В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Федоров. О программе народной реформы в Чувашской Республики Назад
Николай Федоров. О программе народной реформы в Чувашской Республики
Проблематика финансово-экономического положения Чувашской Республики в немалой степени связана с аналогичными проблемами Российской Федерации в целом. Мои встречи на предприятиях, обсуждение конкретных проектов в банковской и предпринимательской (как частной, так и государственной) системах показывают, что нетрудно перечислить причины, обусловливающие сложность такого положения.

Прежде всего это инфляция и связанные с ней:

а) низкая инвестиционная активность;

б) недостаток оборотных средств;

в) низкие доходы и низкая покупательная способность населения;

г) недостаточно конкурентоспособный технический уровень большинства производств, в особенности сельского хозяйства России;

д) значительный уровень дебиторской и кредиторской задолженности;

Наименование     
    
е) дефицитность бюджетной системы.

К особенностям экономической ситуации в республике можно и нужно отнести (именно из этого надо исходить в работе Кабинету Министров, руководителям предприятий всех форм собственности):

отсутствие ясно выраженной специализации у чувашской экономики; у чувашской экономики нет места в общероссийском, тем более в международном разделении труда, в отличие от таких наших соседей, как Татарстан или Башкортостан;

существенный объем конверсионных производств, что тяжелым бременем ложится на нашу экономику и в известной мере определяет уровень развития социальной сферы;

трудоизбыточность и аграрная перенаселенность региона, низкие доходы населения (среднемесячная заработная плата в декабре 1993 года по республике составила 65 процентов от зарплаты в целом по России, а уровень безработицы у нас был примерно в два раза выше);

относительно высокая и неконкурентная себестоимость продукции значительной части промышленных и сельскохозяйственных производителей (по многим предприятиям мы уже "выскакиваем" за пределы мировых цен);

низкий уровень развития экономической инфраструктуры (отсутствие в подлинном смысле этого слова банков и банковской системы, бирж и им подобных институтов), отсутствие рынка ценных бумаг.

Такое наследие мы получили от наших предшественников, таковы реальности, с которых мы начинаем.

В общем, мне дали кошелек не только пустой, но весь худой. Поэтому не будет пока раздачи денег. Первые годы - это годы собирания денег, чтобы потом действительно было что раздавать. Соответственно не ждите от Президента популистских заявлений. Требование к Кабинету Министров - проводить жесткую дисциплину экономики и аккумулирования финансовых ресурсов, не поддаваясь перед завтрашним днем народа давлению.

В качестве потенциальных факторов, способствующих решению экономических и социальных проблем республики, можно рассматривать следующие:

Стабильная политическая и межнациональная ситуация. Однако ее очень легко дестабилизировать. Поэтому хочу ответственно заявить, что у Президента достаточно воли, а также правовых инструментов и рычагов власти для того, чтобы локализовать и исключить любые дестабилизирующие процессы, призывы или институты. Пусть никто не питает никаких иллюзий в отношении того, что через эти темы может сделать какой-то "капитал".

Следующий благоприятный ресурс - это трудолюбие и квалифицированное население Чувашской Республики.

Наше заметное преимущество - это удобное географическое положение. Со всех точек зрения - и наличия Волги, автомобильных и железнодорожных узлов - мы можем иметь достаточно мощное и широкое "экономическое плечо" в нашем Урало-Поволжском регионе.

Наличие весьма конкурентоспособных технологических процессов на ряде предприятий - также существенный фактор.

Потенциал нашего роста - это неиспользуемая или практически малоиспользуемая до настоящего времени ресурсная база: песок, глина, гипс, хмель, кожа, иное сырье, а также продукция их использования и пере работки.

Традиционно аграрная культура, достаточно развитая в свое время. Задача политическая - обеспечить приоритет в поддержке экономически жизнеспособных, перспективных сельскохозяйственных проектов, ибо быстрая (как материальная, так и духовная) отдача реальна именно в этом секторе экономики и социальной жизни Чувашии.

