В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Федоров. Лев Кураков. Университет как локомотив социально-экономического развития Чувашской Республики Назад
Николай Федоров. Лев Кураков. Университет как локомотив социально-экономического развития Чувашской Республики
Российское образование в целом хорошо подготовлено к тому, чтобы принять вызов времени. Опыт последних лет показал, что российские вузы через образование способны решать самые сложные экономические, социальные, демографические и иные проблемы. Их ничто не может расшатать и вывести из равновесия. Когда задаешь вопрос, на чем же зиждется российское образование, ответ видится в том, что у его истоков стоят выдающиеся личности, духовно-просветительская деятельность которых положила начало благодатной почве развития образования.

И Чувашский госуниверситет не растерялся в этих непростых, порой противоречивых условиях для высшей школы. Благодарю комплексу социально-экономических, организационных и финансовых мероприятий за истекшие годы удалось не только сохранить научные коллективы, но и пополнить их кадрами высокой квалификации. За последние 5 лет количество докторов наук и профессоров увеличилось на 41 человек, кандидатов наук и доцентов - на 167. В настоящее время в университете работают 100 докторов наук и профессоров, 477 кандидатов наук и доцентов. Долее 70 % докторов наук Чувашии работают в Чувашском государственном университете. А основы будущего университета были заложены еще выдающимся просветителем народов Поволжья и Урала, создателем нового чувашского алфавита и письменности, основателем Симбирской центральной чувашской школы, писателем и переводчиком И.Я.Яковлевым. Его имя принадлежит не только чувашскому народу. Оно по праву является достоянием всей многонациональной России. И.Я.Яковлев, открывший в свое время вместе со своими учениками сотни школ в регионе Поволжья и Урала, мечтал о создании университета для чувашей, об открытии для родного народа широкого доступа к высшему образованию. Фактически Симбирская центральная чувашская школа стала прообразом Чувашского государственного университета.

Осознанно избегая темы неблагополучного финансового положения вузов, хотели бы становиться на том, как вузы, в том числе и Чувашский госуниверситет, решают в современных условиях присущие им задачи, возложенные на них государством и обществом. В каждом регионе, в каждом городе университеты становятся центрами образования, науки и культуры, т.е. своего рода локомотивами их социально-экономического развития.

За тридцать лет своего развития Чувашский госуниверситет прошел путь от филиала вуза - Волжского филиала Московского энергетического института - до самостоятельного вуза. Накопленный опыт, разумеется, имеет много специфического. В то же время в нем прослеживаются типичные для развития любой территориальной образовательной системы черты и тенденции. Крепко встав на ноги, в целях укрепления и развития системы непрерывного образования Чувашский государственный университет выбрал магистральный курс по созданию широко разветвленной сети собственных филиалов (4,3 из них - лицензионные), учебно-консультативных пунктов (2), региональных научно-образовательных центров (3), районных центров довузовской подготовки во всех муниципальных образованиях - школ будущего инженера, по другому - воскресных школ (21), линейных центров и классов (5), гимназий (2-многопрофильная и техническая с углубленным изучением физики и математики). Как видно из сказанного, в системе образования появилось немало нового - "хорошо забытого старого", Но это не простое подражание прошлому отечественной системы образования и зарубежной практике. Эти инновационные образовательные учреждения можно было бы назвать территориально обособленными структурными подразделениями университета, выполняющими конкретные цели и специальные задачи в малых городах, а также в сельской местности. Места их открытия выбраны не случайно. Так, например, один из научно-образовательных центров организован на родине русского математика, создателя неевклидовой геометрии и бывшего ректора Казанского университета Н.И.Лобачевского - в г.Козловка. Учебно-консультационный пункт университета располагается и в Ульяновске, на базе музея-квартиры просветителя чувашей И.Я.Яковлева, где им была основана первая чувашская школа. Гимназия-интернат для одаренных детей в головном вузе и техническая гимназия с углубленным изучением физики и математики созданы по образу и подобию специализированных школ, открытых в 60-е годы по инициативе академика АН СССР А.Н.Колмогорова. Главная цель гимназий - представление возможностей одаренным детям из "глухих" деревень в получении равного с городскими выпускниками образования. При этом цель достигается с учетом социальной защиты малообеспеченных семей. Организация лицея в своей основе имеет также благородные и гуманные цели. Здесь учатся дети, прежде всего из семей, остро нуждающиеся в социальной защите. Комплексное обучение и содержание детей в гимназии и в лицее осуществляются за счет внебюджетных средств Чувашского госуниверситета и целевой помощи Министерства образования Чувашской Республики. Работе с гимназиями и лицеями нами придается исключительное значение. С предоставлением возможности элитарного образования одаренному юношеству создаются предпосылки для формирования слоя интеллигенции с нетрадиционным мышлением, особенно в гуманитарных областях знаний, что является одним из условий развития региона.

