В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Федоров. Инвестиции в человека - наш главный приоритет Назад
Николай Федоров. Инвестиции в человека - наш главный приоритет
Стратегия развития российского государства в ближайшие годы, широко обсуждаемая сегодня во всех ветвях власти на всех уровнях, предполагает прежде всего планомерное и целенаправленное развитие регионов. Перефразируя слова великого реформатора российского Петра I, можно с уверенностью сказать, что Россия в ближайшее десятилетие регионами прирастать будет. Однако как сделать, чтобы наши столь разные по социально-экономическим, климатическим, этнографическим и даже психологическим параметрам субъекты федерации развивались по возможности гармонично и без глубоких социальных и политических потрясений? Тут многое зависит от местных властей, их желания и умения создать необходимые условия для того, чтобы уровень жизни населения приблизился к стандартам крупных российских мегаполисов, какими на сегодня являются Москва и Санкт-Петербург.

Мне, как руководителю небольшой, но густонаселенной республики - а Чувашия занимает третье место по плотности населения в России - особенно видны как бы изнутри все процессы, связанные с ходом реформ в различных областях экономической, политической, социальной, культурной и духовной жизни населения. Постоянно выезжая в города и села республики, встречаясь с людьми самого разного уровня образования, достатка, общественного положения, политических и мировоззренческих позиций, можно составить ясное представление о том, что является сегодня индикатором реформ, а что, наоборот, тормозом на пути их развития.

Процессы, происходящие в последнее десятилетие в российской экономике, характерны и для Чувашии. В России же начало экономических реформ сопровождалось не только форсированным накоплением частного капитала в процессе приватизации, но и сокращением основных и оборотных фондов предприятий, нарастанием различных проявлений экономического кризиса при сочетании этих процессов с инфляцией. Поэтому основная задача, которую мы поставили перед собой, перед всеми органами власти, заключалась в том, чтобы республика не просто выживала, но даже развивалась, находя собственные максимально точные ответы на вопросы, которые ставило перед нами и непредсказуемое развитие событий в стране, и часто - весьма трудно прогнозируемая федеральная экономика.

Для экономики Чувашии нам необходимо было решить две важнейшие проблемы - поиска инвестиций и эффективного управления ими. Первое, что мы сделали - превратили наш бюджет в инструмент активной инвестиционной политики. Умело оперируя им, мы стали рационально направлять финансовые потоки, учитывая необходимость решения самых болезненных проблем республики. Потребовались стабильные и единые правила при распределении финансовых ресурсов, реформирование межбюджетных отношений. Первыми в Российской Федерации, уже в 1994 году, мы совершили переход на внутриреспубликанский трансферт. Отдача сразу же сказалась в изменении положения дел во всех районах и городах.

Должен сразу отметить тот факт, что особенность Чувашии не только в том, что она трудоизбыточна. Наша республика, по наличию природных ресурсов занимает 89-е место среди российских регионов - у нас практически нет разведанных полезных ископаемых, кроме гипса. Так что единственным выходом для нас стал поиск инвестиций, а одной из главных задач - нахождение убедительных аргументов для привлечения федеральных бюджетных средств. Это удалось сделать через вхождение в целевые российские бюджетные программы - не только в социально-культурной сфере, но и в области промышленного и сельского хозяйства. Участие Чувашии в реализации более 40 федеральных целевых программ позволяет республике успешно выполнять и ряд общероссийских социально-культурных функций, в том числе по отношению к чувашской нации, половина которой расселена компактными группами на территориях других субъектов федерации. В целом же на реализацию федеральных программ и непрограммных направлений в 2001 году нам удалось привлечь более 700 млн. рублей.

Еще одним инструментом инвестиционной политики стало рациональное привлечение любых бюджетных средств. За прошедшие годы удалось мобилизовать значительные ресурсы в форме различных банковских кредитов, грантов и иных форм финансовых вливаний и инвестиций. В итоге напряженной борьбы в конкурсах у нас сложились доверительные отношения с такими авторитетными международными финансовыми институтами, как Международный и Европейский банки реконструкции и развития, ТАСИС, Институт "Открытое общество". Так, на модернизацию здравоохранения Чувашии нам выделяется - и деньги уже идут - 10 млн. долларов США от Всемирного банка, 7 млн. долларов - от МБРР, ЕБРР и ТАСИС, на модернизацию образования - еще 10 млн. долларов от МБРР, 3 млн. долларов - от иных международных организаций, на реформу управления общественными финансами - 7,3 млн. долларов на грантовой основе от МБРР. Комиссия экспертов МБРР и Правительство РФ выставили Чувашии высший балл за эффективность управления общественными финансами, бюджетом.

Одной из основных форм реализации возможностей иностранного инвестирования является создание предприятий с участием иностранного капитала. Сегодня на территории республики зарегистрировано 90 таких предприятий и филиалов. В их числе такие уникальные производства, как ЗАО "Дюпон-Химпром", ЗАО "Сантек", ЗАО "Булгар-Хмель" и другие. При этом большая часть иностранных инвестиций была направлена в промышленность и строительство.

