти религии являются консолидирующей силой дагестанского общества, доказывают на практике, что веротерпимость - важнейшее качество функционирования религий, на котором формируется межконфессиональное согласие.

Что касается ислама, он играл и играет важную роль в судьбах Дагестана. В республике всегда был высок авторитет духовенства, здесь всегда жили, работали выдающиеся, известные на весь мир богословы. Сегодня надо еще раз отметить огромный вклад официального духовенства, Духовного управления мусульман Дагестана в разгром международных террористов, выступавших под идеологией ваххабизма в 1999 году.

Уверен, что роль ислама будет все больше возрастать как в Дагестане, так и в России, и в мире в целом. Поэтому было бы полезно обменяться сегодня по ряду вопросов, связанных с этим фактором и возможными сценариями развития ситуации в стране, на Северном Кавказе и в нашей республике. И прежде всего, как представляется, внимание необходимо обратить на следующие моменты.

1. Должна быть выработана четкая политика в "мусульманском вопросе", как на уровне регионов, так и страны. Она должна включать уважительное отношение к исламу как к мировой религии, ни при каких условиях не допускать превращения борьбы с религиозным экстремизмом в борьбу с исламом в целом. Больше того, нам представляется, что наряду с православием ислам должен быть опорой, стержнем, на котором держится и будет держаться Россия. Ведь в стране проживают более 20 млн. мусульман.

Нужно усилить в стране меры по искоренению исламофобии, случаев дискриминации мусульман и этнических меньшинств, реализовать дополнительные меры по развитию и поощрению согласия и толерантности в российском обществе.

2. Одним из самых серьезных является вопрос о религиозном образовании мусульман. Не секрет, что в страну ежегодно возвращаются сотни молодых священнослужителей, получивших образование за рубежом. Хорошо подготовленные, амбициозные, они приходят на смену старшему поколению мусульманского духовенства. Немалая их часть при этом может оказаться людьми, установки которых идут вразрез с интересами российской государственности. Поэтому, очевидно, государство здесь не должно занимать пассивную позицию. Во взаимодействии с религиозными объединениями было бы целесообразно разработать систему мер по регулированию религиозного образования в стране.

3. Говоря о единой государственной политике в отношении ислама, возникает и вопрос о том, в какой мере вообще государство должно поддерживать традиционный ислам. Разумеется, это должно происходить в рамках Закона РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" и Конституции Российской Федерации, по которой Россия - это светское государство. Из этого должны исходить и религиозные деятели, решительно пресекая попытки вмешательства отдельных представителей духовенства в государственные дела. Такой равный подход должен быть ко всем конфессиям в России, в том числе к православию, то ли идет речь о преподавании религии в школах, то ли о введении института священнослужителей в армии и т.д.

Хочу еще раз отметить растущую роль и большое влияние традиционного ислама в дагестанском обществе. В Дагестане самое большое количество мечетей, религиозных учебных заведений в стране. Отсюда ежегодно выезжает на паломничество и самое большое количество российских мусульман.

Но это не является основанием для встречающихся порой утверждений о том, что в отдельных районах республики, особенно высокогорных влияние духовенства настолько велико, что оно практически подменяет органы местного самоуправления. Это бредовые идеи. Таких районов в Дагестане нет. Подобными предположениями, к сожалению, полон в отношении республики изданный в конце 2006 года Северо-Кавказской академией наук "Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России". Сказанное, конечно же, не основание для нашей самоуспокоенности или недооценки деструктивного потенциала политизации ислама. Это - пожелание, особенно ученым, быть объективными. Хотя это касается не только ученых.

Говоря о комплексе первоочередных и долгосрочных мер по борьбе с религиозным экстремизмом, нужно особо подчеркнуть, что он прежде всего связан с решением социально-экономических проблем. Мы не раз отмечали, что есть прямая связь между ухудшением социально-экономической ситуации и обострением политической обстановки. А последней - с ростом экстремистских настроений.

Сказанное, конечно, нельзя понимать в таком смысле, что бедность и даже нищета - это источник терроризма. Нет. Это и доказывать не нужно. Но все же в современных условиях противостоять терроризму, навязанному нам, может лишь общество, в котором есть определенный уровень благополучия людей. Там, где значительная часть населения живет за чертой бедности, не могут не возникать проблемы.

