В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интернет-конференция руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ Сергея Круглика Назад
Интернет-конференция руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ Сергея Круглика
ВЕДУЩИЙ: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы на сайте "Приоритетные национальные проекты" rost.ru проводим интернет-конференцию с руководителем Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергеем Ивановичем Кругликом. Сергей Иванович, мы Вас приветствуем, добрый день.

фото РИА-НовостиС.КРУГЛИК: Добрый день.

ВЕДУЩИЙ: Интернет-конференция посвящена реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и развитию жилищного комплекса. На протяжении двух недель мы собирали вопросы у интернет-аудитории и к самой конференции постарались выбрать самые, на наш взгляд, интересные и важные, которые сегодня предлагаем вниманию Сергея Ивановича.

Интернет-конференция будет построена следующим образом. Мы постараемся в течение часа-полутора, часа-пятнадцати задать как можно больше вопросов от интернет-аудитории, а затем предоставим слово присутствующим в зале журналистам.

Итак, первый вопрос, он довольно общий, но важный. Задает его Ирина Игоревна Волкова, работник ЖКХ из Ростовской области. Работник ЖКХ, кстати. "Сергей Иванович, расскажите о достижениях в строительной области в 2006 году". Потом будет вопрос про 2007 год.

С.КРУГЛИК: Понятно. На самом деле, интересный вопрос задает работник ЖКХ о развитии строительной отрасли, поскольку, наверное, уже надоело работать на старом и ветхом жилье, да?

Достижения действительно нормальные, то есть рост ввода жилья составил 16%. Понимая, что общий рост экономики в прошлом году менее 7%, это достаточно серьезный результат. Мы в общем-то вошли в этот год в рамках показателей программы, то есть планировалось 50,8 миллиона квадратных метров жилья ввести, но поскольку в позапрошлом году было отставание, введено 50,6 миллиона квадратных метров.

Что касается в целом рынка жилья. Порядка 50% сконцентрировано в десяти регионах, причем лидерами являются такие, как Московская область, это порядка 12,8%, Москва и Краснодарский край - это лидеры, которые в этом году точно так же лидируют, но уже чередуясь друг с другом.

Вот такой атакой характеризовалось строительство. Причем произошло увеличение где-то на 4-5% ввода индивидуального малоэтажного домостроения, то есть эта тенденция, особенно в южных регионах, продолжает усиливаться.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо, Сергей Иванович, следующий вопрос касается уже 2007 года, его первого полугодия. Задает его Ольга Вячеславовна из Московской области. "Уже заканчивается первое полугодие 2007 года, какие результаты жилищного строительства достигнуты?"

С.КРУГЛИК: На самом деле эти результаты, я не думаю, что будут до конца года продлены, потому что есть, допустим, Сибирский федеральный округ, где сейчас по коротким прогнозам должен выйти 50-процентный рост по сравнению с прошлым годом. В среднем это порядка 35-40% за полугодие - достаточно серьезный рост. Почему такой?

Пожалуй, этот год будет первым, когда не будут сдавать более 40% в конце года, а достаточно ритмично на протяжении всего года, потому что была довольно мягкая зима, когда строители могли строить и сдавать жилье.

И именно такое ритмичное распределение жилья влияет на распределение цены на рынке, потому что когда сдают скопом, это роняет цену на рынке, зато весь - голодный промежуток, пока не сдается жилье, это влияет на рост цены.

Поэтому в нынешнем году рост происходит ритмично и составляет порядка 40%. В среднем в первом полугодии будет введено порядка 16 млн кв. м жилья, и мы надеемся, что в итоге к концу года выйдем не на 56 млн запланированных, а это большая цифра, поскольку напомню, 4 года назад она составляла 33 млн, я думаю мы выйдем на 60-61 млн кв. м, превзойдя все плановые показатели 2007 года.

ВЕДУЩИЙ: Понятно, спасибо. Третий вопрос задает военнослужащий из Москвы Чернобровкин: "Почему нельзя организовать электронную базу (в регионах, субъектах, в федеральных органах власти, осуществляющих обеспечение жильем граждан от имени государства), где были бы отражены основные моменты: перечень учтенных в субъекте (органе власти) очередников; план выделения им жилья; план строительства коммерческого жилья..."

С.КРУГЛИК: Ну, что касается регионов, то во многих из них эта электронная база создана. В федеральных органах, в частности, создана база практически по всем субъектам РФ по тем программам, в соответствии с которыми мы обеспечиваем жильем ту или иную категорию граждан.

