В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Стенограмма круглого стола Института развития гражданского общества и местного самоуправления по теме: `Новое российское законодательство о целевом капитале некоммерческих организаций: особенности реализации` 26.06.2007 (Продолжение) Назад
Стенограмма круглого стола Института развития гражданского общества и местного самоуправления по теме: `Новое российское законодательство о целевом капитале некоммерческих организаций: особенности реализации` 26.06.2007 (Продолжение)
Никитенкова М.А. (Руководитель Центра ИСК РАН).

Я долгое время работала в ИНИОНе, который тоже является некоммерческой организацией, библиотекой и более 10 лет я работаю в Институте США и Канады. Мы занимаемся исследованием американской и канадской экономики и политики. Моя сфера не совсем касается юридической части, было бы слишком большим преувеличением назвать меня специалистом в этой области. Тем не менее, несколько лет назад нам решили сделать подарок, и мне пришлось интересоваться американским опытом в этой области. Может быть, это не совсем касается эндаумента, так называемого целевого капитала, новых изменений, которым всего лишь два месяца. Я вкратце расскажу о том, что мне удалось узнать.

Общий принцип дарения и пожертвования в США может быть охарактеризован таким образом, что каждая крупная организация, особенно библиотеки, традиционно полагающиеся на пожертвования и дарения, традиционно имеют свои правила и нормы, регламентирующие порядок пожертвования. Нас интересовала ИНИОН - крупная библиотека. Такой же крупной библиотекой является библиотека Конгресса. Библиотека сформировала 4 группы друзей библиотеки, которые специально заняты поиском доноров и спонсоров, которые готовы пожертвовать для крупнейшей библиотеки имеющиеся у них издания и т.д. В настоящее время при библиотеке Конгресса действуют 4 такие группы. Первая группа обеспечивает пожертвования азиатским подразделением, обеспечивает получение библиотекой артифактов. В рамках этого направления действует сейчас Азиатский литературный клуб, который не только ориентирован на получение соответствующей литературы, но и регулярно производит ознакомительные поездки. Вторая группа друзей библиотеки объединяет картографов, географов и историков. В библиотеке Конгресса имеется крупнейшее собрание картографических изданий, которые она получает и пополняет благодаря этой группе и за счет пожертвований и дарения других стран. Третья группа отвечает за сбор литературы и изданий на испанском языке. Эта группа помогает библиотеке сбором редких и малоизвестных изданий. Четвертое направление - это музыкальное отделение, которое помогает библиотеке сбором новых изданий граммпластинок, видеозаписей, так же редких и не всегда доступных широкому кругу заинтересованных лиц. Другие библиотеки имеют более строгие правила получения пожертвований. Например, согласно правилам пожертвования Мичиганского государственного университета, в обязанности библиографа входит составление благодарственного письма, в котором признается факт дарения, а так же специальная форма, в которой указывается факт дарения с указанием его стоимости, соответствующая форма в обязательном порядке заверяется донором, который, согласно правилам библиотеки, должен получить благодарственное письмо от директора библиотеки. Будучи государственной организацией, библиотека ВМФ США по закону не может давать собственные оценки дарителям, оценки дарения относятся к сфере ответственности донора. Вопрос финансового сопровождения даров и пожертвований достаточно хорошо регламентирован в США. Согласно регламентирующим нормам внутренних поступлений, в том числе, если размер дарения превышает 5 тысяч долларов, донор должен представить квалифицированный акт заключения о стоимости дарствующей. Правила внутренних поступлений регламентирующих финансовое оформление дара в целях освобождения от уплаты налогов регулируется публикациями. При этом заключение должно выдаваться институтом, специализирующемся на оценке дарения и благотворительных пожертвований. При этом в ряде случаев требуется заключение специальной формы, в том числе и для донора. При этом форма должна быть подписана представителем соответствующей неприбыльной организации или другим оценщиком, который имеет на это юридическое право. Ряд библиотек, в частности библиотека Мичиганского государственного университета, прямо советует донорам обращаться к своим адвокатам или консультантам по вопросам налогообложения. Заполнение вышеописанных форм необходимо самим библиотекам, поскольку они используют их при составлении финансовой отчетности, в том числе для налоговых органов федерального и местного значения. Вот, что я хотела вкратце рассказать сейчас.