Университет располагает и другими новшествами, опять-таки взятыми из "хорошо забытого старого". На базе одного из крупных промышленных предприятий республики, являющегося научно-экспериментальной базой университета, организован учебно-научный, технический, производственный центр (специализированное высшее техническое учебное заведение). Здесь получают высшее образование и проходят профессиональную переподготовку городские жители, прежде всего представители рабочего класса без отрыва от производства. Основное его предназначение - решение проблем трудоустройства и безработицы, содействие финансово-экономическому оздоровлению предприятия, генерированию новых инженерных мыслей и их внедрению в производство. Кстати, открытие этой новой образовательной структуры университета не повлекло за собой каких-либо дополнительных бюджетных расходов. Расходы на содержание, развитие его материально-технической базы, комплектование учебной литературой полностью покрываются за счет средств предприятий.

Можно привести в пример и другое инновационное направление, связанное с открытием филиалов ведущих кафедр на других предприятиях, но не на тех, где царит благополучие, а именно на "лежачих" и "полулежачих". Все это делается для того, чтобы через возможности образования поднять реальный сектор экономки. Нет необходимости ждать, когда предприятия самостоятельно выживут. Университет должен, в первую очередь, идти к тем, кому плохо. Преследуя гуманистическую, а не коммерческую цель, научно-педагогический коллектив университета решил открыть линейный центр для старшеклассников в той части столичного города, где живут рабочие семьи, значительная часть из которых оказалась невостребованной из-за остановки крупных промышленных предприятий.

Университетская мировая традиция всегда основывалась на высоких моральных и интеллектуальных ценностях, выполняла обучающую, исследовательскую, профессиональную, сервисную, культурную и гуманистическую функции.

Наличие сети территориально обособленных структурных подразделений позволяет головному вузу осуществлять в полной мере названные функции, способствует более широкому развитию интеграционных процессов как внутри республики, так и между соседними республиками, областями Волго-Вятского региона с конечной целью создания единого информационно-образовательного пространства в регионе. Одновременно нейтрализуются имеющие место в последнее время центробежные силы, решаются социально-экономические и политические задачи, связанные с совершенствованием механизмов интеграции по принципу "центр-регион, регион-центр" (по вертикали), "регион-регион" (по горизонтали), а также "регион - муниципальное образование" (по вертикали).

Один из филиалов университета располагается на границ с Нижегородской и Ульяновской областями. Другой - на стыке Чувашии, Республики Татарстан и Ульяновской области. Третий филиал географически располагается в центре, в сердце железнодорожного узла Чувашии. Четвертый - на севере республики, во втором по величине городе, ближе к Марийской Республике. Они практически становятся объединяющим началом во всех делах и сферах деятельности для близлежащих муниципальных образований. Например, имеющийся лицензию Батыревский филиал, располагающийся в сельском районом центре, привлекает к себе по разным формам обучения сотни студентов и учащихся, в том числе и из Ульяновской области и Республики Татарстан. Здесь учатся более 700 студентов, слушатели центра довузовской подготовки и курсанты центра переподготовки учителей и специалистов. А что касается региональных научно-образовательных центров, то они являются как бы мини-технопарками на местах. Здесь внедряются разработки ученых университета, проводятся консультации, семинары для местных специалистов с учетом их профессиональных интересов и потребностей.

Территориально обособленные структурные подразделения Чувашского госуниверситета становятся притягательной силой, очагом всего прогрессивного. Именно здесь проводятся социально-политически значимые мероприятия местного, регионального масштаба. В этой общей ауре меняются психология, менталитет местного населения. Кроме сохранения и увеличения доступности высшего образования они решают проблемы уменьшения оттока молодежи, создания новых рабочих мест, сокращения материальных затрат, повышения квалификации специалистов государственного и частного секторов непосредственно в районе постоянного проживания.