Электронная база у нас сформирована два года назад, и мы в режиме реального времени можем сказать, какой в очереди стоит семья, допустим, военнослужащих, или "чернобыльцев", или переезжающих северян. Можем сказать, по какому конкретному адресу и в какое время людям будет предоставлено в соответствии с трехлетним бюджетом это жилье.

Единственный недостаток в том, что, действительно, регионы свои базы не доводят, а у нас эта база открыта. Просто нужно, наверное, в них ориентироваться. У нас есть свой сайт - росстроевский, - который делает по базе жилья отсыл на учреждения, на объединенную дирекцию по реализации жилищных программ, которая ведет все эти программы.

Поэтому, если это людей интересует, можно через наш сайт обратиться туда и получить всю информацию в рамках тех обязательств, которые несет государство перед определенными лицами в соответствии с федеральными законами - это "чернобыльцы", переселенцы, военнослужащие и еще три-четыре категории.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо. "Думали взять ипотечный кредит, но не знаем, с чего начать, в какой банк обратиться. Помогите, пожалуйста", - спрашивает Кирилл Викторович, работник бюджетной сферы, Ярославская область.

С.КРУГЛИК: Ярославская область. На самом деле мне странно, что из Ярославля поступают такие обращения, поскольку в прошлом году на этом рынке работало 660 кредитных организаций. Сегодня нет областного центра, где бы не было системы кредитования.

И сегодня такая смешанная система, допустим, и кредитования, и строительства есть в таких организациях, как ПИК. "ПИК-регион" работает практически во всех регионах, "Сбербанк" предоставляет такие кредиты, "Внешторгбанк", особенно ВТБ-24, который в общем-то и создан для этих целей. И многие-многие другие.

И в Ярославле опять же создано достаточно давно агентство по ипотечному кредитованию, куда всегда можно обратиться и получить информацию, где лучше взять кредит.

А вот получить совет с федерального уровня крайне сложно, поскольку все-таки это рынок и нужно ориентироваться самим: где выгоднее, где ниже процентная ставка, где более длинное предоставление. Сегодня уже во многих регионах, в частности и по "Сбербанку", и по ВТБ, это порядка 25-30 лет предоставления подобного рода кредитов, поэтому здесь должен каждый сориентироваться сам.

ВЕДУЩИЙ: Хорошо. "Добрый день, мне 33 года. Воспитываю дочь 7 лет, не замужем (одинокая мама). Скажите, как нам с дочерью приобрести жилье по ипотеке, но без скрытых процентов. Я зарабатываю 11 тысяч рублей в месяц. Скажите, какие есть проекты для нас с дочерью для покупки жилья?" Работник бюджетной сферы, Молодцова Лана Вячеславовна, Краснодарский край.

фото РИА-НовостиС.КРУГЛИК: На самом деле есть еще региональные программы для бюджетников, нужно ими поинтересоваться. Допустим, мы в прошлом году разбирали программу для Читинской области, где (особенно при прошлогоднем росте) рост был более 40% на первичном рынке. Мы просто раскладывали всю ситуацию, и для бюджетников, как правило, администрация занимается погашением процентной ставки.

Я не помню, как сейчас это происходит по Краснодару, возможно, есть такие условия, особенно в этом году. Потому что в прошлом году ипотечное кредитование где-то в два с лишним раза превзошло ожидания, а в этом году, я думаю, превзойдет в четыре раза. Но поскольку в каждом регионе есть свои особенности, особенно для работников бюджетной сферы, то здесь возможны два варианта: либо мы по адресу можем сами ответить, какие существуют льготы для бюджетников, либо задавший вопрос сам обратится в администрацию и получит эту информацию.

ВЕДУЩИЙ: Говоря об ипотеке, следующий вопрос задает Дмитрий Викторович Иванов, госслужащий из Мурманской области - довольно философский: "В чем смысл государственной поддержки ипотечных программ?"

С.КРУГЛИК: Если говорить о смысле, могу сказать, что вся система заработала с 2000 года, когда принимались порядка 12 законов, то есть решалась самая сложная задача - сдвинуть все с мертвой точки. То есть на 2-3 года все банки готовы были предоставлять кредиты, но вот дальше, на 10, на 12 лет, никто не мог себе представить, что эти кредиты могут получать.

