В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Федоров. В XXI век - с новой школой Назад
Николай Федоров. В XXI век - с новой школой
В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Ивана Яковлевича Яковлева, величайшего сына, просветителя и духового наставника чувашского народа. Имя Яковлева известно теперь не только каждому чувашу, но и каждому просвещенному россиянину.

Она дал родному народу Книгу. Мы вправе гордиться и возвеличивать своего Патриарха, так как не каждому народу Бог дал таких людей, каким является для чувашей великий Иван Яковлев: человеком, положившим всю свою жизнь на алтарь просветительства.

Вера И.Я.Яковлева, что он - маленький огонек в ночи своей родины, дала народу надежду и обрела явь. И сегодня для нас имя, дело и завещание Патриарха-просветителя - уже не огонек в степи, а яркая, самобытная звезда во вселенной человеческого разума, светящая нам как заклинание: "Нет, не лишен чувашский народ будущего. Не может быть лишен". И мы построим новую Чувашию. Потому что обязаны. Потому что у нас есть И.Я.Яковлев, дающий нам духовную и душевную силу.

Создать общество свободных, высококультурных и образованных людей - значит заложить фундамент для расцвета народа и государства. Именно эту задачу призвана решить и сегодняшняя наша Программа "Новая школа", которая является добрым продолжением дела Великого Яковлева.

На первом этапе реализации Программы ведущими задачами являлись:

- создание условий для интеллектуального и творческого развития учащихся;

- дальнейшее развитие инновационного движения, изыскание и поддержка педагогических инициатив;

- подготовка школьников к жизни в новых социально-экономических условиях;

- формирование новой модели образовательной системы на базе взаимодействия общества и школы;

- усиление демократических и гуманистических принципов в образовании.

Основные концептуальные положения программы были с одобрением восприняты педагогической общественностью республики, о чем свидетельствуют и выступления на крупных учительских форумах (августовские и январские совещания, научно-практические конференции и др.), и публикации в печати, и цикл образовательных телепередач, и - главное - практические дела на местах: в районах и образовательных учреждениях.

В ходе первого этапа реализации программы наметились и получили развитие многие перспективные тенденции. Так, например, в республике растет число учащихся, продолжающих обучение в 10 кл.: в 1995 г. - 67,5 процента, 1996 - 69,6 процента, 1997 - 73,3 процента (при общероссийском показателе 60,4 процента в 1997 г.), в сельской местности республики в 1997 г. - 80,2 процента, 15, 5 процента всех учащихся получает образование в инновационных школах. Учащимися этих школ являются 59 процентов призеров республиканских, 10 дипломантов Всероссийских олимпиад, 115 выпускников из 260, окончивших школу на золотую медаль. В республике 10029 учащихся обучаются в профильных классах. Из 35 участников Российской научной конференции "Шаг в будущее" 9 зачислены на 1 курс МГТУ им.Баумана, 18 награждены дипломами первой и второй степени.

В республике увеличилось число школ с возможностями дифференцированного обучения и подготовкой к будущей профессии, т.е. становится больше предпосылок для образования по выбору. Возросло количество школ. С изучением новых предметов гуманитарного цикла: право, потребительское образование, экология, экономика и другие. Открыты образовательные учреждения принципиально нового типа: образовательные и научно-образовательные центры, комплекс "Школа-ПТУ" и другие. Введены в эксплуатацию 10 школ на 3934 ученических места: Новоачакасинская основная школа Канашского, Убеевская средняя школа Красноармейского, Тораевская средняя школа Моргаушского, Шордаушская основная школа Цивильского районов, Ядринская средняя школа, средняя школа No 20 г.Новочебоксарска и другие.

Растет качество образования: в 1996 году школу окончило с медалями 6,2 процента, в 1997 г. - 7,5 процента выпускников, в 2,5 раза возросло число призеров Всероссийских предметных олимпиад. А лауреатами Всероссийского конкурса "Школа года-96", стали 14 школ и 7 детских садов. В 32 школах, в том числе в 20 сельских, функционируют педагогические классы с охватом 400 учащихся и в этом учебном году на 1 курс ЧГПИ зачислено 228 выпускников педклассов, из них 158 - из села. Школы республики полностью обеспечены новыми учебниками истории, выпущено 15 наименований республиканских учебников и учебно-методической литературы. На базе профессионального училища No 11 г.Мариинский Посад открыт центр по подготовке мастеров народных промыслов, в Новошимкусской средней школе Яльчикского района - филиал ПУ No 22 г.Канаша. В результате хозяйственной деятельности Ходарской школой-гимназией Шумерлинского района дополнительно к бюджету прошлого года получено 113 тысяч рублей в новых ценах.

Отрадно то, что увеличивается число студентов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в 1997 году оно достигло 53437. Наша республика превзошла среднероссийский уровень (197) по количеству студентов на 10 тыс. населения - 237. Открыты новые специальности в вузах республики, соответствующие современным запросам республики (ЧГУ - 22, ЧГПИ - 11, ЧГСХА - 4).

Определены 115 лучших студентов, которым выплачивается именная стипендия Президента Чувашской Республики.

Существенно изменились формы и содержание переподготовки учителей, на эти цели в 1997 году привлечено около 1 млн. рублей. Возобновлена аттестация работников образования, в ней приняли участие 6,5 тыс. педагогов, что заметно подняло престиж учителя. Начат переход к созданию региональной системы обеспечения образовательных учреждений учебной литературой и выработка новых реальных механизмов финансового обеспечения этой системы на базе взаимозачетов с промышленными предприятиями. В частности, реализован договор между Министерством образования, Министерством финансов республики и АО "Химпром", что позволило удовлетворить текущие потребности учреждений образования Чувашской Республики в учебной литературе.