Чувашский государственный университет не оставляет без внимания и школьное образование с пониманием важности интеграции всей системы образования Чувашской Республики. Интеграционные процессы со школьным образованием развиваются в основном в созданных университетом центрах довузовской подготовки молодежи. Как показывает практика совместной работы вуза и школы, у этой интеграции есть будущее. Основная задача этих центров - компенсирование недостатков сельской общеобразовательной школы, снятие у учащихся проблем неравенства в образовательном уровне еще до поступления в вуз. Кроме углубленных знаний по дисциплинам, являющимся профильными при поступлении в университет, учащиеся в этих центрах осваивают азы рыночной экономики, юриспруденции, приобретают навыки для работы с компьютерной техникой. Для них в масштабе республики ежегодно проводится "бизнес-соревнование" по составлению и выявлению лучших бизнес-планов. Как бы ни было трудно с финансированием книгоиздания, университет обеспечивает образовательные учреждения республики, в том числе и новые образовательные структуры университеты, соответствующей учебной и научной литературой. Общая сумма безвозмездно переданной им литературы, изданной за счет внебюджетных средств, составляет 2 млрд. рублей.

На данном этапе планируется дальнейшее развитие и совершенствование учебного процесса в территориально обособленных структурных подразделениях на основе дистанционного обучения с подключением их к университетскому центру "Интернет".

В последние годы, как уже было сказано выше, университет становится притягательным и для своих соседей на основе межинтеграционных процессов. Российские субъекты направляют к на молодежь на учебу по целевой подготовке. В настоящее время в университете обучаются 84 студента из Чукотского автономного округа, 30 студентов из Республики Марий Эл и 36 юношей и девушек из Кировской области. На первый взгляд, эти данные могут показаться не столь уж существенными. Но для нашей, пока еще дотационной республики, к тому же не сырьевой, не имеющей ни золота, ни алмазов, ни нефти - это дополнительный канал инвестиций в экономику. Другой канал привлечения внешних инвестиций через образование в республику - обучение иностранных студентов, стажеров и соискателей, а их около 150 из 13 стран мира. В этих же целях нами начата работа по реализации двух крупных международных образовательных проектов с вузами Голландии и Швеции по вопросам исследования опыта влияния вузов на культурное и социально-экономическое положение региона. В рамках реализации совместного чувашско-шведского проекта на базе университета открыт и функционирует Шведский центр. Со шведскими партнерами мы сотрудничаем в области трансферта технологий и оказания содействия фирмам и предпринимателям в освоении региональных рынков наукоемких технологий, организации информационной деятельности по продвижению на рынок новых технологий, использовании современных форм наукоемкого предпринимательства.

Рассматривая весь комплекс проблем социально-экономического развития Чувашской Республики, необходимо отметить, что возможность реализации новых, в том числе уникальных программ и технологий обучения, позволяет вскрыть резервы и новаторские идеи высшей школы в части концептуального подхода к содержанию и организации высшего образования.

20-тысячный коллектив университета занимает активную позицию вариативного и гибкого трансформирования - от структурных преобразований до финансово-экономической, научно-педагогической деятельности путем поиска и реализации нестандартных решений по улучшению качества подготовки кадров, внедрению новых управленческих механизмов, упразднению несовременных учебных структур и специальностей, открытию новых и перспективных. Наиболее важные направления трансформирования касаются содержания образования, управления образованием, экономики образования, социальных гарантий в сфере образования, кадрового, научного и правового обеспечения. При этом принимается во внимание, что в ближайшие годы предстоит действовать в условиях нарастающей конкуренции на рынке образовательных услуг. Сложатся принципиально новые формы взаимодействия с работодателями и выпускниками вуза. Увеличится потребность в обучении людей, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, повысится роль вуза как ведущего научно-информационного центра региона и дистанционного обучения.

