В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Федоров. Действовать, а не стоять в стороне Назад
Николай Федоров. Действовать, а не стоять в стороне
Довольно часто мне приходится говорить о происходящих в Чувашии изменениях, о проводимых реформах, в том числе и в системе образования. Ведь сегодня это не просто предмет особой заботы в социальной сфере. У многих пришло понимание того, что образование - это стратегический ресурс, это важнейший инвестиционный процесс, это будущее страны. В этом процессе участвуют все граждане, заинтересованные в качественном образовании наших детей.

Сегодня в системе образования республики обучаются и работают 380 тыс.человек, а это - каждый четвертый ее житель. Как президент, я обязан не только хорошо знать, что здесь происходит, и несу прямую ответственность за все.

Для реализации идеи развития интеллектуального потенциала республики мы сделали уже немало, как в школьном образовании, так и профессиональном. Разрабатываем и внедряем новые организационные и экономические механизмы на основе нормативного финансирования и привлечения внебюджетных средств. Обновляем содержание образования. Проводим оптимизацию сети школ и других образовательных учреждений. Повышаем доступность профессионального образования. Все это настолько важно для общества, что мы закрепили эти приоритеты в программных документах: Концепции государственной образовательной политики, в президентской программе "Новая школа", в Программе развития образования Чувашской Республики и других документах. Есть уже определенные достижения и победы на этом пути, но хотелось бы говорить не об успехах, а о том, что нас ждет впереди.

Я не раз подчеркивал, что обеспечение эффективного развития общества в федеративном государстве во многом зависит от правильного решения задачи распределения полномочий между федеральным центром и ее субъектами. В сфере образования это требует одновременного обеспечения в определенной степени противоречивых требований: сохранения единого образовательного пространства страны и в то же время сохранения в этом процессе национальных и региональных особенностей. Следует признать, что в современной России еще нет равных для всех ее граждан возможностей получать высококачественное образование. Причин много. Часть из них существовала и в советское время, например, географическая удаленность от столичных вузов. Другие проблемы появились сегодня. Сказывается резкая дифференциация уровня доходов родителей. Уровень преподавания в школах стал более разнообразным. Заметно ухудшилось в этом смысле положение учащихся сельских школ. Сможем ли мы сегодня устранить это неравенство? Если быть честным, то ответ будет такой: пока не сможем. Нет еще таких идеальных условий. Однако последовательно двигаться в направлении его уменьшения мы обязаны. Как?

Есть такое мнение, что нужно вернуться к прежней, советской школе, в которой, кстати, было очень много положительного. Но при этом не надо забывать, что изменения в важнейших отраслях общественной жизни стремительны, и образовательные программы обязаны не только не отставать, но даже в чем-то и опережать их, как это происходит во всем мире. А у нас к прочим сложностям добавляются процессы, возникающие в процессе радикальных перемен в социально-экономической жизни страны. Сегодня нужна другая школа! Мы не можем, не имеем права не дать шанс молодым людям получить хорошее образование. Только оно позволит им повысить свой социальный статус, стать конкурентоспособными на рынке труда, да и просто позаботиться о нас, с годами стареющих родителях.

Можем ли мы дать такой шанс выпускникам сельских школ? Их у нас в республике почти 80 процентов. На селе обучается 41 процент школьников. Да и сельского населения в Чувашии много. Деревня по-прежнему является основой агропромышленного комплекса. Значит, нужна новая целенаправленная политика развития образования на селе. И мы этим занимаемся. Сегодня в республике реализуется целевая программа по оптимизации сети сельских школ. Согласно ей, вместо многочисленных малокомплектных школ создаются образовательные центры с оптимальными социально-экономическими параметрами, полноценной материальной базой, высококвалифицированными учителями, с таким современным ресурсом, как Интернет. Понятно, что таких школ не может быть много, это центры для целого "куста" деревень, "школьного округа". Но мы обязаны вложить в них средства, сконцентрировать здесь старшеклассников и дать им возможность реализоваться. Мы обязаны избавляться от обучения по типовой программе, да еще и с учителем, преподающим по совместительству 3-5 предметов. Да, возникает много проблем организационного плана: как подвозить детей в такие центры, как создать ремонтную базу, как привлечь в школу дополнительные средства, куда трудоустроить высвобождающихся учителей. Но все это мы тоже начали решать.

Реструктуризация сети сельских школ идет по-разному. Где-то лучшим вариантом оказалось объединение начальной школы с детским садом, где-то - начальная школа входит в состав соседней, основной. Кстати, мы не закрываем начальные школы. Более того - открываем новые, если появляется такая потребность у населения. Но очень много усилий уходит на укрупнение полных средних школ. Получая профильное среднее образование в такой школе, выпускник уже не будет в роли "крепостного", не останется заложником некачественного "сельского" образования, не позволявшего ему ранее получить хорошую профессию. Только за школьником выбор, где дальше жить. А мы должны ему этот выбор обеспечить. Нужны грамотные специалисты на селе? Мы обязаны процесс их подготовки регулировать, создавая хорошие социально-экономические условия для желающих работать. Мы стараемся на селе прежде всего проводить дороги и газ, строить жилье, создавать новые условия жизни, быта и культуры.