Иванов Лев Иванович (Информационно-аналитический портал "Наследие.ru").

Для начала вопрос на засыпку: из присутствующих здесь представителей некоммерческих организаций кто-нибудь может от имени своей организации сказать, что да, наша организация собирается обзавестись целевым капиталом. Возможно, я и получу утвердительный ответ - был бы рад. Ваше молчание не означает знака согласия, а скорее подразумевает отрицательный ответ.

А теперь непосредственно по теме обсуждения. На недавней встрече Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева с представителями деловых кругов и некоммерческих организаций по вопросу реализации Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческими организациями" последний, на мой взгляд, достаточно четко сформулировал основные плюсы и минусы, которые сегодня выявились в применении законодательства о целевом капитале.

Плюсов, правда, мало. По словам Дмитрия Медведева, они заключаются в том, что, во-первых, "Два документа вступили в силу. Это два закона - 275 и 276. Это, собственно, законы о целевом капитале, о внесении изменений в отдельные законодательные акты. В соответствии с этими актами некоммерческие организации получили возможность формирования принципиально нового источника финансирования уставной деятельности - целевого капитала. Появился ряд достаточно новых инструментов: и правовых, и налоговых, и организационных. По сути, речь идет о дополнительных инструментах развития в этой сфере, а значит, и о дополнительных востребованных временем и обществом инициатив и проектов".

И, во-вторых, Дмитрий Медведев назвал "первопроходцев": "Процесс формирования целевого капитала начался. Я назову только "первопроходцев" в этом деле, чтобы их знала вся страна. Речь идет о Московской школе управления "Сколково", МГИМО, Российской экономической школе, Музее изобразительных искусств, Высшей школе менеджмента из Санкт-Петербурга, Финансовой академии при Правительстве России и Европейском университете в Санкт-Петербурге. Вот это наиболее значимые примеры, которые есть на сегодня. Я допускаю, что наши коллеги, которые занимаются регистрацией соответствующих инструментов, могут и другие примеры привести. Но я думаю, что те, что названы, являются показательными и достаточными, чтобы на их материале обсуждать существующие сегодня результаты и проблемы. И очевидно, что большинство некоммерческих объединений сегодня ждут первых результатов применения новых законов".

А вот минусов значительно больше - вот они в сжатом виде.

1. Необходимость разъяснения порядка применения норм законодательства о целевом капитале среди будущих прямых пользователей закона, т.е. НКО. Медведев сообщил, что "Минэкономразвития, Общественная палата готовятся к выпуску методических рекомендаций, которые должны разъяснить порядок применения норм законодательства о целевом капитале. Подготовлен также ряд соответствующих публикаций в профессиональных периодических изданиях. Но, откровенно говоря, все это пока слезы". Большинство НКО боятся подступиться к реализации на себе этого закона.

2. Точно такая же проблема отсутствия широкого распространения информации среди потенциальных жертвователей и бенефициаров, цитирую: "Для более широкого распространения информации среди потенциальных жертвователей и бенефициаров важно также наладить сотрудничество с инфраструктурными некоммерческими организациями".

3. Все детали двух принятых законов 275 и 276 должны быть абсолютно понятны сотрудникам региональных и федеральных регистрационных и налоговых служб. Опыт моего личного взаимодействия с представителями этих контор печален - они в состоянии загубить любые самые благородные "души порывы" на корню.

4. Крайне важно, вот это прямая цитата из Медведева, "чтобы первые примеры создания и работы целевого капитала не дискредитировали саму идею, а наоборот - доказали ее абсолютную востребованность и полезность нашим некоммерческим организациям, нашим государственным учреждениям, всем тем, кто будет использовать целевой капитал в своей работе".

