В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Федоров. Лев Кураков. `Региональная экономика - основа социально-экономической и политической стабильности российского государства` Назад
Николай Федоров. Лев Кураков. `Региональная экономика - основа социально-экономической и политической стабильности российского государства`
Совершенствование межбюджетных отношений в современных условиях. Материалы научно-практической конференции.



Для России модель развития европейской экономической системы ближе, чем какая-либо другая, для изучения и применения отдельных элементов в условиях перехода страны к рыночным отношениям.

В последние оды взоры многих политических и государственных деятелей, представителей деловых и научных кругов устремлены на ведущие экономические блоки мирового сообщества, в том числе и на ФРГ, которая входит в Европейский Союз. И не без оснований. По своей экономической мощи Германия занимает третье место в мире, в мировой торговле - второе место после США. После второй мировой войны экономическая система Германии развивалась в сторону социальной рыночной экономики. Германская экономика находится по-прежнему на подъеме. Значительные финансовые усилия, предпринимаемые для подъема экономки в федеральных землях, по своим масштабам сравнимы с "экономическим чудом" пятидесятых годов. Она вернула себе многие позиции, утраченные на мировом рынке. Германия - страна со стабильными ценами. Уровень инфляции составляет здесь 1 % в год. Каждое четвертое рабочее место в стране связано с экспортом. С исторической точки зрения стране присущи общие ценности европейской идеи, еще в послевоенные годы она решительно взялась за закладку фундамента нынешнего европейского дома. Ныне ей оказано доверие председательствовать в течение шести месяцев в Совете Европейского Союза. Не только партнеры по ЕС, но и Россия связывают с этим большие надежны, в частности с принятием "Повестки 2000 года" - пакета важнейших реформ в рамках ЕС.

Мы понимаем, что для ФРГ и других европейских стран стабильность России имеет чрезвычайно важное значение. Какой сценарий развития своей экономики выберет страна - или инерционный, или инновационный с развитым предпринимательством, или другой, от этого во многом будет зависеть будущее региональной экономики - основы социально-экономической и политической стабильности российского государства. Конечно, повода для паники нет, с этим соглашаются и западные аналитики и эксперты. В то же время приятно констатировать и тот факт, что, по их мнению, еще меньше повода для равнодушного отношения к тому, что происходит в России. И это подтверждается новейшей историей отношений между Россией и Федеративной Республикой Германии, между Чувашией, как одним из регионов России, и Германией, ее землями.

Благодаря инициативе, усилиям чувашской и немецкой сторон с учетом разительных перемен в политической и экономической системе России в последние годы получило качественно новое развитие взаимовыгодное сотрудничество нашей республики и ФРГ, отдельных ее земель.

Этому в решающей степени способствуют постоянные контакты политических и деловых кругов наших стран, двусторонние встречи и семинары. В октябре 1996 года состоялся официальный визит делегации Чувашской Республики в ФРГ, на землю Бавария.

В ходе визита были определены перспективы взаимовыгодного экономического сотрудничества. Именно этот визит, выражаясь историческим термином, и "прорубил окно" для Чувашии в Германию. За последние 2,5 года в Чувашии побывали делегация из Баден-Вюртемберга, эксперты Кредитного банка по восстановлению экономики ФРГ и делегация во главе с руководителем внешнеэкономического департамента Министерства экономики ФРГ г-м Х.Шиллем и ряд других немецкий делегаций.

Этот неполный перечень встреч и визитов убедительно говорит об интенсивности деловых контактов между нашей республикой и ФРГ, ее отдельными землями, о стремлении обеих сторон всемерно развивать взаимовыгодной сотрудничество. И это приносит положительные результаты.

Мы считаем, что это только начало большого пути, который мы совместно наметили и который хотим пройти. Тем более для иностранных инвестиций, в том числе германских, в республике много возможностей и для них имеются самые благоприятные условия.

История, современный опыт, практика показывают, что региональная экономика была и есть основа социально-экономической и политической стабильности любого государства, том числе и российского. Взаимообусловленность воспроизводственных отношений позволяет охарактеризовать региональную экономику, в данном случае Чувашии, как подсистему общей экономической системы федеративного государства, а ее рынок - как составную часть российского и мирового рынка. Как в теории, так и в практике экономика региона должна быть глубоко интегрированной с другими региональными экономическими подсистемами и с экономическими субъектами центра. Ведь мы объединены единой историей, многими общими социокультурными традициями, дополняющими друг друга хозяйствами. Очевидно, что отсутствие вышеотмеченной специализации и рыночной интеграции после разрыва хозяйственных связей бывшего Союза и явилось причиной современного экономического кризиса. Истоки кризиса усилились и в 1992 году, когда нам была предложена "шоковая терапия". Рывком, не рассчитав последствий, мы бросились в рынок. В эти же годы государство, как говорится ушло из экономики.

