В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Федоров. Проблемы формирования правовой культуры в современной России Назад
Николай Федоров. Проблемы формирования правовой культуры в современной России
Наша конференция проходит в обстановке весьма болезненного социального экономического и политического перелома в российском обществе. В условиях, когда Россия пытается жить по демократическим канонам, особо убедительно звучит известный тезис об активной роли партии и государства в переустройстве общественной жизни.

Создание истинно гражданского общества, обеспечение приоритет прав и свобод человека остаются сегодня наиболее значимыми для России, ибо без них невозможна демократическая государственность.

В политической области - это установление подлинного народовластия, утверждение демократии, основанной на политическом и идеологическом многообразии.

В сфере социально-экономической - формирование многоукладного хозяйства, свободного в выборе форм собственности, при условии здоровой конкуренции.

В области национальных и межнациональных отношений - учреждение подлинной федерации с многообразием самобытных, гармонично развивающихся культур.

В области международных отношений - обеспечение всеобщего и справедливого мира, взаимовыгодного сотрудничества, разрешение глобальных проблем.

Для реализации этих и других задач государство нуждается в праве и как в самоценности его, и как в инструменте.

Право формирует структуру государства и регулирует взаимоотношения между его основными звеньями. С его помощью определяются место, роль, функции частей государственного механизма.

Право в целом - это и основное средство функционирования любого государства, особенно правового, - к чему сегодня стремится наше общество. А движение к идеалу связано с максимальным обеспечением прав и свобод человека, созданием противовесов в системе власти, независимостью судов, ответственностью государства перед гражданином и гражданина перед государством, с возвышением авторитета закона, с эффективной работой правоохранительных органов.

На пути к правовой государственности одновременно происходит укрепление государственной власти и утверждение господства права. Все общеобязательные акты (Конституция, законы, подзаконные акты) должны быть правовыми и по форме, и по содержанию, и по процедуре принятия, и в действии.

Для этого и как основа, и как условие, прежде всего, необходимы высокое правосознание, высокая правовая культура в обществе.

Понятие правовой культуры связано с "качественным состоянием" жизни общества, где при совершенстве правовых актов деятельность, сознание и развитие личности подчинены общественным нормам и в то же время свободны.

В настоящее время мы постоянно сталкиваемся с низким уровнем правовой культуры, а нередко и с отсутствием ее во всех сферах общественной жизни. Думаю, ни для кого не секрет, что уровень юридической грамотности в Чувашии намного ниже, чем во многих регионах России. И чаще всего мы наблюдаем либо безразличное, скептическое отношение к праву, либо неверие и даже полное отрицание его ценности, потребности в нем. "Закон что дышло, куда повернул, туда и вышло". В этой драматической по своей сути пословице - боль и горе не одного поколения россиян. И таких народных изречений достаточно много...

В чем же причина распространения правового нигилизма в нашем обществе?

Можно говорить о некоем философском обосновании такого положения: пограничном расположении России между рациональным Западом и не похожим на него Востоком. Умом мы понимаем необходимость соблюдения законов, но сердцем смириться с этим не можем!

Можно также вспомнить и византийские исторические корни, и известные традиции репрессивного советского законодательства и правосудия. Сама административно-командная система, где господствовали секретные и полусекретные подзаконные нормативно-правовые акты, а конституции и немногочисленные демократические законы в значительной степени только декларировали права и свободы личности, принижала не только роль суда, но уничтожала также и природу, и престиж права. А сегодня общество, "вживаясь" в демократию, пытается корректировать правовую систему, не имея отлаженных актов, порождая тем самым кризис законности и всех проводимых реформ. И потому так важно для нас сегодня повышать, а точнее говоря, формулировать правовую культуру в обществе.

По каким же направлениям должна вестись эта работа?

Остановлюсь на некоторых из них.