5. Для снятия ряда ограничений надо внести изменения в Налоговый кодекс в главу 23. Поручение Медведев уже подготовил и согласовал в течение трех дней.

6. Вопрос о льготах для благотворителей. Их в законе просто не предусмотрено. Точка зрения Дмитрия Медведева: "Это не способ обслуживания интересов предпринимателей, а именно инструмент для решения социальных задач. Вполне допускаю, что через 3-5 лет к вопросу о льготах для благотворителей уже на новой итерации развития этого процесса мы могли бы вернуться".

7. И последняя нерешенная проблема по Дмитрию Медведеву: "Внесение вкладов в целевой капитал в виде имущества пока отложен только потому, что мы не смогли найти достаточных способов формализовать вопросы, связанные с оценкой имущества, которое должно вкладываться в эндаумент". Самый сложный вопрос - земля. "Поэтому мне кажется, - продолжил Дмитрий Медведев, - что мы должны сейчас по итогам года обобщить практику применения закона. Если мы выйдем, допустим, с вами вместе на понимание того, что все-таки по какому-то виду имущества мы способны дать аргументированную, понятную и правильным образом оформленную оценку вложения в целевой капитал, может быть, тогда мы на этот шаг могли бы пойти. Потому что совершенно очевидно, что гораздо проще зачастую вложить какую-то вещь, чем вырвать из оборота какие-то деньги. Продать эту вещь, получить деньги и уже перевести целевой капитал. Но здесь у нас вопрос, связанный с оценкой, на который у нас пока нет окончательного ответа. Давайте подождем завершения первого года применения закона и к этому вернемся, потому что тема существует, она справедливо была поднята".


Вот вкратце мои выжимки, которые, я надеюсь, в достаточной степени характеризуют состояние дел с реализацией закона об эндаументе по Дмитрию Медведеву. А кому лучше знать об этом, чем ему - ведь он буквально выстрадал этот закон и относится к нему, как к родному дитяти.

А в заключение небольшая цитата из выступления Сергея Маркова, директора института политических исследований, на презентации книги Вероники Крашенинниковой "Холодная война культур. Как американские ценности преломляют видение России", 18 июня 2007 года о скорой будущей роли некоммерческих организаций в России:
"Мне кажется, установка на то, что неправительственные организации не должны вмешиваться в политику, это неправильная позиция, это позиция пораженческая, как бы защитительная: мы сейчас слабые в неправительственных организациях, поэтому давайте сделаем так, чтобы они не вмешивались. Такого не будет. Современная политика - это политика, реализующаяся, прежде всего, через неправительственные организации. В XIX веке тот, кто стремился к власти, брал под контроль военных. В XX веке те, кто приходил к власти, брал под контроль политические партии. В XXI веке тот, кто стремится захватить политическую власть, устанавливает контроль над неправительственными организациями, средствами массовой информации, а также культурными и экспертными центрами. И мы должны сформировать такую систему. Нужно не сетовать на то, что неправительственные организации вмешиваются в политику, они будут вмешиваться все больше и больше. Нужно создавать свою систему. Я совершенно не против оранжевых революций, я за них. Но их должны делать не американцы у нас, а мы должны делать эти цветные революции, пока еще, может быть, не у американцев. Цветные революции - это революции XXI века. В них в один узел завязаны и деятельность государственных и международных организаций по легитимации той или иной политической власти, и активная деятельность неправительственных организаций, фондов, средств массовой информации. В Вашингтоне есть такое понятие " democracy promotion community ". Это люди, которые сейчас во многом реализуют американскую внешнюю политику, реализуют блестяще. И мы должны нечто подобное создать у себя".

Блестящее будущее НКО предсказывает Сергей Марков.

Продолжение следует.

Пресс-служба ИРГОМС.


28.06.2007
www.nasledie.ru


Док. 328358
Опублик.: 28.06.07
Число обращений: 84

  • Иванов Лев Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``