Хочу сразу сказать, что если мы хотим наладить нормальное современное производство, используя перечисленный ресурсный потенциал республики, то нам нужно (но обязательно под реальные программы повышения эффективности и конкурентоспособности и производства) в основном завершить (в приемлемой форме) процедуру акционирования наиболее крупных предприятий. Сохранение их в прежнем виде мешает Кабинету Министров, Министерству экономики, да и Президенту, оказывать помощь товаропроизводителям через привлечение внутренних и зарубежных инвесторов.

В целом анализ показывает большие трудности и запущенность хозяйства в нашем доме. Но вместе с тем я вижу и достаточные основания для оптимизма. И вполне ответственно констатирую: республика имеет необходимые предпосылки для осуществления относительно самостоятельной внутренней и внешнеэкономической политики, ориентированной на культурное и экономическое процветание.

Главные ориентиры нашей реформы, понятные и доступные для отдельного человека и конкретных социальных групп Чувашской Республики, прежде всего это:

Безопасность человека, надежность и эффективность системы его защиты от уголовного мира. В этом отношении сделан первый шаг, принято решение Президента "О мерах по укреплению правопорядка". Но предстоит преодолеть немалую дистанцию от принятия указа до хорошего его исполнения.

Защита здоровья населения - как экономическая и духовная проблема. Нам предстоит разработать не просто конкретный план мероприятий по охране здоровья населения. Вопрос не медицинский, и не просто социальный. Этот вопрос об обеспечении функционировании производства и экономики Чувашской Республики, но еще в большей степени - о сохранении завтрашнего дня для населения Чувашии и о спасении народа от тенденции алкоголизации, интеллектуальной деградации.

Обеспечение занятости населения, дополнительные гарантии для реализации права на труд. В этом отношении нам понадобится существенная корректировка политики, в особенности работы государственных органов, отвечающих за занятость населения. Существовавший до сих пор стиль работы, когда они занимались традиционным трудоустройством "по-советски", ничего не сделав для выработки государственной политики по созданию дополнительных рабочих мест, как это принято при квалифицированном подходе во всем мире, больше абсолютно нетерпим. Главная задача, которую мы ставим сегодня перед ними, и прежде всего фондом занятости - это создание новых конкурентных рабочих мест, перспективных с точки зрения требований рынка и отношении продукции, которая выпускается на этих новых участках.

Укрепление трудовой дисциплины и порядка на рабочих местах. Вопросы повышения производительности труда, качества продукции, сокращения издержек производства, снижения себестоимости продукции, научной организации труда, энерго- и теплосбережения являются не столько банальными, сколько крайне актуальными. Если нет прогресса и нечего сказать на конкретных предприятиях по этим позициям, то ни у коллектива, ни у руководителя нет и права требовать от министров, Кабинета Министров, Президента Чувашии или Президента России дополнительных вливаний, дополнительной финансовой и прочей поддержки. Во всяком деле всегда надо начинать с себя и с ответов на эти простые вопросы, которые находятся в компетенции рабочих и служащих на рабочем месте, конкретных руководителей предприятий.

Мы, люди, находящиеся в политике, будем прежде всего задавать людям вопросы: а как у вас обстоят дела с трудовой дисциплиной, со снижением себестоимости продукции, с повышением производительности труда? Если нет положительных ответов на вопросы, то возвращайтесь к себе на рабочее место, поправьте положение, а потом приходите к нам просить большую государственную помощь.

Защита культуры, нравственности и поддержка знаний как основных блоков для фундамента благополучного общества Чувашской Республики (чтобы в том числе не допустить, с одной стороны, "манкуртизации" людей, с другой - "возвращения" в средневековье).

Обновление и укрепление системы социально-государственного управления республике. Основные цели здесь - это повышение эффективности управления, экономное использование средств налогоплательщиков, рационализация и оптимизация структур и методов управления, ориентация системы управления прежде всего на конкретные, повседневные нужды граждан республики.