Прежде всего, через совершенствование законодательства. В нашей континентальной правовой семье закон как инструмент организации общественных отношений является пока непревзойденным и объемлющим среди всех средств социального регулирования и контроля. Исторически предопределено, что рано или поздно любая зрелая культура неизбежно порождает законодательство, которое, в свою очередь, формирует право и другие обусловленные правом юридические ценности. Это постоянный процесс совершенствования общества.

Здесь велика роль законодательных органов всей уровней государственности. Ведь говорить о законности можно только имея качественные и совершенные законы. К сожалению, существующие нынче серьезные недостатки в принятии законов, конфликты между законодательными и исполнительными ветвями власти как на российском, так и на местном уровнях говорят о низкой правовой культуре наших парламентариев и представителей исполнительной власти. Об этом же свидетельствует и тот факт, что уже второй год Государственный Совет нашей республики пытается заниматься законодательной деятельностью, не имея современной Конституции Чувашской Республики. Но ведь танцевать надо то печки..., а законодателям - от Основного закона.

А потому как никогда остро перед нами стоит задача принятия новой Конституции. И думаю, нет необходимости особо заострять внимание на том, что формирование правовых институтов, как государственных, так и общественных, учреждений и органов, способных нести юридическую культуру в широкие массы, главным образом, осуществляется посредством доступного и понятного свода законов.

Мы нуждаемся в умных профессиональных законодателях. Во всем мире таких людей пестуют и выращивают веками. Вспомним Великобританию с ее пожизненными лордами и пэрами, должности которых передаются по наследству, а к исполнению этих должностей готовят с раннего детства. Но в нашей стране, где нет ничего стабильного, где все изменения общественно-политического, экономического и прочих укладов жизни всегда - и сто лет, и год назад - носят только революционных характер, подобное оранжерейное взращивание мудрых законников пока даже представить трудно!

Но могут ли принимать должные правовые законы люди, до сих пор претворяющие в жизнь тезис о том, что всякая кухарка способна управлять государством!? В результате мы имеет то, что имеем: неработающие законы, принимаемые в угоду сиюминутным и популистским устремлениям, законы, не просчитанные экономически, неисполнимые даже при большом желании. Может ли быть правовой порядок в обществе, вынужденном жить по несостоятельным законам!?

Путь к решению этой проблемы обязательно лежит через повышение как общей культуры, так и правовой.

Dura lex, sed lex - закон суров, но это закон. Только единообразное исполнение этого категорического императива способно заставить нас жить та, как живут люди во всех так называемых цивилизованных странах: без страха перед законом и людьми, его исполняющими.

Отсюда особая историческая и политическая проблема для российского государства - формирование подлинно государственного правосознания должностных лиц.

Это и понятно: в настоящее время правовой нигилизм многих должностных лиц, злоупотреблением правом, обход закона, пренебрежение правами граждан пагубно сказываются во всех сферах общественной жизни, культуры в целом. А потому необходимо провести на всех уровнях государственной власти правовую, юридическую подготовку и переподготовку.

И здесь работы - непочатый край. Конечно, было бы утопией пытаться сделать каждого гражданина юристом. Но преодолеть правовую безграмотность и нигилизм возможно, если все мы активно займемся правовой подготовкой граждан с самого раннего возраста, а в школах и вузах поставим обучением на качественно новый уровень.

Наряду с этим нам предстоит создать систему правового воспитания и взрослого населения, в большинстве своем юридически малограмотного. И тем ответственнее наша миссия просвещения - и преподавателей юридических учебных заведений, и работников правоохранительных органов. Но и здесь необходимо повысить профессиональный уровень культуры, ибо глубинна юридического образования, его современность, уровень развития юридических наук, степень правовой активности профессионалов - это основа для формирования и развития правовой культуры современного общества.

За последние годы в этом плане проведена огромная работа. В 1991 году нашими общими усилиями открыт юридический факультет в Чувашском госуниверситете, первый выпуск его воспитанников состоится нынче летом. Это большое событие и в жизни университета, и республики в целом. В прошлом году начал работу филиал юридической института МВД России. Кроме того, в Чебоксарах функционируют юридические факультеты и отделения Московского социального университета, кооперативного института, открытого гуманитарного университета и некоторых других.