Поэтому повседневное внимание органов государственной власти и местного самоуправления должно быть сосредоточено на наращивании экономического потенциала, привлечении инвестиций, создании рабочих мест, улучшении качества жизни населения, особенно молодежи. Здесь за прошедший год есть некоторые положительные изменения. Их надо закрепить в этом году, сократить разрыв в социально-экономическом развитии республики от других регионов.

Важное значение в деле профилактики экстремизма имеет раннее предупреждение различного рода конфликтных ситуаций, связанных с неурегулированностью земельных, хозяйственно-экономических, кадровых и других вопросов. Знание обстановки, складывающейся на местах, постоянный её мониторинг, своевременное выявление существующих проблем, принятие оперативных мер по их решению, умение вести публичную дискуссию по самым злободневным проблемам - одно из главных условий эффективного противодействия попыткам экстремистских сил использовать ситуацию в своих целях.

Питательной почвой для радикальных настроений в обществе, для экстремизма, как известно, является коррупция. Коррумпированное государство не может эффективно бороться с терроризмом. Я бы сказал, что для России, и особенно для Дагестана, - это большая беда, чем терроризм. Результативность борьбы с ней во многом зависит от чиновников и представителей правоохранительных органов.

Говоря о чиновниках, хочу подчеркнуть, что после развала СССР у нас в республике, думаю и не только у нас, во многом сложилась такая ситуация, когда на многих ключевых должностях оказывались беспринципные, малообразованные, некомпетентные люди, рекрутированные из криминальной среды. Они, естественно, пренебрегали и пренебрегают интеллектуальной и духовной элитой общества, яркими, талантливыми личностями, которых у нас немало.

Мы стремимся уйти от этого позорного явления в республике. Работаем с резервом кадров. На все вакантные должности государственной службы выдвигаем людей только через открытые конкурсы. Повышаем спрос за выполнение служебных обязанностей, освобождаем от работы тех, кто не справляется с ней. Такой курс на восстановление законности и правопорядка, реализацию конституционной стратегии построения гражданского общества и правового государства поддерживает дагестанское общество. На прошедших недавно выборах сменилась половина глав муниципальных образований. Подавляющее большинство из них не справлялось с работой, многие годами злоупотребляли служебным положением. С них не было никакого спроса.

За год привлечено к уголовной ответственности 5 глав муниципальных районов. Один глава администрации арестован за взяточничество. Здесь хочу подчеркнуть, что важен сам прецедент, так как до этого фактически из этой категории должностных лиц никто не привлекался к ответственности. Возбуждены уголовные дела и на отдельных сотрудников правоохранительных органов, преподавателей вузов. Речь при этом, естественно, не идёт о каких-то целенаправленных акциях, но любой человек, какой бы пост он ни занимал, обязан честно, строго в рамках закона исполнять свои служебные обязанности, не злоупотребляя ими. Мы намерены твердо следовать по этому пути. Уверен, что это приведет и к оздоровлению общественно-политической ситуации, и к улучшению социально-экономического положения в республике.

Такой курс как будто бы поддерживается и руководителями наших правоохранительных органов. На практике же действенных мер для кардинального изменения ситуации ими не предпринимается. Это вызывает большую тревогу общественности республики.

Для выработки мер противодействия экстремизму следовало бы сделать анализ практики рассмотрения в судах дел террористов, особенно с участием присяжных. К примеру, по уголовным делам о преступлениях террористической направленности количество оправданных Верховным Судом Республики Дагестан существенно превышает число осужденных. Так за 2006 год Верховным судом Республики Дагестан рассмотрено 12 уголовных дел о преступлениях террористической направленности в отношении 22 подсудимых. При этом осуждено 2, а оправдано 18 человек. Причем большинство из них оправдано с участием присяжных заседателей.

Подобная следственная и судебная практика естественно вызывает недоумение в обществе. То, что суды присяжных выносят порою непонятные с точки зрения здравого смысла оправдательные решения - это не только явление дагестанское. Нам представляется, что судебная практика по делам террористов требует специального изучения и, может быть, обсуждения на коллегии Верховного суда России.

Немало вопросов сегодня возникает по совершенствованию законодательства, всего спектра права - гражданского, уголовного, уголовно-процессуального. Речь идет прежде всего об усилении ответственности за экстремистские преступления до уровня тяжких преступлений.