Для реализации этой политики нам необходимо в сжатые сроки организовать работу по реформе системы административно - территориального устройства республики. При этом стоит вспомнить и изучить соответствующий опыт функционирования и земств в России, и пяти-девяти уездов Чувашии в двадцатые годы этого столетия. Вполне самостоятельно можно решить проблему как упрощения и удешевления, так и повышения ответственности и порядка в управлении столицей Чувашской Республики - городом Чебоксары, упразднив районные администрации (крайне громоздкие и раздутые в последние годы и одновременно настолько же неэффективные). Необходимо сосредоточить управление этим единым комплексом - городом - в одних руках, а не рассредоточивать в четырех центрах - одна городская администрация и три районных. У города должна быть одна "голова", а не четыре.

Существующая система ведет к параллелизму управления, а последний, в свою очередь, к параличу и упадку столичного хозяйства. Я уже не говорю о числе чиновников, которые придумывают себе работу, создавая дополнительные бюрократические заслоны на пути реализации прав не только жителей города Чебоксары, но и всей республики.

Следующая задача, на решении которой я бы хотел сосредоточить усилие всех моих сторонников, - это укрепление социально-экономической самостоятельности республики через:

Новые формы взаимоотношений с федеральными органами управления. Цивилизованным способом для решения этого вопроса является подготовка с нашей стороны разумного договора с Российской Федерацией по разграничению полномочий предметов ведения.

Широкое использование собственных ресурсов и возможностей (как природных, так и технологических, интеллектуальных и людских) для уменьшения дотационной зависимости республики, а затем и вовсе уход от дотаций федеральных властей. Для нас это должно быть делом национальной чести.

Создание сбалансированной структуры экономики республики, способной функционировать в условиях цивилизованного рынка.

Систему мер и профессионально продуманную политику телевидения, радио и печати, защищающих культурные, духовные и моральные ценности граждан республики, а также по-современному работающих товаропроизводителей, как основных носителей и богатства, и стабильности общества. Соответственно все средства массовой информации в корректной форме должны быть сориентированы на то, чтобы делать их своего рода "локомотивами", соучастниками подлинной народной реформы. Люди должны увидеть на конкретных примерах производства, на конкретных социально результативных инициативах и так называемый передовой опыт, и перспективу завтрашнего дня.

Выработку и поддержку новых форм производственной и творческой деятельности, сохраняющих самобытность и традиции жизни граждан республики. Здесь речь может идти и о возрождении традиций пивоварения, художественной вышивки, разных народных промыслов, характеризующих историю, национальный колорит и лицо как экономики, так и культуры народов Чувашии.

Активную и квалифицированную корректировку программы приватизации. Нас не может устроить та практика приватизации, когда в итоге мы получаем вместо монопольных цен супермонопольные, вместо повышения эффективности производства - падение или полный его обвал, вместо увеличения поступлений в бюджет для поддержки новых технологий и социальных программ - резкое сокращение всяких поступлений. Приватизация ради приватизации не нужна. Нужна приватизация для того, чтобы предприятия могли получить инвестиции для обновления производства, для выпуска конкурентоспособной продукции.

Какие направления в обустройстве социально-экономической жизни являются для нас опорными?

Это стабильная государственная поддержка товаропроизводителей.

Большая работа сегодня проводится по организационному и информационному обеспечению кооперативных связей товаропроизводителей. В основу ее положены межрегиональные и межгосударственные отношения, а также маркетинг на уровне Правительства Чувашии.

За счет создания системы предоставления ресурсов для закупок сырья смягчается проблема оборотных средств предприятий. В этом направлении Кабинет Министров подписал соглашения о сотрудничестве с рядом достаточно профессиональных и квалифицированных организаций. Таким образом создается единая кооперационная связь по обеспечению товаропроводящей линии и рынка сбыта, но с использованием элементов бартерной системы. Поскольку мы сегодня очень активно работаем по этому вопросу, прошу всех глав администраций и руководителей предприятий срочно представить номенклатуру выпускаемой и необходимой вам продукции. Мы создадим механизм трансформации определенной части имеющихся запасов материальных ресурсов предприятий в льготные инвестиции для них.

