В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Федоров. Инвестиции - это не обязательно рубли и доллары Назад
Николай Федоров. Инвестиции - это не обязательно рубли и доллары
Актуальность и жизненность вопроса модернизации образования, обновления школы сегодня очевидны. Для окончательного перехода России к демократическому обществу с рыночной экономикой нужна самостоятельная образовательная политика. И она в России есть, более того - активно реализуется. Об этом свидетельствует курс реформ, проводимых правительством Российской Федерации.

Как показывает опыт многих стран мира, инвестиции в образование являются ключевым фактором экономического роста. Поэтому перед Чувашией стоит четкая и ясная задача - развитие интеллектуального потенциала. Именно в этом мы видим залог всех других успехов народа Чувашии. Вчерашними - даже хорошими решениями - завтрашние и даже сегодняшние проблемы уже не решить. То, что Чувашии удалось не допустить банкротства ведущих промышленных предприятий, обеспечить рост промышленного производства, приумножить промышленный потенциал, сохранить стабильность в агропромышленном секторе - также свидетельство серьезных интеллектуальных вложений. Поэтому не зря по мнению экспертов, специалистов авторитетных компаний мира, международных финансовых институтов, наша республика имеет достаточно высокий инвестиционный рейтинг. По результатам анализа российских регионов за 1999-2000 годы Чувашия заняла 18 место из 89 по инвестиционной привлекательности. Республика не имеет просроченных долгов как перед федеральным бюджетом, так и перед инвесторами и кредиторами, потому что управление республиканскими финансами и бюджетные заимствования строятся на рациональной и профессионально ответственной основе.

Превратив республиканский бюджет в инструмент инвестиционной политики, мы сумели эффективно сконцентрировать свои усилия на выполнении важнейшей социальной миссии - на строительстве объектов здравоохранения, образования, культуры, на защите материнства и детства, на поддержке ветеранов, инвалидов, малоимущих. При этом мы старались находить практические аргументы для привлечения зарубежных партнеров, мобилизации значительных ресурсов в форме льготных банковских кредитов, грантов и иных форм финансовых вливаний и инвестиций. О конкурентоспособности Чувашии можно судить по таким фактам. Конкурируя с 50-ю регионами России, мы вошли в восемь проектов мировых финансовых институтов по реформированию системы здравоохранения, выиграли в шести крупнейших конкурсах по развитию системы образования, , включились в выполнение уникального, пилотного для России, проекта по реформированию управления бюджетом. Это лишний раз доказывает, что опираться в делах прежде всего на профессионализм - самый правильный путь.

В Чувашии регулярно вводятся в строй новые объекты. Практически ежегодно наши дети получают по 10-12 новых школ и учреждений образования, появились современные специализированные медицинские клиники - диагностическая, кардиохирургическая, перинатальная и другие. Наша республика - один из немногих регионов России, где активно и массово строится социальное жилье. Благодаря продуманной политике финансирования и кредитования, в том числе ипотечного, тысячи семей получили возможность, не дожидаясь бесплатного жилья, возводить собственные дома. За прошедшие 7 лет мы сумели выполнить объемы работ, почти в 10 раз превышающие суммированные показатели всех лет советского периода! 3,5 тыс. километров газораспределительных сетей и 3,5 млн. кв. метров общей площади жилья - таким был один из подарков республики ко дню 450-летия единения Чувашии с Россией. Этой дате чувашский народ придает огромное значение. Не случайно в Чувашии первый урок нового учебного года прошел с ориентацией на ценности интернационализма и федерализма - это был урок дружбы, патриотизма на тему "Навеки в России, навеки с Россией". Мы должны научить наших детей видеть в культурных различиях людей, их традиций, взглядов не помеху, а резервы развития страны, богатство многонациональной России.

И все же инвестиции - это обязательно рубли и доллары... Инвестиции - это, прежде всего, созидательная энергия людей, тех, кто живет и трудится на нашей земле.

За годы реформ образование, как и вся социальная сфера, развивалось по остаточному принципу. Накопились серьезные проблемы и в материальном обеспечении учреждений образования, и в содержании их деятельности. Но нельзя не заметить, что в последнее время положение стало меняться в лучшую сторону. Вложения в интеллектуальный капитал имеют стратегическое значение: они намного эффективнее, чем вложения в нефть, газ и т. п. Образование стало делом большой политики.

Сегодня в системе образования республики обучаются и работают 380 тыс.человек, а это - каждый четвертый ее житель. Осознавая, что будущее вырастет только из настоящего, мы последовательно решаем задачу развития интеллектуального потенциала Чувашии. Для реализации этой идеи сделано уже немало - как в школьном образовании, так и профессиональном. Разрабатываем и внедряем новые организационные и экономические механизмы на основе нормативного финансирования и привлечения внебюджетных средств. Обновляем содержание образования. Проводим оптимизацию сети школ и других образовательных учреждений. Повышаем доступность профессионального образования. Все это настолько важно для общества, что мы закрепили эти приоритеты в программных документах: Концепции государственной образовательной политики, президентской программе "Новая школа", Концепции национальной школы, Программе развития образования Чувашской Республики и других документах.