Я сам выходец из села, поэтому часто размышляю о судьбах сегодняшних деревенских ребятишек. Как сделать так, чтобы они имели возможность определиться в своей жизни, чтобы их работа позволяла достойно жить? Существует несколько вариантов действий. Во-первых, система поддержки одаренных детей - тех, кто может и хочет впоследствии профессионально заниматься наукой, творчеством. Республиканские лицеи и гимназии, именные президентские и иные стипендии, система конкурсов и олимпиад, летние профильные школы - все это у нас есть, активно действует и будет развиваться дальше. Но будущее не только за этим. Решающая роль в наше время принадлежит компьютеризации, введению школьников в новое информационное пространство. Это позволит любой школе самой выбрать образовательный курс, а детям - при помощи современных технологий, вместе с учителем, получить высококачественное образование. Именно для этого в 2001 году мы почти в несколько раз увеличили расходы на информатизацию сельских школ в республиканском бюджете, заметно усилили эту строку и местные администрации. И, как видно из планов министра образования России, на хорошее финансовое обеспечение информатизации школ нацелена и федеральная политика.

Но все предпринимаемые нами меры по улучшению качества образования должны опираться на реальный уровень знаний учащихся. Сегодня, выдавая государственный аттестат об окончании школы, мы на самом деле не имеем точной выверенной системы государственной оценки знаний школьников. Создание такое объективной и достоверной системы оценки качества знаний в виде единого государственного экзамена послужит, на мой взгляд, основой для сохранения и развития образовательного пространства России. При этом, как президент республики с многовековыми национальными традициями, хочу обратить внимание на то, что регионам необходимо дать достаточную степень свободы в реализации специфических для них особенностей системы образования. К их числу относятся языковая и общекультурная подготовка, региональные особенности общества, рынка труда.

Федеральный эксперимент, начатый в 2001 оду, как раз и направлен на постепенное формирование системы оценки качества знаний выпускников. Подчеркиваю - постепенное. Спешить здесь нельзя. Необходимо в течение двух-трех-летнего эксперимента отработать механизмы, гарантирующие объективность оценки знаний учащихся, права личности и автономию учебных заведений. Как показывает опыт, повлиять на создающуюся систему проще всего именно на этапе ее становления. Однако возникает вопрос: не забегаем ли мы вперед, затевая столь серьезные изменения в системе образования? Скажу честно, решение о вступлении Чувашии в эксперимент я принял не сразу. Только тщательно взвесив все плюсы и минусы, пришел к выводу, что в сложившихся условиях реформы в образовании неизбежны, более того - прогрессивны. Как в экономике, так и в образовании есть общемировые тенденции. И если мы будем игнорировать их, то это неизбежно приведет к отставанию.

Поэтому Чувашия и приняла решение участвовать в проводимом эксперименте в максимально возможном, по сегодняшним условиям, объеме. Это позволит нам всесторонне изучить собственный опыт и оценить эффективность новой системы оценки знаний выпускников. И не только. Появится возможность наиболее полно учесть потребности всего общества, всех участников образовательного процесса: учащихся, их родителей, руководителей образовательных учреждений, работодателей и органов управления образованием.

Главное при этом - поставить во главу угла интересы ребенка, его будущее. Задумаемся: через 25 лет уровень всей нашей жизни будет определяться действиями и знаниями сегодняшних подростков. Тем, как они сумеют организовать свою жизнь, обеспечить достойный уровень жизни и себе, и нам. Что я, как президент и как гражданин, должен для этого сделать? Что должен сделать каждый из нас? Ждать, когда поднимется и заработает экономика? Потеряем время. Надо срочно инвестировать в образование всеми законными и доступными методами, привлекая инвесторов - в качестве попечителей, заказчиков и в различных других формах. И опыт уже есть как у нас, так и в других регионах России наша позиция, надо активно его анализировать, синтезируя лучшее, и, главное, - действовать, а не стоять в стороне, дожидаясь, пока кто-то другой проложит новый путь.

Образование привыкли рассматривать как бюджетно-расходную отрасль. Фактически так оно и есть. Но если смотреть дальше, изменить масштаб отношения к этому вопросу, то станет очевидным: расходы на образование - это вложение в будущее. И именно это заставляет нас делать ставку на качественное образование для всех.



Н.В.Федоров, Президент Чувашской Республики



2001.05.01
"Народная школа", No 5
    
http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./44956/56788/56982/56983

Док. 327987
Перв. публик.: 01.05.01
Последн. ред.: 28.06.07
Число обращений: 416

  • Федоров Николай Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``