Хочу отметить, что в мае текущего года принят инициированный Народным Собранием Республики Дагестан Федеральный закон "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", дающий право прокурору обращаться в суд для признания печатных и других материалов экстремистскими не только по месту нахождения организации, осуществившей издание таких материалов, но и по месту их обнаружения и распространения.

Назрела необходимость и в принятии Федерального Закона "О защите прав потерпевших от терроризма". Государство не должно оставлять потерпевших наедине со своей бедой. Дело в том, что возмещение во многих случаях совершенно несоизмеримо с причинённым ущербом. В Дагестане с 2000 года по настоящее время в результате специальных контртеррористических операций пострадало 175 семей. Фактически все они потеряли жилье и все имущество. И не по своей воле. В лучшем случае людям удается помочь получить квартиры. Взамен же потерянного имущества выплачивается лишь 50 тыс.руб. Нужно продумать, как решить этот вопрос, пересмотреть нормативную базу.

Главная роль в профилактике экстремизма и терроризма принадлежит органам государственной власти и местного самоуправления, их скоординированным и согласованным действиям.

В республике принята и реализуется целевая программа борьбы с преступностью, предусматривающая, в том числе и комплекс мер по предупреждению терроризма, политического и религиозного экстремизма. Парламентом республики в первом чтении принята и Комплексная программа развития национальных отношений в республике на 2007-2010 годы. Регулярно проводятся заседания республиканской антитеррористической комиссии, Совета Безопасности Республики Дагестан.

Тем не менее работа, проводимая в данном направлении органами государственной власти и местного самоуправления, пока не позволяет эффективно противостоять распространению религиозного экстремизма, нет должного взаимодействия с общественными объединениями и религиозными организациями, мешает разобщенность, непоследовательность в этой работе.

С другой стороны, как бы согласованно не действовали органы государственной власти и местного самоуправления, правоохранительная система, для победы над религиозно-политическим экстремизмом этого недостаточно. В Заявлении о совместных действиях в борьбе с терроризмом, принятом в Мадриде 9 февраля 2006 года с участием Президента Российской Федерации В.В.Путина, отмечалось: "Борьба с терроризмом требует содействия и поддержки со стороны всего гражданского общества, которое является мощным фактором противодействия терроризму, способным изолировать, разоблачать террористов и их идеологов, не допускать распространения идей нетерпимости".

В прошлом году в республике предпринят ряд шагов, направленных на укрепление основ гражданского общества, консолидацию власти и общества. Более интенсивным и открытым стал диалог между ними. В целях обеспечения широкого участия общественности в решении наиболее острых социальных проблем, в том числе её активного привлечения к работе по противодействию экстремизму, при Президенте созданы и функционируют Совет старейшин, Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, Координационный центр по проблемам формирования гражданского общества. Учреждён институт Уполномоченного по правам человека, начала работать Общественная палата Республики Дагестан. Большую работу по патриотическому воспитанию населения и противодействию экстремизму и терроризму проводит Республиканский совет по делам ветеранов войны, труда, вооружённых сил и правоохранительных органов.

Институты гражданского общества обладают мощным потенциалом для решения многих актуальных задач, стоящих перед нами, начиная от общественного контроля за деятельностью органов власти и отдельных должностных лиц до оказания морально-психологической помощи людям, остро нуждающимся в ней. Значительны, но далеко не в полной мере задействованы их возможности в деле противодействия религиозно-политическому экстремизму.

Важную роль в мобилизации усилий общества по борьбе с экстремизмом могут сыграть политические партии. В текущем году предстоят выборы в Государственную Думу Российской Федерации по пропорциональной системе, в ходе которых будут представлены различные платформы политических партий. При всем их многообразии, разных подходах к решению проблем общества и возможных противоречиях между ними, все они, думаю, должны предусмотреть в своих программных установках принципы, направленные на противодействие экстремизму.

Недоработки и упущения органов власти, институтов гражданского общества в противодействии религиозно-политическому экстремизму наглядно проявляются в научной и образовательной сферах, в практике функционирования средств массовой информации, на других направлениях работы.

Тема экстремизма в последние годы неоднократно была предметом обсуждения на различных научных конференциях, ей посвящено множество опубликованных работ. Между тем практическая отдача от этой, казалось бы, достаточно интенсивной научной деятельности далека от реальных потребностей жизни и не соответствует тому потенциалу, которым обладают наши ученые. Необходимо искать более действенные формы участия научной общественности в противодействии идеологическо-пропагандистской составляющей религиозно-политического экстремизма. Крайне важным представляется сотрудничество в этой области на двух уровнях - республиканском и федеральном.

