В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Федоров. Чувашия: первые итоги реформирования экономики Назад
Николай Федоров. Чувашия: первые итоги реформирования экономики
Как бы ни была тяжела жизнь, есть фактор, определяющий неизбежность перемен. Это время. Оно неизбежно заставляет думать и избавляться от предубеждений - и политиков, и рядовых граждан государства. Оно, в конце концов, все расставляет по своим местам.

Президентству в Чувашии - новому политическому и правовому институту - исполнился год. Срок вполне достаточный для того, чтобы оценить первые итоги и результаты реформирования экономики, скорректировать с учетом сложившихся реалий основные направления проведения рыночных преобразований.

Приступая к работе, мы исходили из осознания сложности общей экономической ситуации в России, невозможности рассчета на активную помощь со стороны федеральных органов и понимания необходимости проведения в республике более самостоятельной внутренней и внешнеэкономической политики.

Мы исходили также из понимания необходимости принятия непопулярных, но жизненно важных радикальных решений, обеспечивающих усиление стабильности, ограничения воздействия на экономическую политику внеэкономических факторов (рождающихся на митингах или просто в пустых демагогических политических дискуссиях).

Чувашия была подвержена общим экономическим "болезням" России: инфляция и связанные с ней низкая инвестиционная активность, недостаток оборотных средств у предприятий, низкие доходы и низкая покупательная способность населения; низкий технологический уровень большинства производств, в том числе в сельском хозяйстве; значительный уровень дебиторской и кредиторской задолженности предприятий; дефицитность бюджетной системы. В этих условиях мы выделили триединую задачу: в экономике - остановить негативные тенденции, наращивая темпы роста там, где стабилизация достигнута; за счет этого - развернуть максимум социальных программ; а также - сохранить культуру, здоровье и нравственность общества, как главный залог будущего успеха Чувашской Республики.

При этом стояла огромнейшая психологическая задача: как отучить общество от мысли, что раздачи денег (такой обычной старосоветской процедуры, привычно ожидаемой и от новой президентской структуры) не будет, как не будет и популистских заявлений о скором райском житье. Кабинету Министров было предложено установить жесткую дисциплину экономии, аккумулировать финансовые ресурсы и заняться собиранием денег по крупицам.

Разработанная Правительством программа народной реформы предусматривала приоритеты в области поддержки товаропроизводителей, малого бизнеса, новую инвестиционную политику, бюджетную политику, ориентированную на адресную форму финансирования программ социальной поддержки и консолидацию внебюджетных фондов, замораживание неэффективных программ, в социальной инфраструктуре - поэтапное реформирование механизмов финансирования здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, жилищного строительства, взятие под особый контроль проблемы безработицы.

В итоге сегодня уже можно констатировать, что при неизбежных трудностях, некоторых просчетах и моментах неудовлетворенности социально-экономическим развитием республики, выбор программы развития сделан верно, Чувашия заявила себя как регион, способный проводить достаточно самостоятельную политику. Год спустя экономические наблюдатели Германии и Японии, например, констатируют, что Чувашия стала одним из тех регионов Российской Федерации, где экономическая политика реализуется наиболее динамично, где уменьшается риск инвестиций.

Следует отметить, что в качестве значительных потенциальных факторов, способствующих решению задачи выхода из кризиса, мы рассматривали удобное срединное географическое положение республики в России, на Волге (600 км. От Москвы, ежедневные авиарейсы), наличие развитой транспортной инфраструктуры (водной, авиа, автомобильной и железнодорожной), весьма конкурентоспособных технологических процессов и ресурсной базы, практически малоиспользуемой, а то и не используемой вовсе (природные ископаемые, хмель, кожевенное сырье и т.д.), стабильную межнациональную и политическую обстановку.

Создание условий для конкурентоспособности Чувашской Республики требовало активизации экономической среды: создание структур, координирующих усилия Правительства и предпринимательского корпуса, развитие финансовой, в том числе банковской инфраструктуры, главным образом за счет привлечения представительств крупных московских и иных банков со сложившейся инфраструктурой. Эти исходные принципы и были положены в основу всего комплекса принимаемых управленческих решений и практической деятельности республиканских органов исполнительной власти.

Следует отметить, что народно-хозяйственный комплекс Чувашии всегда имел важное значение не только в Волго-Вятском регионе, но и в Российской Федерации в целом. Продукцию многоотраслевой индустрии республики давно и хорошо знают не только в соседних регионах, но и 80 странах мира: разнообразное машиностроение, металлообработка, электротехническая, текстильная и химическая промышленность. Достаточно сказать, что в Чувашии производится 31 % ткацких станков, 25% электропогрузчиков, 20% тканей России, и этот список можно продолжить.

Гордость нашей республики - мощная строительная индустрия. Совсем недавно приказом министра строительства РФ Е.Басина на базе чебоксарского АО "Монолитстрой" создан Всероссийский центр монолитных технологий строительства. Тем самым подтверждены заслуги наших специалистов в развитии этого прогрессивного метода, который, в частности, по сравнению с крупнопанельным позволяет снижать первоначальные капиталовложения до 40 процентов, энергозатраты - до 25, трудозатраты - до 30 процентов. В Чебоксарах некогда расположили одно из крупнейших в мире предприятий по выпуску промышленных тракторов, ряд крупнейших объектов ВПК.

Одним из главных направлений деятельности стало создание в республике новой инвестиционно-финансовой политики, ориентированной на увеличение и эффективное использование собственных средств республики, формирование благоприятного климата для хозяйственных субъектов всех форм собственности и всех национальных и региональных принадлежностей. Для этого были введены дополнительные налоговые льготы, облегчающие деятельность предприятий и финансовых организаций. И это уже сказалось: в республику резко усилился приток деловых партнеров. Банки открывают у нас свои филиалы, фирмы - представительства, иностранные и российские делегации прибывают к нам, чтобы завязать деловые контакты.