Оглядываясь на Центр, регионы у себя стали допускать ошибки, и вследствие этого накопилось множество проблем. Все их перечислять нет смысла, называя лишь некоторые из них, хотелось бы представить свое видение возможных путей стабилизации региональной экономики.

Минувший и предыдущие годы, к сожалению, не принесли российской экономике и в целом российским регионам ожидаемых благоприятных результатов. Доминируют тенденции к сокращению объемов производства, особенно в высокотехнологичных отраслях, снижению уровня жизни людей и порождению других негативных явлений.

Проявляются следующие особенности современной экономической системы Чувашской Республики: критически низкий уровень использования производственного потенциала (располагаемых мощностей и трудовых ресурсов); резко усилившееся неравновесие между секторами экономики; быстрое сокращение качественного потенциала для технического обновления производственного аппарата и выпускаемой продукции; диспропорции в финансовой сфере, устойчивые финансовые дефициты в реальном секторе; непомерное налоговое бремя, недостаток оборотных средств у малого бизнеса. В такой ситуации резкое улучшение экономического положения в отдельно взятой республике представляется проблематичным. Вместе с тем считаем, что основной задачей региональной экономической политики должна стать разработка системы приоритетов развития экономики, прежде всего, с учетом интересов населения, региона. К ним необходимо отнести отрасли социальной серы по более полному удовлетворению потребностей населения в области образования, науки, культуры и здравоохранения. Следующее приоритетное направление - разработка механизмов межотраслевого взаимодействия предприятий топливно-энергетического сектора, легкой и пищевой промышленности. Перспективное направление оживления экономки - поддержка и развитие малого бизнеса и предпринимательства, и особенно в реальном наукоемком секторе. Главная задача на местах (в регионах) - помогать собственникам повышать доходность приватизированных предприятий. В то же время по мере возможности надо исправлять издержки "дикой приватизации". Крайне недопустимы искусственное разрушение государственного сектора и не менее искусственное насаждение частного. У государства не может и не должно быть "любимых сынков" и "пасынков". Важно научить эти предприятия составлять грамотные бизнес-планы, способные пройти международную экспертизу, научить их проводить целенаправленные маркетинговые исследования, готовить для них современно мыслящие категории управленческих кадров. Осуществление этих приоритетов способствовало бы росту мотивации развития реального сектора и доли доходов, направляемых на его развитие, обеспечению высокого уровня интенсивности труда и, как следствие, росту заработной платы, необходимой для платежеспособности спроса в регионе, быстрому реагированию на складывающуюся конъюнктуру в пользу развития импортозамещающих производств. Предстоит серьезная работа по увеличению налогооблагаемой базы.

В Росси много говорится о защите отечественных товаропроизводителей. К сожалению, должных мер для этого не принимается. Сплошь и рядом не облагается на таможне пошлиной товар, аналог которого выпускается в России, и наоборот, берется неподъемный налог за ввоз тех товаров, которых нет в России. Сказанное не вызовет восторга у немецких коллег. Послевоенный опыт ФРГ по выходу из кризиса заключался именно в том, что законодательным путем был запрещен ввоз тех товаров, которые изготавливались или могли быть сделаны на своих предприятиях. Думается, мы с немецкими коллегами найдем общие точки соприкосновения и услышим их мнение по этому и другим затрагиваемым вопросам в ходе работы конференции.

Развитие региональной экономки немыслимо без подкрепления соответствующими нормативно - правовыми актами, совершенствования законодательной базы. В современных условиях регионы получили право принимать свои собственные законы. Но при этом нередко возникают коллизии, когда региональное законодательство не "стыкуется" с федеральным. Это - серьезная проблема, решение которой видится в создании эффективного механизма взаимодействия законодателей в центре и на местах. Необходимо выработать такой механизм, который бы более полно учитывал и отражал региональные интересы в законотворческой деятельности. Например, бюджетно-налоговые процессы, особенно в дотационных, как наша республика, регионах, да и в других субъектах Российской Федерации, по старинке складываются по воле центра. Пора пересмотреть практику определения трансфертов, а с точки зрения выравнивания минимального гарантированного (стандарта) государственных услуг населению независимо от места его проживания - в республике, крае или области.

Необходимо создать нормативную базу взаимоотношений бюджетов субъектов РФ. Система региональных бюджетов далеко не прозрачная и не стимулирует экономическую активность регионов. Надо дать регионам нормальную базу для маневра собственным налоговым потенциалом.

