В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Федоров. Цели достигает тот, кто знает дорогу Назад
Николай Федоров. Цели достигает тот, кто знает дорогу
Эта древняя чувашская мудрость и сегодня звучит конкретно, осязаемо при рассмотрении любых вопросов - больших и малых - в жизни народа.

При всей общности судеб и проводимых преобразований на всем пространстве России, в каждом ее регионе, в каждом субъекте Федерации есть свои особенности в осуществлении реформ, преодолении переживаемых ныне кризисных явлений. Эти особенности во многом обусловлены самой историей и, не в последнюю очередь, сложившейся структурой экономики и уровнем ее развития.

1

Чувашия в советское время, несмотря на бурное развитие промышленности, в основном оборонной, все же рассматривалась по преимуществу в качестве сельскохозяйственного региона. Но возможно, именно оборонное производство с его высокими технологиями предопределил характер производственно-технического и научного потенциала республики.

В промышленности Чувашии преобладает машиностроение и металлообработка - примерно 40 % всего объема промышленного производства. Значительная доля электроэнергетики (25 %). Химическая промышленность занимает 10 %. Есть уникальные не только для России, но и для Европы виды продукции в электротехнической промышленности. Это создает определенные стартовые условия для того, чтобы и дальше, преобразовывая структуру хозяйства, выйти на новые рубежи экономического развития.

В этом отношении показательными стали некоторые итоги 1997 г., в течение которого удалось несколько стабилизировать экономическую ситуацию и даже добиться некоторого роста в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Своего рода катализатором роста явилось развертывание строительства, особенно жилищного (110 % по отношению к 1996 г.). В расчете на душу населения по темпам это в три раза выше, чем у очень достойного конкурента - Нижегородской области; выше, чем в Москве или в Татарстане с их очень высокими показателями.

В прошлом году выросли и инвестиции - примерно на 111 %. По этому показателю мы уступаем Нижегородской области, занимая второе место после нее в Волго-Вятском экономическом регионе. В структуре инвестиций: примерно 65 % - привлеченные предприятиями средства, включая те, что получены под гарантии и поручительства бюджета республики; около 18 % - из республиканского бюджета и около 7 % - результаты привлечения средств из федерального бюджета. Внешние инвестиции для Чувашской Республики, в основном зарубежные, направлены на создание и развитие современных высокотехнологичных производств совместно с такими известными во всем мире компаниями, как "Дюпон", "Сименс" и другие. Сейчас открывается второе совместное предприятие с "Ай-Би-Би" по производству высоковольтных выключателей. В какой-то степени "Ай-Би-Би" реинвестирует ресурсы фирмы от работы на рынках СНГ и России в Чувашию.

Инвестиции известных зарубежных фирм свидетельствуют о признании малоизвестных в прошлом Чувашской Республики и позволяют рассчитывать на получение новых инвестиций уже в геометрической прогрессии. Мы рассчитываем выйти на международный аудит по рейтингу финансовой надежности и состоятельности. При всей бедности по классическим природным ресурсам республика может рассчитывать на высокий рейтинг. К примеру, агрооблигации Чувашии относятся к числу высококотирующихся на финансовом рынке.

Но давно уже известно, что любые масштабные инвестиционные вливания дадут должный эффект, лишь если предприятия и их организации станут восприимчивыми к этим инвестициям. Когда жалуются на слишком высокие налоги, высокие цены на энергоносители, отсутствие оборотных средств, высокий удельный вес бартера, неплатежи и т.д., не задумываются о том, удастся ли разумно распорядиться полученными средствами. Да и сама инвестиционная привлекательность предприятий зависит прежде всего от уровня менеджмента, политики маркетинга. Должной культуры производства и технологической дисциплины.

Но все это, конечно, не возникает само по себе, и порой даже в самых сложных, тяжелых условиях руководители предприятий, их специалисты не могут найти точку опоры. Поэтому необходимо задействовать рычаги, способствующие вхождению предприятий в жесткие рыночные условия, сулящие вместе с тем широкий простор для успешной предпринимательской деятельности.