Однако в подготовке юридических кадров имеются серьезные недостатки. Не хватает квалифицированных педагогов-преподавателей. Слаба учебно-методическая база вузов. Нет четкой координации между ними при разработке учебных планов и программ, организации учебного процесса, что особенно отрицательно сказывается при дефиците кадров. От этого страдает и качество преподавания, и научно-методическая работа, страдают студенты. А в конечном счете - и общество. И всем нам, людям ответственным и заинтересованным в создании подлинно правового общества в России и в Чувашии надо продумать определенные организационные изменения в подготовке юридических кадров в нашей республике.

Повышение правовой культуры населения тесным образом связано и с совершенствованием юрисдикционной и иной правоприменительной деятельности. Особую роль в этом плане играет работа правоохранительных органов - прокуратуры, внутренних дел, юстиции и других, в частности, направленная на предупреждение и пресечение преступлений, других правонарушений, привлечение виновных к законной ответственности.

За последние годы в республике предпринят ряд мер по совершенствованию деятельности правоохранительных органов: проведены структурные изменения, заменены руководители, улучшен кадровой состав. И это уже положительно сказалось на стабилизации прежде всего, криминогенной ситуации. Нет в республике массовой коррупции, нет ни одного "вора законе". Не допущены террористические акты и массовые беспорядки. В прошлом году по сравнению в 1994 годом произошло сокращение количества зарегистрированных разбоев, грабежей, вымогательства, мошенничества, поджогов, изнасилований.

На 8,4 процента повысилась раскрываемость преступлений и составила 66,2 процента, что выше среднероссийского показателя - 64,5 процента.

Конечно, мы не можем довольствоваться отдельными достигнутыми результатами, ибо криминогенная ситуация в республике остается сложной.

Это зависит не только от социально-экономических причин, но и от многих недостатков, имеющихся в деятельности правоохранительных органов, и прежде всего - это отсутствие действенной и эффективной предупредительно-профилактической работы.

Считаю, что все наши усилия сейчас должны быть направлены на создание такой атмосферы в обществе, которая затруднила бы или даже парализовала совершение преступлений и формирование их мотивов. Можно сказать, что в средствах массовой информации и в общественном сознании такой атмосферы до сих пор нет! А, значит, мы вынуждены без конца бегать по кругу: карать и карать за те преступления, которые можно и нужно было предупредить! В древние времена на Руси вору публично отрубали руку, чтобы другим неповадно было. А пишут ли сегодня о справедливых наказаниях преступников? Нет. А ведь мы могли бы заставить задуматься тех, кто решился пойти на преступление.

В этой связи хочу особо отметить роль суда в формировании правовой культуры общества, ибо российская государственность немыслима без ильной и независимой судебной власти.

Вынося справедливый приговор по уголовным делам, суд обеспечивает общую и специальную профилактику, в том числе вносит свой вклад в предупреждение рецидива. Справедливое решение по гражданским, семейным, трудовым, хозяйственным делам способствует устранению или смягчению криминогенных конфликтных ситуаций, факторов, обуславливающих криминальные мотивы.

В заключение следует подчеркнуть, что формирование правовой культуры немыслимо без взаимодействия с другими областями культуры: политической, нравственной, эстетической, религиозной и т.д., ибо право имеет глубокие корни в истории народа, его традициях, фольклоре, национальном характере.

Возрождение чувашской национальной культуры, обеспечение высокого уровня духовности населения станут фундаментом для формирования и повышения правовой культуры в обществе.



Н.В.Федоров, Президент Чувашской Республики




1996.01.10
(Труды Республиканской научно-практической конференции. В 2 частях. Чебоксары, 1996 г. "Проблемы формирования правовой культуры населения на современном этапе развития нашего общества")
http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./44956/56788/56935/56961





Док. 327940
Перв. публик.: 10.01.96
Последн. ред.: 28.06.07
Число обращений: 504

  • Федоров Николай Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``