Это наглядно продемонстрировала прошедшая в сентябре 1994 года выставка производимой в республике продукции, на которую съехались деловые люди из многих российских регионов и 24 стран мира. А ведь Чувашия никогда не была заметным финансовым центром. Однако достаточно было создать соответствующие условия, и ситуация в республике начала меняться буквально на глазах. Решения, принятые по вопросам налогово-бюджетного регулирования, позволили в течение только восьми месяцев привлечь дополнительные финансовые ресурсы в размере 18,4 млрд.рублей. "Автовазбанк", "Транснациональный банк", "Росстромбанк", "Россия-Малс", ряд других банков открыли у нас свои филиалы, вкладывают средства в развитие нашего народного хозяйства. Наладилось сотрудничество и с такими крупными банками России, выходящими на солидный международный уровень, как "Онексим-банк", "Инком-банк". Не отстают от них и некоторые солидные фирмы, в том числе германские, американские, шведские. Ряд серьезных капитальных вложений сделаны ими в промышленные предприятия Чувашии, причем не в виде кредитных ресурсов, а на правах участников нового серьезного дела.

Созданный при президенте Совет по инвестиционной политике, рассматривающий на конкурсной основе наиболее приоритетные и нужные республике проекты, одобрил в прошлом году более 100 бизнес-проектов с представлением льготных кредитов на сумму 20 млрд.рублей. Оказываем мы поддержку и интеллектуального характера: активно привлекаем консалтинговые фирмы к работе с конверсионными предприятиями, с крупными предприятиями республики.

Развитие экономики региона невозможно без эффективно действующих коммуникационных систем. Развитая дорожная сеть республики облегчает решение многих проблем с размещением производства, транспортировкой готовой продукции и сырья, тем не менее мы рассматриваем дорожное строительство как одно из главных направлений работы Правительства. Сданный в прошлом году мост через Волгу, соединивший сразу не только соседние республики, но открывший многочисленные выходы на юг и север всего Урало-Приволжского региона, строительство коммерческой трассы - только первые этапы этой работы. Развернута большая работа по развитию самых современных систем международной и междугородней связи с фирмой "Сименс". Уже действует пейджинговая связь. Весной 1995 года в Чувашии начнет действовать сотовая система радиотелефонной связи.

Ряд интересных проектов можно развернуть в республике на ниве сельскохозяйственной. Чувашия производит две трети российского хмеля. Среди 53 стран мира, выращивающих хмель, она занимает 8 место по объемам и 4 по качеству продукции. Только в 1994 году наши пивовары освоили четыре новых сорта пива, получивших высокую оценку специалистов из Баварии, Швеции, Голландии. Однако странная протекционная политика федеральных властей по отношению к китайским, германским и украинским хмелеводам сделала невыгодной производство хмеля в России. И это в ситуации, когда отечественные пивовары удовлетворяют лишь 20 % потребностей россиян в этом напитке. Продукция, проникающая из-за рубежа, часто контрабандно, - низкого качества, без сертификатов, наносит огромный ущерб российскому бюджету.

А ведь хмель - это не только пивоварение, это фармакология, пищевая промышленность, парфюмерия, даже атомная энергетика и космическая техника! Для думающих бизнесменов здесь - целое поле деятельности по внедрению новых технологий и выращивания, и экстрагирования хмеля. Также, как и в других видах переработки - мясо-молочной продукции, картофеля, которого традиционно много выращивают в Чувашии. Правительство старается поддерживать все новые начинания людей предприимчивых, уверенно действующих на современном рынке, думающих не о сиюминутной выгоде, а о будущем.

Конечно, времени еще прошло мало, и большая часть этой работы пока на стадии формирования многих проектов, которые дадут со временем отдачу, весомую не только для Чувашии, но в целом для России. Главное в том, что процессы эти запущенны, в них вовлекается все больше и больше партнеров. Поле действия для деловых люде огромное. И как человек, отвечающий за формирование экономической политики республики, я приглашаю всех инициативных бизнесменов: приходите к нам, не упустите свой шанс.

Уверенность в том, что перемены к лучшему неизбежны, дают факты: в республике наметились явные тенденции стабилизации обстановки. В прошедшем году удалось не только остановить спад жилищного строительства, но даже увеличить его темпы, почти вдвое эффективнее прошли работы по газификации республики, телефонизации, строительству внутриреспубликанских дорог. В 1994 году официально Чувашия признана перспективной в отношении нефтегазоносности ее недр (и развернута работа по уточнению запасов и качества), начаты серьезные исследования по наличию других геологических запасов, в частности - крупнейших месторождений гипса, доломита и терпела. Развивается малый бизнес, происходит осознание промышленниками, предпринимателями и банкирами, что победить экономический кризис можно только объединившись, сообща вырабатывая и решая общие, приносящие пользу всем, программы. Мы поставили перед собой четыре приоритетные задачи: наладить выпуск конкурентоспособной продукции, обеспечить полностью загруженные рабочие места, организовать бесперебойное пополнение бюджета и выйти на европейские рынки сбыта. Как известно, любой дальний путь начинается с первого шага, вот его мы и делаем.

Н.Федоров



1995.03.16
"Год планеты" (ежегодник Института мировой экономики и международных отношений РАН)
http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./44956/56788/56869/56919    


Док. 327929
Перв. публик.: 16.03.95
Последн. ред.: 28.06.07
Число обращений: 400

  • Федоров Николай Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``