Этим целям служит, в частности, действующая у нас система льгот по уплате республиканских и местных налогов и сборов. Эти льготы распространяются и на действующие на территориях республики иностранные предприятия и предприятия с иностранным участием. С мая 1994 г. все предприятия и организации, производящие товары народного потребления, продукцию производственно-технического назначения и занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции, освобождены от всех республиканских сборов (кроме налога на имущество). Они меньше, чем в других регионах России, платят налоги на прибыль (на 62,9 %) и на землю (на 100 %). А банки и страховые кампании платят налоги на прибыль на 46,5 % меньше своих коллег в других регионах.

В целях стимулирования повышения эффективности промышленного производства, обеспечения благоприятных условий для развития промышленных организаций правительство республики заключает соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с этими организациями. По этому соглашению правительство обязуется провести работу по реструктуризации задолженности организации в республиканский бюджет Чувашской Республики и оказать содействие в реструктуризации ее задолженности по платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды. Соглашением предусмотрена также возможность льготного кредитования реализации согласованных сторонами инвестиционных проектов. Успешной работе предприятий будут способствовать усилия правительства по размещению их продукции, товаров и услуг для государственных нужд Чувашской Республики, а также по повышению инвестиционной привлекательности, размещению акций этого акционерного общества. И, наконец, правительство обязуется совместно с организацией провести системный курс лекций по переподготовке ее руководящих кадров.

Со своей стороны организация берет на себя обязательства обеспечить прирост физических объемов промышленного производства и продаж не менее чем на 5 %, разработать программу реструктуризации и бизнес-план своего развития. В обязательства организации входит своевременная выплата зарплаты и ликвидация задолженности по этой выплате, уплата текущих платежей в бюджеты всех уровней. При этом предусматривается обязательная доля выплат в денежной форме. Предприятия, согласно соглашению, сосредотачивают свои расчетные и валютные счета в коммерческих банках республики при предоставлении этими банками льгот и преимуществ, которыми организация пользовалась ранее в обслуживающих ее банках.

Существенными пунктами соглашения являются обязательства по сохранению и развитию научно-технического потенциала с включение соответствующих мер в республиканскую программу "Сохранение и развитие научно-технического потенциала Чувашской Республики".

На 1 июля с.г. такие соглашения подписаны правительством с 27 организациями, среди которых ведущие предприятия республики.

Правительство республики участвует в проектах по финансовому оздоровлению и реструктурированию ряда крупных предприятий. Такая помощь была оказано заводу "Чувашкабель", который был на грани полного банкротства. Помимо такой адресной поддержки предприятий мы активно используем бюджетные гарантии и поручительства правительства. В 1998 г. на эти уели в бюджете республики предусмотрено 280 млн. деноминированных рублей. Эти средства идут под конкретные бизнес-планы, для конкретных управляющих.

В пределах своей компетенции мы помогаем предприятиям снижением тарифов на электро- и теплоэнергию. В последний год тарифы на электроэнергию дважды снижались на 20-25 %. Адресная поддержка оказывается и понижением коэффициента амортизации, введением индивидуальных налоговых льгот; рассрочек по платежам в бюджет.

2

Конечно, в условиях финансового кризиса, поразившего всю страну, трудно планировать и проводить бюджетную политику.

Но есть и трудности и недостатки, вызванные нашим неумением хозяйствовать в рыночных условиях. Наглядным примером может послужить сопоставление завода "Промтрактор" с баварским заводом "Фенда", который выпускает как составляющую своей продукции тракторы того же класса. 3 тыс. человек, работающих на этом заводе, выпускают 9 тыс. тракторов в год, причем диапазон этих тракторов в 10 раз больше, чем у тракторов "Промтрактора". Но у нас 20 тыс. человек выпускают в год 200 тракторов одного класса. Какую поддержку можно оказывать заводу с такой структурой производства? Причем там, в Германии, считают, что и 3 тыс. работающих на одном предприятии представляют очень большой риск в условиях открытых границ в Европе. Это очень трудно объяснить людям, работающим на "Промтракторе". Но без честной, открытой политики, признания, что необходимо выйти на мировые стандарты, трудно рассчитывать на успех того или иного предприятия.