Принимая о внимание крайне тяжелое состояние в течение ряда лет системы расчетов в российской экономике, нами было максимально использованы возможности проведения взаимозачетов инициативного и активного применения в обороте долговых обязательств, векселей, складских свидетельств. Все это использовалось нами сразу же, как только эти инструменты появились в российском законодательстве. В результате денежная составляющая в общем объеме налоговых платежей в бюджеты всех уровней возросла с 25-30 процентов в 1996-1997 годах до 100 процентов в 2001 году.

Несмотря на финансовый кризис 1998 году, приведший к сокращению почти на 7 процентов инвестиций в основной капитал России, нам удалось не только сохранить, но и увеличить объемы капитальных вложений. Эта тенденций в республике устойчива. Если в 2000 году инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования выросли на 4,6 процента, то за 2001 год - на 9,9 процентов.

Такая положительная динамика стала возможной благодаря реализованной в республике программе антикризисных мер. Важным фактором, обеспечивающим инвесторам гарантию стабильности их прав и надежность в выполнении обязательств со стороны чувашского правительства, стали нормативные и законодательные акты Чувашии. В конце сентября прошлого года в республике принята новая редакция закона "Об инвестиционной деятельности в Чувашской Республике" Нужно отметить, что аналогичный закон существует и на федеральном уровне, и во многих субъектах федерации. Так что Америку мы здесь не открывали. Однако наш закон, является самым "продвинутым" в своей области, ибо содержит принципиальные новшества, которые делают его таковым. Например, главным критерием конкурсного отбора инвестиционных проектов для поддержания их со стороны государства является соответствие основным направления социально-экономического развития Чувашии и наличия экономической, бюджетной эффективности, социальной значимости и общественной пользы инвестиционного проекта. Государственная поддержка оказывается исключительно на конкурсной основе. Не менее 20 процентов стоимости инвестиционного проекта должно финансироваться за счет собственных средств предприятий. Обязательным требованием к инвестиционному проекту является защита бизнес-плана, прошедшего необходимую государственную экспертизу. Законодательно закреплен перечень документов, которые должна представить организация, претендующая на получение государственной гарантии под привлеченные средства для реализации инвестиционного проекта. Это исключает или минимизирует возможность произвола чиновников.

Наши законодательные поправки улучшают условия, обеспечивающие стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности. Введено положение, согласно которому нормы вновь принимаемых правовых актов, ухудшающие положение инвесторов в условиях их коммерческой деятельности, применяется по отношению к уже действующим инвесторам только по истечении срока окупаемости инвестиционного проекта (но не более, чем через 7 лет со дня вступления в силу), независимо от объема привлеченных инвестиций.

Не менее существенным стимулом к развитию экономики республики служат и принятые республиканские программы, благодаря которым мы на протяжении последних восьми лет смогли значительно улучшить жизнь людей. Так, в 2000 году более 50 процентов расходов консолидированного бюджета республики было направлено на развитие социально-культурной сферы. Сегодня Чувашия - один из немногих регионов России, где интенсивно строится социально жилье, которое предоставляется нуждающимся на бесплатной основе или на льготных условиях. Благодаря продуманной политике финансирования и кредитования, в том числе ипотечного, тысячи семей получили возможность, не дожидаясь бесплатного жилья, возводить собственные дома. В области газификации республика за восемь последних лет сумела выполнить объемы работ, превышающие почти в десять раз показатели всего советского периода. Газ пришел во все районы. А в течение предстоящих четырех лет мы наметили довести его до каждого населенного пункта. За эти семь лет мы построили 3,95 млн.кв.метров жилья и проложили 3,96 тыс. километров газовых распределительных сетей. В области дорожного строительства республика уверенно входит в число лучших регионов России - по плотности дорог с твердым покрытием мы занимаем 4-е место среди регионов с наиболее развитой транспортной инфраструктурой. Здесь, как говорится, положение обязывает. Причем, в самом прямом смысле - Чувашия занимает наиболее выгодное географическое положение, находясь в самом сердце России, на пересечении большинства транспортных артерий и жизненно важных коммуникаций.

Таким образом, подводя итог всему, что сделано в республике в последние восемь лет, можно уверенно сказать, что богатство региона не всегда зависит от наличия там золота, нефти, газа или алмазов. Главное - как распорядиться материальным, научно-техническим, творческим потенциалом. Ибо главный "золотой запас" для каждого региона - это люди. А работать в Чувашии умеют, и думать над ее будущим тоже есть кому.



Президент Чувашской Республики Николай Федоров

2002.01.10
"Год планеты", выпуск за 2002 г., стр. 68-72
http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./44956/56788/56977/56998
    

    



Док. 327990
Перв. публик.: 10.01.02
Последн. ред.: 28.06.07
Число обращений: 456

  • Федоров Николай Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``