Используя рычаги президентской власти, мы предпринимаем все меры по снижению затрат промышленных предприятий на обеспечение мобилизационных резервов.

Государство берет на себя львиную долю расходов по содержанию учреждений социальной инфраструктуры (жизнь требует разъединения коммерческой, производственной деятельности и занятия социальной сферой), а также затраты на избыточную рабочую силу на предприятиях

Второй приоритет в нашей политике - это обеспечение реальной инвестиционной политики.

Возлагаю большую ответственность на Кабинет Министров за организацию и содействие в реализации инвестиционных проектов в республике, включающие поиск партнеров, инвестиций (как внутренних, так и зарубежных), соответствующих инвестиционных фондов и т.д. Но при этом необходимы строгий отбор, инвентаризация и предварительная экспертиза инвестиционных проектов.

Должен с некоторым сожалением констатировать, хотя не вижу смысла упрекать кого-то, что бизнес-планы мы готовим до сих пор весьма неквалифицированно. Это потому, что у нас нет опыта и никто нас не учил этому. Нам предстоит работать с инвестиционными проектами двух основных направлений. Это - технологические заделы предприятий и природные ресурсы на территории республики.

Наша ориентация на инвестиционные ресурсы из всех возможных источников следующая:

централизованное финансирование;

внутренние ресурсы бюджета;

нетрадиционные источники привлечения ресурсов (облигации Правительства Чувашской Республики);

передача средств государственных внебюджетных фондов в трастовое управление надежным и квалифицированным банкам и фирмам, обеспечивающим больший, чем обычная банковская ставка, доход от них;

создание правительственного фонда гарантий по инвестициям.

Следующий приоритет - политика по отношению к малому бизнесу.

У нас достаточно воли и решимости во много раз увеличить объемы ресурсов, направляемых на поддержку малого бизнеса.

Надо прекрасно понимать, (мне кажется, не нужно особенно доказывать вам, если вы мои сторонники, но я бы просил, чтобы вы помогли доказать это на уровне обыденного сознания), что поддержка малого бизнеса - это прежде всего создание рабочих мест, это решение проблемы безработицы, это гарантия заработной платы, это создание производства, что будет давать поступления в бюджет. После чего можно говорить и о реальных социальных программах.

Создание инфраструктуры поддержки малого бизнеса (переобучение, кредитование, лизинг оборудования, информационное обеспечение, бизнес-инкубаторы) - еще одна задача, которую нам необходимо решить, объединив усилия. Программы малого бизнеса дадут нам возможность и для демонстрации в переработке сельхозпродукции. Здесь мы будем активно поддерживать союз товаропроизводителей как в промышленности, так и в аграрном секторе.

В сфере бюджетной политики ориентация на:

- поэтапный переход к адресной форме финансирования программ социальной поддержки;

- поэтапный переход от дотаций к предоставлению субсидий наиболее уязвимым слоям населения в адресной форме;

- распространение этого механизма на большинство видов дотаций;

- использование высвобожденных ресурсов на переподготовку кадров и создание рабочих мест в секторе малого бизнеса;

- объединение и единый учет всех ресурсов республиканского бюджета в одном органе (Министерство финансов);

- замораживание неэффективных или неприоритетных программ.

Каждый, кто представит и внесет свой бизнес-проект, который обеспечит сокращение дотаций на определенное время, получит часть этих дотаций в качестве государственной поддержки.

Решением Президента и Кабинета Министров Чувашской Республики предусматривается осуществить взаиморасчеты между предприятиями внутри нашей республики. В настоящее время прорабатываются конкретные пути решения этого вопроса, ведутся переговоры с правительством России о проведении таких взаиморасчетов с российскими предприятиями, находящимися за пределами Чувашии.

Блок задач - это создание необходимой экономической инфраструктуры и экономической среды.