Поэтому было создано Агентство по ипотечному кредитованию, через которое и осуществляется поддержка государством становления этого института. Заключается она в том, что выкупаются трехлетние кредиты и рефинансируются на достаточно длительный период. Поэтому за такой короткий период на этом поле появилось 660 игроков только в прошлом году, и я думаю, в этом году количество участников - я имею в виду кредитно-финансовых институтов - еще увеличится.

Сейчас мы рассматриваем стратегию развития Агентства по ипотечному кредитованию на наблюдательном совете. Я думаю, подобного рода поддержка будет уже не нужна. На самом деле те механизмы, которые принимаются сегодня в макроэкономике страны, для того чтобы это приводило к снижению инфляции, а значит, и снижению процентных ставок, они будут позволять, и мы это уже видим - я уже говорил, что банковская система начинает предоставлять длительные кредиты со снижением процентов до 11, до 10, до 10,5, а через год-два, я думаю, это будет уже 8-9%. И такие кредиты будут уже достаточно доступными для 30% населения, это точно.

ВЕДУЩИЙ: Вы во второй половине ответа как раз ответили на следующий вопрос, который здесь был: "Какова сейчас средняя процентная ставка по ипотечным кредитам по России?" Правда, Вы можете уточнить - и в Новосибирской области в частности? Это интересуется Бочкарева Ирина, студентка высшего учебного заведения, Новосибирская область.

С.КРУГЛИК: 11-12% . В этом году будет - сейчас банки провозгласили - со второго полугодия порядка 10,5%.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо, Сергей Иванович. Следующий вопрос касается молодой семьи. Михаил Константинович, предприниматель, Краснодарский край: "Какие семьи попадают под определение "молодая семья" и могут рассчитывать на получение субсидии на покупку жилья?"

С.КРУГЛИК: Семьи в возрасте до 30 лет включительно попадают в эту категорию, причем субсидия, на первый взгляд, кажется несколько странной, потому что разговор идет о погашении первоначального взноса либо части первоначального взноса.

Все зависит от стоимости жилья, от конкретного региона, поскольку есть своя методика расчета, исходя из такой пропорции: 10% - федеральный бюджет и 30% - субъект Российской Федерации и муниципалитет.

Практически сегодня 72 субъекта Российской Федерации работают в рамках этой программы, исключение составляет Москва из-за высокой цены (там есть своя молодежная программа) и Калининградская область, у которой своя система поддержки молодых семей вплоть до снижения кредитов в "Сбербанке" до 5%. То есть первоначальный взнос не 20-30%, как везде, а где-то порядка 5%. Вот эти отличия. А все остальные условия для всех общие.

ВЕДУЩИЙ: В развитие этого вопроса. Инна Рогозина, домохозяйка из Челябинской области, интересуется, а куда, в какие органы надо обращаться для получения субсидии и какие конкретно документы предоставлять.

С.КРУГЛИК: На самом деле этим занимаются областные администрации. Есть в каждом городе и в областной администрации управление, связанное с обеспечением жильем населения, и они, как правило, ведут эти программы.

ВЕДУЩИЙ: Понятно. Спасибо. Теперь довольно такой распространенный вопрос. Не распространенный, а развернутый вопрос. "При проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка под многоэтажное жилищное строительство на него выставляется земельный участок, прошедший кадастровый учет, при условии получения технических условий и соблюдения некоторых других условий. После выигрыша победитель вынужден тратить до 9 месяцев на разработку и экспертизу проектно-сметной документации, при этом уже оплачивая аренду участка, но не имея возможности работать на нем. Не было бы правильнее и логичнее включать в пакет исходно-разрешительной документации на земельный участок, выставляемый на аукцион, уже разработанную проектно-сметную документацию, что позволит до 6 месяцев хотя бы сократить срок освоения земли?" Кузин Алексей Геннадьевич, строительство, Чувашская Республика.

С.КРУГЛИК: Я не знаю, почему так долго получается в Чувашии. На самом деле здесь не сказано, под какой вид строительства, поскольку сегодня, если говорить об экспертизе, то для жилья повторного применения вообще экспертизы не требуется.

Во-вторых, все правильно, выставляется на конкурс с градостроительными ограничениями, но без проектно-сметной документации, которая должна лежать на плечах застройщика. Потому что ему реализовывать этот проект и на самом деле за него этот проект никто делать не будет, там есть ограничение по этому проекту.

Вероятнее всего, сложность заключается в том, что участок, о котором идет речь, без инженерной инфраструктуры, а только по краям поставлены точки подключения. И вот это вызывает достаточно длительный процесс согласования в ресурсоснабжающих организациях.