Нам необходимо разработать определенную структуру управления и управленческую идеологию в масштабах как страны, так и отдельного его региона. В условиях многообразия форм собственности процесс управления должен осуществляться снизу вверх, от интересов отдельной личности, коллектива региона к интересам общегосударственным. Нужна реальная "вертикаль" исполнительной власти, которая предполагает сочетание четкой дисциплины с отношениями партнерства и взаимного уважения конституционных прав каждого уровня власти. Между тем у нас до сих пор не выработаны правила поведения между федеральным Центром и субъектами федерации. Правда, начиная с 1996 года действует договорная практика взаимодействия между Центром и регионами, когда последние стали передавать часть вопросов из своего исключительного ведения в совместное с Российской Федерацией ведение. Подобные договорные отношения по разграничению предметов ведения и полномочий налаживаются также между Чувашией и органами государственной власти РФ. Однако ради справедливости надо признать, что в этом вопросе требуется неформальный подход. Регионализация российской экономической жизни реализуется не сама по себе, а выступает объективной закономерностью, предполагающей наибольший учет интересов конкретного региона.

Региональный интерес в наибольшей степени реализуется в экономической самостоятельности региона, обладающего оперативно-хозяйственным саморегулированием, на основе чего происходит формирование регионально-отраслевой кооперации и специализации труда. Вот почему стратегической целью развития социально-экономической системы Чувашии ставится достижение самоокупаемости и самофинансирования ее национального хозяйства. Вместе с тем следует подчеркнуть, что здесь речь может идти лишь об относительно обособленной экономике при одновременной ее интеграции в хозяйственную систему федеративного государства.

Региональную экономику следует рассматривать с позиций обеспечения наиболее эффективного функционирования всех экономических субъектов, расположенных как на территории региона, так и за его пределами. С точки зрения системы целей и задач она противоречива по своему содержанию. Прежде всего она должна развиваться в интересах всей страны с учетом специфических экономических, социальных, экологических и других местных особенностей.

Современное состояние экономики Российской Федерации требует теоретического и практического переосмысления концепции функционирования региональных социально-экономических систем. За последние годы резко усилилась дифференциация между регионами России как по уровню социально-экономического развития, рыночной инфраструктуры, так и по темпам роста (падения) основных показателей. Условно можно выделить четыре группы регионов: развитые регионы с опережающими темпами экономического роста; развитые регионы со снижающими показателями; отстающие регионы с опережающими темпами экономического роста (к ним относится Чувашия. Это те регионы, в которых наметилась стабилизация или рост в экономике и социальной сфере); отстающие регионы с нарастающими темпами спада. Существенные и объективно неоправданные различия между регионами в уровнях жизни населения отражаются в уровнях и динамике номинальной и реальной заработной платы. Причем происходит такой отрицательный процесс, как межрегиональная дифференциация в уровне жизни населения без учета значительных отличий в региональном разрезе в уровне цен на продукты питания и другие товары первой необходимости. Наличие различий чревато нарастанием социальной напряженности в обществе, усилением центробежных тенденций в экономике и политике РФ. В этой связи сама реальная действительность диктует в первую очередь развивать горизонтальную экономическую интеграцию между регионами.

Резюмируя вышесказанное, хотелось бы подчеркнуть, что в отдельно взятом российском регионе все эти проблемы решить невозможно. Регионы нуждаются в корректировке федеральной социально-экономической политики. Государственные органы должны прежде всего обеспечить выполнение своих обязательств перед населением, регионами, бюджетными организациями, хозяйствующими субъектами. Правительству России нужно восстановить государственное регулирование в базовых жизнеобеспечивающих отраслях экономики, основываясь на законах и конкретных программах, основным элементом которых является региональная компонента. Необходимо законодательно утвердить и обеспечить последовательное осуществление основных положений региональной политики в России: реализацию принципов федерализма и конституционного равенства субъектов Федерации; соблюдение ответственности в межбюджетных отношениях, ориентируясь при этом не на отношения к отдельным персоналиям или к там называемым "лояльным" регионам, а на реальные экономические показатели и выполнение своих обязательств со стороны регионов перед Центром.

Не хотелось бы отстаивать истину в последней инстанции, но в числе стратегических путей видится необходимость усиления государственного регулирования экономики. Для этого есть немало рычагов воздействия, не противоречащих принципам рыночной экономики, так, например, необходимо более активно применять процедуру финансового оздоровления, совершенствовать процесс управления государственной собственностью, реформировать естественные монополии, оказывать бюджетную поддержку приоритетным отраслям, осуществлять жесткое регулирование цен на ряд остронеобходимых продуктов и товаров, защищать на всех уровнях интересы отечественного товаропроизводителя. Это - аксиома. Это мы видим на примере всех цивилизованных государств, которые принято называть развитыми капиталистическими странами, к каковым, как уже было отмечено выше, относится и ФРГ.

И последнее. От того, как развиваются регионы, от их "самочувствия" в решающей степени зависит не только экономическая, но и политическая стабильность Российской Федерации.



Н.В.Федоров, Президент Чувашской Республики
Л.П.Кураков, Председатель Государственного Совета Чувашской Республики


1999.01.05
Чебоксары. Издательство Чувашского университета
http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./44956/56788/57041/57044

Док. 327960
Перв. публик.: 05.01.99
Последн. ред.: 28.06.07
Число обращений: 637

  • Федоров Николай Васильевич
  • Кураков Лев Пантелеймонович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``