Я бы хотел остановиться на проблемах, над которыми сегодня активно работаем, и изложить свое видение главных составляющих стратегии образования в республике. Таких позиций - основополагающих, системных, принципиальных - две.

Первая - обеспечение качественного образования и сохранение всеобщей его доступности. Следует признать, что в современной России еще нет равных для всех возможностей для получения хорошего образования. Причин тому много. Часть из них существовала и в советское время, например, географическая удаленность от столичных вузов. А часть появилась сейчас, к примеру, резкая дифференциация по уровню доходов родителей, появление большого разнообразия специализации, уровня преподавания в школах. Но поскольку, особенно последнее, характерно проявилось преимущественно в крупных городах, то положение учащихся сельских школ в этом смысле заметно ухудшилось. Сможем ли мы сегодня устранить это неравенство? Хотелось бы, хотя это непросто. Однако постепенно решить проблему такой несправедливости мы обязаны. Как?

Некоторые ученые и практики предлагают вернуться к прежней, советской школе, в которой, кстати, было очень много положительного. Но при этом нельзя забывать о том, что изменения в важнейших отраслях общественной жизни стремительны, и образовательные программы обязаны не только не отставать, но даже в чем-то и опережать их. Сегодня нужна другая школа! Мы не можем, не имеем права не дать шанс молодым людям получить хорошее образование. Только оно позволит им повысить свой социальный статус, стать конкурентоспособными на рынке труда. А возможно ли это для выпускников сельских школ? К сожалению, не для всех, хотя в республике почти 80 процентов школ сельские и обучается в них 41 процент школьников. Да и сельского населения в Чувашии много, деревня по-прежнему является основой агропромышленного комплекса. Значит, нужна новая целенаправленная политика развития образования на селе. И мы этим занимаемся.

Сегодня в республике реализуется целевая программа по оптимизации сети сельских школ. Согласно ей, вместо многочисленных малокомплектных школ создаются образовательные центры с оптимальными социально-экономическими параметрами, полноценной материальной базой, высококвалифицированными учителями, с таким современным ресурсом, как Интернет. Понятно, что таких школ не может быть много, это центры для целого "куста" деревень. Но мы обязаны вложить в них средства, сконцентрировать здесь старшеклассников и дать им возможность реализовать интеллектуально-творческие способности и профессиональные наклонности. Безусловно, при этом возникнет множество проблем организационного плана: как подвозить детей в такие центры, как создать ремонтную базу, как привлечь в школу дополнительные средства, куда трудоустроить высвобождающихся учителей. Но все это предстоит решить.

Реструктуризация сети сельских школ идет по-разному. Где-то лучшим вариантом оказалось объединение начальной школы с детским садом, где-то - начальная школа входит в состав соседней, основной. Кстати, мы не закрываем начальные школы, более того - открываем новые, если появляется такая потребность у населения. Но более всего усилий уходит на укрупнение полных средних школ. Получая профильное среднее образование в такой школе, выпускник уже не будет в роли "крепостного", не останется заложником некачественного "сельского" образования, не позволявшего ему ранее получить хорошую профессию. Только за школьником выбор, где дальше жить и мы должны ему этот выбор обеспечить. Нужны грамотные специалисты на селе. Через другие процессы мы это обязаны регулировать: создавать хорошие социально-экономические условия для желающих работать. Но это уже общая проблема для всей страны, а не для отдельного человека. Я сам выходец из села, поэтому часто размышляю о судьбах сегодняшних деревенских ребятишек. Как сделать так, чтобы они имели возможность определиться в своей жизни, чтобы их работа позволяла достойно жить?

Существует несколько путей. Во-первых, система поддержки одаренных детей - тех, кто моет и хочет впоследствии профессионально заниматься наукой, творчеством. Республиканские лицеи и гимназии, именные президентские и иные стипендии, система конкурсов и олимпиад, летние профильные школы - все это у нас есть, активно действует и будет развиваться дальше. Но будущее не только за этим. Решающая роль в наше время принадлежит компьютеризации, введению школьников в новое информационное пространство. Это позволит любой школе самой выбрать образовательный курс, а детям - при помощи современных технологий, вместе с учителем, получить высококачественное образование. Именно для этого в 2001 году мы почти в шесть раз увеличили расходы республиканского бюджета на информатизацию сельских школ, заметно укрепили эту строку и местные администрации. И здесь наши планы с Министерством образования России совпадают.

Все предпринимаемые нами меры по улучшению качества образования должны опираться на реальный уровень знаний учащихся. Поэтому республика и решила участвовать в федеральном эксперименте по введению единого государственного экзамена. И мы выполнили свои обещания в максимально полном объеме. Должен сказать, я критически отношусь к оценке многих новаций, постоянно прошу: "Покажите конкретно, что это дает детям, как можно измерить полезность эксперимента?" И хотя в рублях, тоннах этого не измерить, все равно нужно искать, нарабатывать критерии эффективности нового, иначе это, как сказал бы Козьма Прутков, будет пустым времяпровождением. Я решительно против нового ради нового. Здесь главное - результат. А он в этом эксперименте налицо. Анализ первого года эксперимента показывает, что впервые за многие годы мы получили объективные результаты, являющиеся реальным отражением знаний учащихся. И эта информация - основа принятия новых управленческих решений.

