В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Федоров. Первый шаг на дальнем пути Назад
Николай Федоров. Первый шаг на дальнем пути
Чувашская Республика обладает надежным экономическим потенциалом. Продукция предприятий химической, электромеханической, станкостроительной, текстильной, строительной промышленности, автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения ориентирована на экспорт. Реализуются комплексные программы по переработке хмеля, лекарственных растений, экстрактов для производства пива и ангидридов, мини-тракторов, навесного и прицепного оборудования к ним, электродвигателей, изделий бытовой техники, высокопрочного строительного гипса.

Чувашия занимает четвертое место в России по плотности населения (74,3 человека на кв. км.) Поэтому здесь очень остры последствия переживаемого экономического кризиса: средняя зарплата в два раза ниже, а уровень безработицы в два раза выше, чем в среднем по России.

Все эти проблемы решает первый Президент Чувашской Республики - 36-летний Николай Федоров. Он и сформированный им Кабинет Министров предпринимают решительные, во многом опережающие шаги в проведении самостоятельного курса кардинальных экономических реформ, создания благоприятного инвестиционного климата. Они считают делом национальной чести уйти от дотационной зависимости центра, превратить Чувашию в процветающий край России.



Как и в любой другой республике после распада бывшего Союза, у нас постоянно звучат голоса, ратующие за суверенитет. Сейчас, правда, их стало гораздо меньше. По моему убеждению за этими лозунгами скрываются люди либо невежественные, либо безответственные, пытающиеся под шумок пробраться к власти. Или, во всяком случае, удержаться в старых креслах.

Не может быть полного суверенитета субъектов Федерации во внешней и внутренней политике. Тем более не может быть его в экономике. Иначе мы загоним свой народ в тупик. Я сторонник ответственного, квалифицированного подхода к любой деятельности. Для меня суверенитет - весьма условная категория. Лучше - самостоятельность в решении подведомственного тебе круга вопросов и ответственность за результаты этих решений.

Такую ответственность должны проявлять и федеральные власти, когда дело касается регионов. У нас совершенно разные уровни общения с людьми. Мы не выезжаем, как Б.Ельцин "в народ" по заранее разработанным маршрутам, под бдительным оком охранников и телевизионных камер. Мы общаемся с людьми ежедневно - на полях и фермах, у станка, на улицах и в магазинах. С теми, кто покупает, ругая цены, и с теми, кто продает, зверея от этой непрестанной ругани. И все это в конце концов обрушивается на нас, требуя ответа: когда же станет лучше? Где просвет? А мы зачастую вынуждены искать ответ в федеральных кабинетах, ибо есть на наших территориях крупные федеральные программы, утвержденные федеральным законом и постоянно проваливаемые федеральным правительством.

Это-то и должно учитываться в федеральной политике. В конце концов все сводится и, увы, заканчивается "кабинетным" согласием между президентом России и президентом Чувашии, между премьером России и премьером Чувашии. И так - на любом уровне. Когда же эти договоренности за пределами их кабинетом тотально нарушаются, последствия расходятся, как круги на воде.

Вот пример. На встрече с Б.Ельциным я проинформировал его, что 84 процента хмеля, выращиваемого в России, приходится на Чувашию. Более того, среди 53 стран мира, производящих хмель, Чувашия занимает 8-е место по объемам производства и 4-е по качеству этого продукта. А хмель - это не только пивоварение. Это фармакология, пищевая промышленность, парфюмерия, даже атомная энергетика и космическая техника. Надо ли говорить, какие здесь огромные резервы для пополнения федерального и республиканского бюджетов, если вести правильную политику. На одном только пиве можно значительно поправить экономику и региона, и России.

Сегодня отечественные пивовары удовлетворяют потребности России в пиве лишь на 20 процентов. Остальное - продукция из-за рубежа, зачастую низкого качества, без сертификатов, на 90 процентов контрабандно, нанося огромный ущерб бюджету России. Дело не только в готовом пиве. Отсутствие протекционистской таможенной политики, открытые границы позволили задавить нас китайским, германским и украинским хмелем по демпинговым ценам.

Между тем наши совместные проекты с пивоваренными заводами Москвы позволили нам выдавать продукцию с использованием лучших сортов нашего хмеля, которая впервые начинает пробиваться на европейские рынки. Наверное, знатоки заметили результаты объединения наших усилий в виде "Радонежского", "Хамовнического", "Букета Чувашии", "Визитного". И если бы федеральное правительство хотя бы на полтора года обеспечило, так сказать, режим наибольшего благоприятствования отечественным хмелеводам, мы сумели бы значительно поднять эту отрасль.

Обо всем этом я рассказал российскому президенту. Борис Николаевич согласился со мной и написал резолюцию Черномырдину: "Нужно обязательно решить". В свою очередь, и Виктор Степанович дал соответствующее поручение Минсельхозу, Минэкономики и Таможенному комитету.

Это было в апреле. Но до сих пор ничего не сделано. Проблема утонула в чиновничьем болоте. А экономике страны - огромный ущерб. Какая цена после этого договоренностям на высшем уровне? И как нам относиться к федеральным органам?

Остается рассчитывать только на себя. И мы не опустили руки. Находим средства, чтобы вложить их в проекты, позволяющие поднять хмелепереработку на новый технологический уровень.

Наши пивовары только в этом году освоили четыре новых сорта пива, получивших высокую оценку специалистов из Баварии, Швеции и Голландии. Короче говоря, мы сделаем Чувашию российским конкурентом Баварии в пивоварении!

Другой пример - Чебоксарский завод промышленных тракторов мощностью 6 тысяч машин в год. В этом году он получил заказов на 200 машин. Для многотысячного коллектива это - катастрофа. Продукция предприятий республике совершенно не нужна. Его могучие машины используются на золотодобыче, газо- и нефтеразработках. Один из их основных потребителей - знаменитый Газпром.