Уже сейчас в Чебоксарах отрабатывается опыт на новом микрорайоне, и я думаю, что задающий вопрос это хорошо знает - между Чебоксарами и Новочебоксарском строят малоэтажный "миллионник", где уже сами сетевые компании, газовики, энергетики протягивают к этому участку свои сети, и уже внутриплощадочные сети будут разводить с помощью стоимости одного квадратного метра. На этот проект тоже ушел год, хотя он делался властью, совместно с Внешторгбанком.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо. Вас просят разъяснить теперь некое противоречие, с точки зрения автора письма. Сергей Валерьевич Данилов из Кемеровской области: "Прошу разъяснить противоречие. Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации семья для постановки на учет должна быть малоимущей, а для получения ипотечного кредита семья должна иметь достаточные доходы".

С.КРУГЛИК: Я не понимаю, в чем противоречие. В 2004 году мы считали, что где-то порядка 10% населения может взять ипотечный кредит. Что касается сегодняшнего момента, то этот диапазон уже расширен - более 20% населения пользуется ипотечными кредитами. А малоимущие - эта та категория, которая должна обеспечиваться за счет государства в лице муниципалитетов бесплатным жильем.

Причем это не те малоимущие, по которым мы делаем оценки, - вот вчера в Совете Федерации многие контактировали с прессой и объясняли, что это зависит от корзины доходов и расходов. На самом деле не эти малоимущие имеются в виду, а в данном случае это малоимущие по отношению к стоимости жилья в конкретном регионе - это те, кто не может ни купить жилье, ни взять в аренду.

Эта категория становится с 1 марта 2005 года на отдельный учет, то есть все правовые гарантии сохраняются по старой очереди и формируется в каждом муниципалитете новая очередь. И вот эти малоимущие - не по отношению к потребительской корзине, а именно по отношению к жилью в конкретном регионе, - они становятся на учет и обязаны быть обеспечены жильем по бессрочному договору социального найма.

ВЕДУЩИЙ: Сергей Иванович, подскажите, пожалуйста, в течение какого времени после подачи заявления предоставляются квартиры по подпрограмме? Людмила Владимировна, учитель, Вологодская область.

С.КРУГЛИК: По какой?

ВЕДУЩИЙ: К сожалению, тут не указано.

С.КРУГЛИК: На этот вопрос сложно ответить, у нас достаточно много программ, и очереди ведут субъекты Российской Федерации. Если говорить о молодых специалистах, то сегодня бюджеты субъектов Российской Федерации сформированы таким образом, что из 5,6 млрд рублей мы по последнему конкурсу смогли определить только 2,1, а более 3 млрд не востребованы.

Поэтому, если субъекты скорректируют свои бюджеты в ближайшее время, мы объявим еще дополнительный конкурс.

Я думаю, что это идет разговор о молодой семье? Практически такая очередь в этих 72 субъектах в два раза ускорится. А чтобы ответить конкретно, нужно работать с местным органом власти, который ведет этот учет.

фото РИА-НовостиВЕДУЩИЙ: А вот Вас спрашивает юрист Маргарита Юрьевна Попова из Томской области: "Субсидия предоставляется только после заключения кредитного договора? А если ребенок рождается, например, в процессе подготовки документов и занесения в списки, до заключения договора, выплачивается ли в данном случае вышеуказанная субсидия?"

С.КРУГЛИК: В прошлом году это было невозможно, поскольку были жесткие правила, что ни субъект, формирующий списки, ни мы, как государственный заказчик, не имели права вносить изменения в подпрограмму, независимо от того, какие изменения происходили в семье, в составе участников и так далее.

С этого года будут внесены изменения, которые позволяют и субъекту вносить изменения, и нам. И поэтому в случае рождения ребенка картина будет корректироваться. Это, я думаю, будет с сентября месяца.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо. Екатерина, журналист, Санкт-Петербург. "В связи с чем было принято решение об отмене лицензирования? Почему старая система не оправдала себя? И чего Вы ждете от введения новой организации СРО? Не приведет ли это к путанице и дестабилизации отрасли? Фактически останутся лишь крупные компании, что создаст эффект монополизации. Как сможет попасть на рынок новичок, ведь СРО будут отвечать за своих членов, а брать на себя ответственность за новичка никто не захочет. Спасибо большое за ответ". СРО - это?..

С.КРУГЛИК: Это саморегулируемые организации. На самом деле вопрос не журналистский, вопрос профессиональный.