Примером крайнего непрофессионализма. Полного отрыва от экономических реалий явилось взвинчивание чувашскими хмелеводами цен на хмель в 2-3 раза. После этого все пивоваренные заводы России начали покупать украинский, китайский, английский, германский хмель. В год было потеряно 80 % рынка. Исправлять это очень тяжело. Теперь, спустя четыре года, вернуть удалось только 10-20 процентов от того, что потеряли.

Нетрудно дом строить, трудно фундамент заложить - гласит чувашская мудрость. Главный ресурс для спасения России и ее грядущего процветания не газ, не нефть и не алмазы, а люди, которые способны заниматься реструктуризацией, финансовым оздоровлением, умело работать на рынке, профессионально заниматься прогнозированием, маркетингом и т.д. Хорошо работающие предприятия всегда ассоциируются с их руководителями. Отрадно сознавать, что в промышленности и сельском хозяйстве появляется все больше менеджеров - руководителей предприятий, которые поднялись на качественно новый уровень управленческой работы, все меньше и меньше оглядываются на государство, ища у него поддержки, а все больше и больше рассчитывают на свои силы и умение. Рост числа предприимчивых, мыслящих рыночными категориями руководителей, добивающихся, чтобы их предприятия заработали по-новому с максимальным эффектом, служит важнейшим показателем происходящих перемен.

На формирование таких руководителей направлен принятый нами в марте Указ "О мерах по кадровому обеспечению процесса реструктуризации предприятий". В соответствии с Указом в республике организуются мероприятия по специальной подготовке и переподготовке руководителей предприятий.

Раньше много говорилось о системе непрерывного образования. Теперь для этого имеются необходимые технические возможности. Не случайно республика лидирует в России по уровню информационных технологий. За последние четыре года число студентов в Чувашии выросло вдвое.

Мы исходим из того, что основа процветания республики, будущее нашего народа - свободная, высококультурная и образованная личность. Это относится ко всем людям, всем поколениям, и в том числе к тем, кто становится у руля предприятий.

Во главу угла ставится воспитание ответственности. Это основная черта, которой отличается формирующая ныне новая элита. В этой ответственности людей дела проявится их демократизм и их просвещенность, образованность в самом точном понимании этого слова.

Если рассуждать теоретически и жить в сочиняемом, выдумываемом мире, было бы правильно начинать реформы с того, что послать 100 тыс. человек учиться за рубеж, сделать из них прекрасных современных менеджеров с тем, чтобы, вернувшись, они смогли заменить директоров старой закалки и начать внедрять все новое, чему они научились в ведущих фирмах Японии, Германии, США и других стран. Увы, история не знает сослагательного наклонения, и нам нужно сегодня, действуя в реальных условиях России обеспечивать как минимум выживание предприятий, своевременно выплачивать заработную плату, производить социальные выплаты, выполнять все платежи в бюджет. Это задача сегодняшнего дня. Хотя в практической жизни можно учитывать и рафинированные идеалистические подходы с тем, чтобы корректировать реальность, но в чистом виде идеалы никогда не осуществятся. Исходя из такой посылки, мы должны заниматься и занимаемся конкретными делами, не уповая на то что макроэкономические условия преобразуются так, как нам хочется.

Здесь кроется еще далеко не использованный потенциал и нашей Чувашской Республики, и всей Российской Федерации. Ведь именно благодаря интеллектуальному потенциалу руководителей предприятий, крупных и средних, в оборонной промышленности, аграрном секторе, в перерабатывающей промышленности, предприятия эти не только держатся в неблагоприятных макроэкономических условиях, но и умудряются развиваться.

Ресурс людей, возможности самих предприятий надо максимально использовать. Если зацикливаться на стандартном наборе причин, мешающих предприятиям нормально функционировать (немыслимая налоговая система, неплатежи, цена на энергоносители), то надо просто умирать. Но здесь включается этот главный ресурс. Его можно оценить достаточно просто - его наличие (или отсутствие) в каждом конкретном случае определяется тем, есть ли смысл иметь дело с данным предпринимателем, можно ли вкладывать средства в это предприятие, есть ли гарантии возвратности, развития производства конкурентоспособной продукции и т.п. Достаточно войти на территорию завода, чтобы увидеть есть ли на нем необходимый порядок. Это надо знать возможному инвестору. Поэтому руководителям предприятий приходится начинать с себя. Раньше говорили, что осознанием ответственности должны проникнутся все - от министра до рабочего. Сейчас же надо начинать от менеджера, от руководителя предприятия, от внутренней дисциплины этого организатора и ответственного за положение дел на предприятии. Жесткая общая трудовая дисциплина, жесткая технологическая дисциплина, производственная культура - вот составляющие успеха и выживания любого предприятия России.