Нам не справиться с миссией реформаторов-созидателей без согласованной активизации экономической среды через специальную политику средств массовой информации.

Мы будем создавать структуры, координирующие усилия Правительства и предпринимательского (в т.ч. директорского) корпуса как на уровне Президента и Кабинета Министров для согласования концептуальных решений, так и на уровне Минэкономики для совместной экспертной проработки и оформления конкретных инвестиционных и иных решений. Мною принято решение о создании Совета предпринимателей-товаропроизводителей при Президенте Чувашской Республики с участием как наиболее опытных, авторитетных их представителей с одной стороны, так и людей пока неизвестных - с другой. Последних еще потому, что надо создавать систему выдвижения неизвестных, но потенциально способных людей. Нам нужны люди, работающие на завтрашний день. Такой совет предпринимателей-товаропроизводителей будет давать нам консультации и советы по крупным программам, концептуальным решениям и приоритетным инвестиционным направлениям. Президент будет принимать решения с учетом их рекомендаций и готовить предложения в рамках законодательной инициативы.

Сегодня предстоит форсированно пройти организационную часть работы по развитию финансовой, в том числе банковской, инфраструктуры. С учетом реального состояния нашей банковской системы придется создавать ее и за счет привлечения представительств, филиалов крупных московских и других банков. По конкретным и актуальным вопросам следует объявить тендер (конкурс), чтобы найти не случайного партнера, а того, который на наиболее выгодных условиях сможет что-то предложить. Ясно, что здесь все делается только на взаимовыгодных условиях, и нам потребуются квалифицированные расчеты.

Безусловно, нам также потребуется совершенная и развитая система деловой связи, и здесь государство обязано оказать необходимую финансовую поддержку в ее создании.

Социальная инфраструктура - следующий приоритет нашей политики. Здесь не обойтись без поэтапного реформирования механизмов финансирования в здравоохранении (страховое страхование), образовании (нормативное финансирование), жилищно-коммунальном хозяйстве, жилищном строительстве (ипотечный кредит).

Особый акцент на ближайший период на проблеме безработицы (учет безработных, организация выплаты пособий безработным, информация о рынке труда, создание новых рабочих мест через стимулирующие мероприятия). Необходимо сформировать финансовые ресурсы, которые позволят обеспечить социальную "амортизацию" в случае банкротства предприятий. Было бы целесообразно рассмотреть вопрос о введении, обозначим условно, 3-5-процентного отчисления от всех продаж на всех предприятиях в целях создания дополнительных гарантий для выплаты заработной платы.

Методологически и методически хозяйственно-экономическая политика республики должна строиться по двум направлениям:

1. Создание 5-8 образцовых государственных промышленно - аграрно-финансово-инвестиционных концернов, которые бы послужили "локомотивной" основой для создания в республике принципиально новой хозяйственно-промышленной системы индустриально-аграрного типа в сочетании с мелкими и средними частными предприятиями.

2. Рационализация и оптимизация деятельности существующего индустриального и аграрного товарного производства, восстановление технологических цепочек, системы ресурсозатрат, методик аудирования, контроля и расчетов и клиринговых расчетов и пр.

Реализация хозяйственно-экономической политики будет осуществляться по следующей схеме:

1. Заявление руководством принципов и концепции хозяйственной политики (производительная продуктивность, справедливость вознаграждения за трудовой вклад, поддержка промышленной инициативы, деятельностно-трудовая схема приватизации, международная и федеральная гарантии властям республики инвестиций, многоукладность и пр.).

2. Объявление международного, федерального и республиканского конкурса (тендера) на промышленные и инвестиционные проекты по созданию "локомотивных" республиканских концернов (индустриально-аграрных и аграрно-индустриальных). Стимулом для успешной реализации проектов должна послужить, скажем, передача через 2-3 года исходной государственно-общественной ("подъемной") собственности и вновь созданной собственности (в том числе и земельной) в коллективную или индивидуальную частную собственность.