Можно было ожидать, что Газпром, находящийся, как известно, под патронажем российского премьер-министра, поддержит отечественных производителей. Тем более, что наши трактора вполне могут составить конкуренцию американским "Катерпиллерам" и японским "Камацу". На деле же за последние два года "Катерпиллер" продал в России 5 тысяч тракторов, в основном - Газпрому.

Причина проста: конгресс США выделил " Катерпиллеру" кредит 100 миллионов долларов для поставки своей продукции России, который впоследствии должен погашаться нефтью и газом. Иначе говоря, из наших, налогоплательщиков, карманов. Получается, что мы, россияне, спасаем "Катерпиллер" в конкурентной борьбе с "Комацу". И сохраняем рабочие места американцам. А наши рабочие места в это время пустеют. В чьих же интересах в данном случае действует федеральное правительство?

Приходится только сожалеть, что российский премьер не был в Чебоксарах, не посещал тракторный завод. Он бы услышал много поучительного. Увы, это выпадает на мою долю. Что остается делать? Предпринимать самые неожиданные шаги. Я самостоятельно вышел на "Катерпиллер" и договорился с европейским руководством фирмы о совместной деятельности. Недавно оно известило меня, что в ноябре-декабре приедет в Чебоксары, чтобы окончательно решить вопрос. Мы готовы производить все, что угодно, - вплоть до запчастей для тех же американских тракторов, лишь бы наши рабочие могли получать зарплату, обеспечивать свои семьи, кормить детей.

Подобным примеров можно привести немало. Мы сейчас профессионально взялись за реализацию тех проектов, которые могут стать локомотивными для экономики Чувашии. Причем проекты эти локальные, не требующие больших капиталовложений, но зато быстро окупающие себя. Это сразу привлекло к нам ряд банков с мировым именем. Пользуясь тем, что наши местные банки пока маломощны и не обеспечивают потребности республики, а налоговая среда у нас привлекательна, "АвтоВАЗбанк", "Аяр", "Менатеп", "Онэксимбанк" и другие открывают в республике свои филиалы, вкладывают средства в развитие нашего народного хозяйства. Не отстают от них и некоторые солидные фирмы, в том числе - германские и американские. В республике для них - широкое поле деятельности.

Взять, например, мостовой переход через Волгу по Чебоксарской ГЭС. Его строили 14 лет. И все это время приходилось ездить в объезд по плохой дороге. По плану требовалось еще 4 года, чтобы закончить этот объект. Мы собрали специалистов, привлекли федеральное Министерство транспорта и пустили мост за полгода.

Но одна проблема потянула за собой другую. Переход - это четырехполосный стратегический мост, по которому хлынул огромный транспортный поток на Казань, Нижний Новгород, Москву, Пермь, Уфу, Киров, Мордовию. А дороги для такого количества автомашин не приспособлены. Необходимо построить прямую 15-километровую трассу в обход Чебоксар. Проект такой трассы есть, но уже успел устареть. Я пригласил в республику федерального министра транспорта, и совместно с группой специалистов мы рассмотрели все возможности. Старый проект стоимостью 67 млрд. рублей был рассчитан на 5 лет строительства. Такой объем мы самостоятельно не потянем. Да у меня и срок президентства кончится раньше. Поэтому был разработан новый проект - коммерческой трассы, суперсовременной дороги с полной инфраструктурой и окончанием работ через два-три года. Сейчас создается акционерное общество по ее строительству. В нем участвует один из мощных российских банков. Кроме того, к проекту проявили интерес известные кампании "Бритиш петролеум", "Шелл" и другие, в том числе российские инвесторы.

Еще один проект, привлекший внимание западных инвесторов, - гипсовое месторождение. Оно передано местному АО "Гипор", деятельность которого не вызывает энтузиазма. По нашей просьбе специалисты западных фирм полгода проводили проверку. Выяснили, почему дела идут плохо и что нудно предпринять по этому потенциально весьма выгодному и конкурентоспособному проекту. Теперь, после его реформации, мы сможем по-другому развернуть жилищное строительство и будем поставлять гипс на европейский рынок.

Вступив в должность президента, я запросил информацию о недрах и минеральных ресурсах. Оказалось, что по республике даже не составлена геологическая карта. Не удосужились прежние руководители поинтересоваться, на каких богатствах сидим. У нас в этом году развернута работа по изучению наших недр, которые, надеемся, откроют еще больше возможностей для инвестиций. Во всяком случае, уже многие фирмы готовы вложить средства в ряд наших проектов, чтобы в скором будущем получить преимущественное право на нефть.

Понимаю, что меня могут обвинить в непоследовательности: критикую федеральное правительство за то, что оно не поддерживает нашу экономику, и в то же время открываю дорогу западным инвесторам. Но противоречия здесь нет. За 9 месяцев текущего года мы получили чуть больше одного процента средств, выделенных нам центром и утвержденных Госдумой. Так что же, сидеть сложа руки? Отнюдь. Мы поставили перед собой четыре приоритетные задачи: наладить выпуск конкурентоспособной продукции, обеспечить полностью загруженные рабочие места, организовать бесперебойное пополнение бюджета и выйти на европейские рынки сбыта. И если без иностранной помощи не обойтись, мы ее используем для достижения этих своих целей. Как известно, любой дальний путь начинается с первого шага. Вот мы его и делаем.

Николай Федоров,
Президент Чувашской Республики,
Государственный Советник юстиции


1994.12.01
"Инженерная газета", No 127
http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./44956/56788/56789/56791    
    


Док. 327927
Перв. публик.: 01.12.94
Последн. ред.: 28.06.07
Число обращений: 423

  • Федоров Николай Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``