Это самые главные вопросы, которые надо решать в первую очередь, а не просто пенять на власти, на правительство. Лишь если эти вопросы решены, можно было бы предъявлять претензии, причем профессионально и тоже ответственно, предлагать корректировку тех или иных процессов.

Мы вынуждены были сами инициировать введение внешнего управления на ряде крупных предприятий федеральной значимости: "Химпроме", Чебоксарском заводе промышленных тракторов. Эти предприятия оказались в крайне трудном положении, но сейчас появились реальные надежды на их выздоровление. На "Химпроме" развертывается реструктуризация. Здесь реформа идет по всем направлениям и измерениям: организационному, психологическому, экономическому, финансовому, юридическому. На "Промтракторе" пока все обстоит сложнее - ведь здесь производится монопродукция с большими сроками изготовления и высокой стоимостью. Особенно остро сказывается неплатежи основных потребителей - нефтяного и газового комплексов.

3

Все это не исключает необходимости упрочения правовых основ реформирования. Я бы выделил, к примеру, один крупный вопрос, который находится не в компетенции президента Чувашии (субъекта РФ) и тем более реформирующихся предприятий. Это проблема преодоления вопиющей правовой несправедливости с очень опасными негативными, экономическими и психологическими последствиями - проблема пеней, начисляемых предприятиям и хорошо работающим, и плохо работающим. Размеры пени часто значительно превышают размеры основного долга по всем платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Если бы Президент и правительство всерьез обратили внимание на эту проблему, т они должны были ужаснуться степени антиправовой и антирыночной природы экономической политики по вопросу пеней.

Откуда образовались пени? Зачастую, даже в большинстве случаев, они начислялись и начисляются на предприятия, которым должно государство за оборонные и другие заказы, за содержание мобилизационных мощностей. К примеру, на заводе "Химпром" такая ситуация: с 1987 года запрещено производство химического оружия (отравляющих веществ), но до февраля 1998 г. завод заставляли сохранять мобилизационные мощности и каждый год в лучшем случае платили за их содержание 3-5 %, что ложилось на себестоимость продукции, которая естественно наращивается. Это антиправовая экономическая политика, и никакого нет права предъявлять претензии и начислять пени подобным предприятиям.

К тому же ставки этих пеней совершенно экономически не обоснованы. Вообще у нас ставки всяких штрафных санкций далеки от экономического смысла. Так, ставка 1% за день просрочки платежей в фонд обязательного медицинского страхования, соцстраха и т.д. - просто придумана и не связана ни с правом, ни с законом.

Государство должно признать, что такого рода подходы к штрафам, пеням и т.п. носят неправовой характер. Это не будет списанием долгов в традиционном плане, которое развращает, а списание бессмысленных экономически, психологически убийственных неправовых государственных претензий. Здесь просто нужны воля и знание со стороны федерального руководства.

Много раз говорилось и о нелепости противоречащего принципам нормальной правовой рыночной экономики запрета на свободную продажу на рынке активов или продукции предприятия ниже себестоимости. Мы все спрашиваем, где деньги, почему их оборот не двигает экономику, и в то же время мертвым капиталом заставляли исключительно директивно держать продукцию. То, что можно продать за любую цену, надо продавать, чтобы экономика пришла в движение. Теперь, хоть и с оговорками, это положение исправлено в антикризисной программе правительства.



1998.09.01
"Журналъ для акцiонеровъ", No 9
http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./44956/56788/57064/57084
         

Док. 327956
Перв. публик.: 01.09.98
Последн. ред.: 28.06.07
Число обращений: 371

  • Федоров Николай Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``