Конкурс на специальности, прием на которые вузы республики осуществляли в форме ЕГЭ, составил в среднем по республике 2,7 человека на место. И что особенно порадовало, на инженерные специальности машиностроительного профиля в Чувашском госуниверситете был самый большой конкурс - 5.2 человека на место. С ведением ЕГЭ появились возможности "Noзаочно" поступать в вузы. Почти 3 тысячи чувашских ребят поступили в этом году в вузы не только Чувашии, но и России. В том числе 19 наших выпускников стали студентами элитного государственного университета - Высшей школы экономики, а 25 - Казанского государственного технического университета.

Мы можем гордиться, что своей деятельностью внесли существенный вклад не просто в разработку и апробирование технологии проведения ЕГЭ.

Вторая принципиальная позиция в образовательной политике, требующая еще более активного решения - мобилизация ресурсов и эффективность управления. В условиях централизованного планового управления система образования, как и все другие отрасли, была практически лишена общественного контроля, хотя, как известно, именно открытость является главным стимулом в повышении эффективности. На ранних этапах реформирования государственного устройства включали быструю децентрализацию и передачу ответственности за общее образование муниципальным органам. Часто это не сопровождалось передачей соответствующих ресурсов, отработкой нормативно-правового обеспечения. Кроме того, перераспределение функций хотя и открыло новые возможности для гибкого функционирования системы, недостаточно четкое его осуществление, отсутствие в новой квалификации управленцев привели к снижению эффективности. Отсюда и возрастающие призывы к возврату отраслевого принципа финансирования и управления.

Однако, если мы хотим развития гражданского общества в России, повышения ответственности и самостоятельности всех институтов нашего общества, то нельзя бесконечно рефлексировать и пытаться вернуть безвозвратно ушедшее административное прошлое. Поэтому задача развития социального партнерства, объединения сил и средств всех, от родителей до работодателей является одной из центральных в становлении современной системы управления образованием в республике. Особенно актуально реальное воплощение государственно-общественной формы управления через социальное партнерство для системы профессионального образования. Первые шаги уже есть: создаются родительские фонды, попечительские советы, ассоциации и союзы, объединения профессионалов и просто активных граждан. Но слаб еще их голос, робко участвуют они и в деятельности школ, и в определении образовательной политики в целом. Следующим шагом станут соглашения Министерства образования с органами местного самоуправления, где четко определятся компетенция обеих сторон, формы взаимодействия по всем позициям, включая профессиональное образование. Забота о лицах с особыми потребностями, совместная деятельность со службой занятости и многое другое. Муниципальные органы должны стать звеном, укрепляющим связи школы с предприятиями, организациями.

Еще одна задача, напрямую связанная с управлением, - создание эффективного организационно-экономического механизма, рациональное использование имеющихся ресурсов.

Основные идеи - финансирование по нормативу на одного учащегося, максимальная финансовая самостоятельность образовательных учреждений и прозрачность всех финансовых потоков, включая внебюджетные. Общество должно видеть, на что тратятся его средства. В этой сфере нельзя лицемерить. С этого года мы перешли на нормативное финансирование общеобразовательных школ. Становится очевидным, что в результате повысилась заинтересованность учреждений в эффективном использовании бюджетных денег, появился стимул к привлечению дополнительных денег и четкому расходованию своих средств. На наш взгляд, это расширит и свободу выбора учащимися учебных заведений и образовательных программ. После тщательного анализа с 2002 года начнем постепенный перевод на нормативное бюджетное финансирование образовательных учреждений и других типов.

В условиях дотационного бюджета, не имея своих "свободных" финансов, непросто увеличивать расходы на образование. Но мы это делаем. Постепенно ликвидируем и задолженность прежних лет. Немало средств зарабатывают и сами образовательные учреждения: только подсобные хозяйства ежегодно дают доход по 15-20 миллионов рублей. И, конечно же, серьезный дополнительный источник финансирования - участие в различных международных проектах.

В последние годы Чувашия стала регионом активных межрегиональных, межнациональных, межкультурных контактов. Сегодня мы стремимся к тому, чтобы этот процесс, особенно через систему образования, получил новое развитие, чтобы культурное наследие наших народов становилось общим достоянием. А это может быть обеспечено лишь открытостью образования. Именно открытость, ориентация на диалог различных культур, духовных ценностей, педагогических идей, методик - важнейшее условие эффективности деятельности школы и развития всей национальной системы образования. Знания и просвещение не имеют ни национальных, ни языковых границ. Эта аксиома положена нами в основу модели развития новых человеческих технологий в Чувашии как главного фактора развития республики в XXI веке.



Н.В.Федоров, Президент Чувашской Республики



2002.01.05
"Народная школа", No 1
http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./44956/56788/56977/56992
    

    

Док. 327989
Перв. публик.: 05.01.02
Последн. ред.: 28.06.07
Число обращений: 436

  • Федоров Николай Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``