В 1997 году на внебюджетные средства приобретено и передано школам учебной литературы гуманитарного цикла и художественной литературы на сумму 1,2 млн. рублей. 60 сельских средних школ получили комплекты библиотеки отечественной классики (275 книг в каждом).

В целом программа, намеченная на 1997 год, реализовывалась успешно. Однако, несмотря на ее необходимость и актуальность, она порой еще носит декларативных характер, цели и задачи ее глобальны, но часто неконкретны. До сих пор не разработаны научно-педагогические основы обучения чувашскому языку, которые должны быть интересными и увлекательными для всех учебных учреждений, отсутствуют и должные программы и методические рекомендации по изучению чувашского языка и предметов культурно-исторического цикла. По известным общероссийским причинам не удается создать и систему нормативного финансирования образовательного учреждения. Нет результатов по разработке и внедрению республиканских образовательных стандартов. Не разработана республиканская программа профессиональной подготовки, трудоустройства и социальной защиты учащейся молодежи; нет должного объединения усилий и ресурсов Министерства труда и Министерства образования, а в ряде случаев - Министерства сельского хозяйства и продовольствия (с учетом специфики значимости сельского сектора в жизни Чувашии) в рациональном и эффективном использовании средств, предусмотренных на переподготовку и переобучением кадров а, может быть, ряде случаев просто на подготовку.

Мне прекрасно известны и все недостатки и грубейшие просчеты (и преступного характера) молодой демократии, появившейся в нашей стране всего несколько лет назад. Но, критикуя отрицательные стороны жизни, имеющиеся ошибки в политике, нельзя становиться против самой этой жизни. Противоположная позиция есть позиция, направленная против жизни. Это, в сущности, есть позиция гражданской смерти, умерщвления себя, свих детей, учеников и общества.

Всего прискорбней то, что строя новое общество, общество правовой защищенности, компетентности, творческой инициативы и свободы, мы на сегодняшний день не имеем самого главного, а именно: субъекта, способного жить в обществе свободы и права. Мы еще не подготовили такого человека, не воспитали и не образовали его.

В этом контексте чрезвычайно важен вопрос правовой образованности молодежи. Незнание основных положений даже в плане наступления юридической и уголовно ответственности у подростков может обернуться трагедий для ребенка и всего общества.

На новом этапе необходимо сохранить и продолжить реализацию основных положений Программы "Новая школа". Вместе с тем представляется целесообразным выделить в этой программе в качестве приоритетов три подпрограммы:

1. Сельская школа Чувашии

2. Развитие профессионального образования в Чувашии

3. Образование и здоровье детей в Чувашии

Каждая из этих подпрограмм имеет не только высокую образовательную, но и существенную социально-экономическую, социально-культурную значимость. Комплексный социально-педагогический характер данных подпрограмм требует соединения межведомственных и общественных усилий под патронажем Президента Чувашской Республики и под непосредственны руководством Кабинета Министров Чувашской Республики.

Личность, свободная, высококультурная и образованная, способная самореализоваться в условиях коренных преобразований, происходящих в России и в Чувашии, - основа будущего нашего народа. И в этом процессе воспитания и обучения личности, гражданина отводится главная задача учителю. Целью нашей работы должно быть формирование гуманистически ориентированной, уважающей права и свободы человеческой личности, способной разбираться в огромном объеме информации современного мира, способной в кратчайшее время принимать разумные решения в соответствии с нравственными канонами, устоявшимися на протяжении веков, а потому - человека культурного, по-настоящему образованного.

Известный лозунг "Учиться, учиться и учиться" приобретает и новое содержание "Учиться создавать, учиться торговать, учиться богатеть". Все это связано неразрывно. Подготовить интеллектуально-активного гражданина, способного крепко встать на ноги, опираясь на знания, умения и развитые способности, значит, создать богатство. Так их богатства каждого складывается богатство всего народа. Умение считать, иметь квалифицированные представления о бухучете и маркетинге, знания по существу социального государства и рыночной экономики должны даваться в школе с такой же обстоятельностью, как и таблица умножения.

И знание иностранного языка - не роскошь, а требование времени, необходимость и фактор конкурентоспособности. Открытие государственных границ, создание Европейского Союза принятие России в Совет Европы - новые шаги по интеграции всей мировой экономики. Роль сырьевой страны третьего мира - не для нас. И как скоро мы войдем фактически на равных в это мировое сообщество, зависит от того, чему может учитель научить своих учеников.

Как же можно подготовить нового гражданина? Какими средствами: При каких условиях? Первым и важнейшим условием для этого является воспитание образованного, компетентного современного учителя. То, что мы привычно называем "человеческим фактором", есть нечто большее, чем термины и, прежде всего, потому, что тот живой человек должен быть творческой личностью. Это частный случай, который благодаря тому, что индивидуальная ниша "частности" оказывается заполненной творчеством, перерастает себя и становится случаем "общим", становится неотъемлемой частью жизни поколения вообще.

Будущее нашего народа - в воспитании высококультурного, по-настоящему образованного человека, способного жить и трудиться в обновленном мире, привить чувство уважения и любви к Родине, родному краю. С каким багажом знаний и жизненного опыта новое поколение войдет в XXI век - это и составляет главный предмет в Программе "Новая школа".



Николай Федоров, Президент Чувашской Республики


1998.02.01
"Ялав", No 2
http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./44956/56788/57064/57066    

    

Док. 327951
Перв. публик.: 01.02.98
Последн. ред.: 28.06.07
Число обращений: 403

  • Федоров Николай Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``