3. Отработка 1-3 образцовых конкурсов (тендеров) в форме республиканского инвестиционного аукциона. Описание и технологизация такого конкурса и распространение (тиражирование) форм конкурса на все уровни республики (вплоть до самого маленького или дальнего района и поселка).

Субъектам хозяйственно-экономической политики и вытекающей из нее приватизации должны стать: власть - промышленники (индустриальные и аграрные) - разработческо-проектные команды - финансисты (банки и инвестиционные компании) - федеральные власти - межрегиональная и межреспубликанская коалиция.

Реалистичность нашей относительно самостоятельной и самобытной политики может быть обеспечена профессиональным квалифицированным сотрудничеством:

с федеральными властями Российской Федерации;

с республиками Российской Федерации (Башкортостан, Карелия, Коми, Татарстан, Марий Эл, Удмуртия, и др.) и отдельными государствами СНГ (Казахстан, Туркмения, Узбекистан) в рамках комплексной инициативы Президента Чувашии ("Этническое многообразие России - гарант национального достоинства и благосостояния" (взаимовыгодный союз со своим именем, межреспубликанский банк и система клиринга, несколько межреспубликанских и межрегиональных промышленных и промышленно-аграрных концернов в форме ФПГ и пр.).

с соседними субъектами федерации в рамках инициативы Президента Чувашии "Срединная (сердцевинная) земля - HEARTLAND", имея в виду "пограничное" и связующее" положение Чувашии между тюркскими, финно-угорскими и славянскими, а также мусульманскими и православными народами России;

со всеми слоями и сословиями республики (городским и сельским населением, индустриальными аграрниками, нетрадиционными аграрниками, традиционными аграрниками, гуманитарной, гуманитарно-технической (разработческой) и технический интеллигенцией, рабочими, предпринимателями, финансистами, коммерсантами, торговцами (мелкими хозяевами местного значения), политическими партиями и общественными движениями, высшим и низшим чиновничеством, ветвями государственной власти, конфессионально-религиозными и этническими группами и др;

с молодыми руководителями республик, краев и областей Российской Федерации и со "старейшинами" на своих территориях и в Федерации (инициатива "Преемственность поколений");

с "титульной" нацией республики и всеми этническими и сословно-этническими группами Чувашии в рамках проекта "Единство и многообразие - историческое богатство";

с чувашами и с иными землячествами, которые в данное время проживают за пределами республики и которые по культурному, хозяйственному или патридному (происхождение) принципу имеют склонность к деятельности и продуктивному включению в работу по развитию республики;

со служителями церкви и с лучшими представителями социально-культурных (духовных) сфер - образования и здоровья - в рамках инициативы "Духовное возрождение и новое качество жизни в республике".

Данные политические коалиции и союзы образуют собой и социальную основу для деятельности Президента Чувашии.

Детальная разработка и реализация изложенных тезисов (а по существу они должны стать Программой народной реформы в Чувашской Республике) потребуют осознания и понимания самыми широкими слоями населения исторической перспективы, а также большой и мощной команды носителей этой исторической перспективы (для чего мы будем их активно искать и учить, в том чисел и за рубежом).

У чувашского народа есть древний обычай, называемый НИМЕ. Суть его состоит в том, что население деревни (члены общины), объединенные одной целью, творят одно большое дело. Чаще всего - это строительство дома. Мы сторонники строительства удобного единого общероссийского дома на прочном фундаменте субъектов федерации, многообразных национальных республик. Чем крепче будет фундамент, те крепче и надежней будут результаты нашего общего НИМЕ.

Приглашаю к сотрудничеству всех, кто умеет и хочет работать ради спокойствия и стабильности в обществе и благополучия в нашем доме.

Николай Федоров,
Президент Чувашской Республики



1994.04.23
"Советская Чувашия", No 82
http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./44956/56788/56789/56859    


Док. 327926
Перв. публик.: 23.04.94
Последн. ред.: 28.06.07
Число обращений: 413

  • Федоров Николай Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``