Не в полной мере задействованы в деле эффективного противодействия распространению идеологии экстремизма возможности воспитательной и контрпропагандистской работы, которые заложены в системе высшего и среднего образования. Учебные заведения должны быть нацелены не только на подготовку квалифицированных кадров, но и на выработку у молодёжи высоких духовно-нравственных качеств, формирование у неё чувства гражданственности и патриотизма, глубокого уважения к лучшим традициям единства и дружбы народов нашей многонациональной страны, на воспитание подрастающего поколения в духе невосприимчивости к ложным идеям и ценностям.

С терроризмом может эффективно бороться только хорошо информированное общество, которое знает, с каким врагом имеет дело. Важная роль здесь принадлежит средствам массовой информации, и они многое делают для донесения до массового сознания губительности идеологии и практики терроризма. В то же время нередко в отдельных наших СМИ можно встретить материалы, провоцирующие межнациональные, межконфессиональные или внутриконфессиональные конфликты, сочувствующие террористам, дискредитирующие работу правоохранительных органов.

Подобные материалы, написанные на грани экстремизма, людьми, я бы сказал, социально безответственными, лишёнными чувства меры и самоконтроля, не становятся предметом анализа правоохранительных органов республики. В какой-то мере это объясняется и тем, что нет экспертов, квалифицированных специалистов для проведения лингвистических, религиоведческих, этнологических, других сложных экспертных исследований печатных, видео, аудио и иных материалов. В связи с этим считаем правильной постановку вопросов о внесении изменений в Федеральный Закон "О противодействии экстремистской деятельности", о создании специального федерального органа, уполномоченного проводить такие экспертизы.

Казалось бы, угроза экстремизма и терроризма приобрела в последние годы глобальный, международный масштаб и имеет тенденцию к дальнейшему обострению. В то же время борьба с этой угрозой осуществляется в стране различными ведомствами, деятельность которых недостаточно скоординирована. В связи с этим представляется целесообразным сосредоточить в каком-то едином центре функции текущего анализа и обобщения всей информации о состоянии межнациональных, конфессиональных, общественно-политических отношений в стране, о развитии ситуации с экстремизмом, а также выработки соответствующих рекомендаций по всему спектру форм и методов противодействия ему.

Эффективное противодействие распространению экстремизма и терроризма в современных условиях во многом зависит от объединения усилий международного сообщества, всестороннего взаимодействия с другими странами на этом направлении деятельности. Исходя из этого, необходимо активно развивать межгосударственный диалог по этим вопросам, шире использовать положительный зарубежный опыт в сфере нормативного регулирования борьбы с экстремизмом и терроризмом, пресечения нелегальных каналов финансирования экстремистских организаций, выработки соответствующей миграционной политики, по другим важным направлениям противодействия этим угрозам. Дагестан, как самый южный приграничный субъект Российской Федерации, особенно заинтересован в развитии такого сотрудничества и на межгосударственном, и на региональном уровнях, в том числе со странами исламского мира, Центральной Азии и Закавказья, с которыми граничит наша республика.

Уважаемые участники конференции!

Всё сказанное - лишь малая часть вопросов, затрагивающих весьма актуальную и многоплановую тему, которую нам предстоит обсудить. На любом из направлений противодействия религиозно-политическому экстремизму - и на местном, и на региональном, и на федеральном уровнях имеются значительные, далеко еще не до конца задействованные резервы и возможности. Думаю, что они станут предметом подробного анализа и на пленарном заседании конференции, и в ходе работы её секций.

Наша общая цель состоит в том, чтобы религиозно-политический экстремизм, как идеология, и терроризм, как его следствие, были дискредитированы в общественном сознании, чтобы в нём глубоко укоренилось категорическое неприятие насилия, еще более упрочились традиционные для наших народов ценности веротерпимости, межнационального согласия, патриотизма и социальной солидарности, глубокое понимание нашей общей ответственности за судьбу и будущее России.


06.06.2007
http://www.president.e-dag.ru/index.php?showfile=1&fid=141&p=documents&area=1&categ=6&print=1

Док. 328770
Перв. публик.: 06.06.07
Последн. ред.: 29.06.07
Число обращений: 578

  • Алиев Муху Гимбатович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``