Независимо от того, по какому сценарию будет складываться социально-экономическая жизнь, стратегия университета остается неизменной в деле содействия усилению конкурентоспособности экономики региона. Это не только подготовка высококвалифицированных специалистов, повышение квалификации рабочей силы, что является характеризующей основой нашей деятельности. С недавнего времени Чувашский госуниверситет включен в государственный план подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства РФ, что расширяет возможности участия в более широкой программе по организации курсов повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров, инженеров - менеджеров для малых инновационных фирм Чувашии. Но это и развитие малых наукоемких предприятий, технопарка, инкубаторов бизнеса по внедрению наукоемких технологий, новых методов организации производства в экономику региона, совершенствование форм взаимодействия с производством и институтами рыночной экономки.

Стратегический курс дальнейшего подъема и развития экономики ЧР сформирован в Программе социально-экономического развития ЧР на 1999-2001 годы (Программа разработана силами ученых университета), основными приоритетными направлениями которого обозначены всестороннее развитие и специализация сельского хозяйства, его существенная реструктуризация и конверсия, развитие топливно-энергетического комплекса, энерго- и ресурсосберегающих технологий, информационно-коммуникационных систем. В условиях оживления и развития экономики одним из эффективнейших инструментов стимулирования инновационной деятельности должен стать Республиканский научно-технологический парк "Чувашия" при Чувашском государственном университете, который включен в "Каталог технопарков России". Технопарк создается с целью планирования, координации, информационного обеспечения и организации работ по развитию инновационного научно-технического предпринимательства, разработке и внедрению новых наукоемких технологий в важнейшие сферы народного хозяйства ЧР, изучения инновационных потребностей городов, районов и республики в целом, развития сферы консалтинга, подготовки специалистов по инновационному менеджменту, а также содействия проведению фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным проблемам.

Университет рассматривает научно-исследовательскую работу как важнейшую сферу деятельности вуза в развитии региона. Научны школы и творческие коллективы активно участвуют в выполнении хоздоговорных работ, имеющих важное значение для экономики республики, в ряде научно-технических программ, таких как "Вузовская наука - регионам России", "Университеты России", "Исследования в области порошковой технологии", "Сертификация", "Качество и безопасность технологии, продукции, образовательных услуг и объектов", "Интеграция". Ведется работав рамках сформированной новой региональной научно-технической программы "Вузовская наука - Чувашской Республике", включающей более 30 проектов по таким разделам, как региональная экономика - повышение устойчивости и стабильности; научно-техническая поддержка энергосбережения и экологической безопасности; освоение приоритетных технологий; разработка и внедрение перспективной конкурентоспособной продукции на предприятиях. В университете накоплен значительный положительный опыт в проведении объективных независимых экспертиз, оценок и испытаний при лицензировании отдельных видов деятельности, а также при сертификации продукции и услуг. Учеными кафедры промышленной электроники реализуется Программа элекронизации автомобильного транспорта республики, направленная на улучшение экологии городов, топливно- и ресурсосбережение на автомобильном транспорте, улучшение технических и эксплуатационных параметров автомобилей.

К вышесказанному можно было бы добавить, что в республике созданы необходимые базовые структуры, центральным связующим звеном которых является Чувашский государственный университет, и сформирована интеллектуальная среда, ядром которой также является университет. Инновационная деятельность, проводимая университетом, получила широкую известность в республике и соседних регионах, о чем свидетельствуют поступающие деловые предложения по привлечению научного потенциала университета для адаптации наукоемких технологий к региональным условиям и совместной реализации проектов.

В современных условиях высшее образование, призванное играть одну из ведущих ролей в комплексном развитии региональной и местной экономики, приобретает особое значение. Стратегия развития экономики через образование в значительной степени соответствует старой китайской поговорке: "Если ты планируешь на один год - расти рис, на двадцать лет - выращивай деревья, на века - воспитывая детей". Применительно к экономике можно было бы ее трансформировать так:

"Если планируешь на год - производи товар, на годы - развиваю технологию, а на века - готовь специалистов".



Н.В.Федоров, Президент Чувашской Республики, почетный доктор Чувашского госуниверситета
Л.П.Кураков, Председатель Государственного Совета Чувашской Республики, ректор Чувашского госуниверситета



1999.07.01
"Таван Атал", No 7-8
http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./44956/56788/57041/57047    


Док. 327962
Перв. публик.: 01.07.99
Последн. ред.: 28.06.07
Число обращений: 565

  • Федоров Николай Васильевич
  • Кураков Лев Пантелеймонович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``