Почему мы решили отказаться от лицензирования? Поскольку лицензирование в строительстве не носит той функции, которая бы обеспечивала доступ на рынок квалифицированных организаций. Причем если это был Советский Союз, вопросов не было - ограниченное количество участников и так далее. Сегодня их все больше и больше, и вот сегодня, я могу вам сказать, только лишь на нашем рынке работает более 700 зарубежных организаций. И чем привлекательнее наш рынок, тем больше этих организаций.

Выдавать лицензии и осуществлять контроль за лицензионной деятельностью практически становится невозможным. Это превращается в формальную процедуру.

Тем не менее сегодня - вот 12 часов уже прошло - значит, сейчас уже будут приняты во втором и третьем чтении поправки к закону о продлении лицензирования еще на один год.

Мы не торопимся с решением вопроса о саморегулируемых организациях, боясь того, и Вы абсолютно правы, что это может быть просто монополизацией некоего рынка и превращением вопросов доступа на этот рынок в коммерческую деятельность тех, кто первым пришел в качестве саморегулируемых организаций.

И вот эти саморегулируемые организации потом станут не организациями, которые отвечают за своих участников, а тем барьером, который может появиться на этом рынке, достаточно высоким и достаточно дорогим.

Поэтому существует несколько вариантов законопроектов, из них сделан некий свод, но я думаю, что ни в весеннюю сессию, ни в осеннюю этот вопрос рассматриваться не будет, поскольку его надо тысячу раз взвесить, а потом уже принимать без всякой оголтелости.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо. А теперь письмо из Америки, виртуальное письмо, по электронной почте. Евгений Григорьевич Гор, видимо, наш бывший соотечественник, штат Коннектикут. "Добрый день. Мы неоднократно посылали в различные органы наше предложение по строительству завода модульного домостроения, который сможет гарантированно, быстро и по доступным ценам производить дома малой этажности. В ответ практически получили пару отписок, а то и вовсе молчание. Создается впечатление, что государственные структуры, как и в старые времена, абсолютно не заинтересованы в улучшении жилищных условий населения, и все эти лозунги так и будут на бумаге. Есть ли в Вашем аппарате люди, реально заинтересованные в таком сотрудничестве с Америкой?" Он приводит название компании, но мы его не оглашаем, естественно.

С.КРУГЛИК: Вы понимаете, отвечать сложно на этот вопрос. Строительный рынок был приватизирован одним из самых первых, и уже 6-7 лет назад на 98% состоял из рыночных структур, никакого присутствия государства там не было.

Точно так же по производству строительных материалов - аналогичная ситуация. Заводов по модульному домостроению уже предостаточно в Подмосковье, и я могу привести примеры строительства модульных гостиниц во Владимирской области, модульного жилья в Подмосковье и многих других вопросов, которые связаны с этим домостроением.

И навязывать регионам либо какому-то городу построить тот или иной завод - это не удел государства, здесь нужно просто быть участниками рынка, оценить его, сделать некий свой анализ и после этого уже предлагать эти услуги на рынке, но не через властные структуры, потому что это называется лоббированием.

Поэтому, Бога ради, пусть приходят любые компании. Я уже назвал, сколько у нас строительных компаний, даже сегодня появляются австралийские, я уже не говорю о китайских, японских, каких угодно. Рынок ни для кого не закрыт, нужно на нем просто работать, а не через государственные структуры.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо. Теперь такой житейский вопрос, жизненный. "Если молодая семья получает субсидии по погашению кредита, а потом через какое-то время супруги разводятся и перестают быть семьей, продолжают ли они получать субсидии?" Кирилл Юрьевич, научный работник, Псковская область.

С.КРУГЛИК: Разговор идет о том, что это разовая субсидия на погашение первоначального взноса либо часть его. Я еще раз оговариваюсь, потому что не в каждом субъекте Российской Федерации первоначальный взнос - 30% от стоимости квартиры, наше погашение может быть и 20%.

Но вот они погасили, мы, все три уровня бюджетной системы, погасили, семья въехала. Если она распадается, и те, кто остался, обеспечивает возврат кредита, то никаких проблем не будет. Но если возврата кредита не будет, то жилье продается, разница, которую они потратили, им возвращается, а остальное выставляется на рынок. Вот и все.

ВЕДУЩИЙ: Понятно. Иван Александрович, Ингушетия. "Что необходимо сделать гражданину, участнику подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 годы, чтобы претендовать на получение государственного жилищного сертификата в планируемом году?"

С.КРУГЛИК: Если это увольняемый военнослужащий, данные списки формируются Министерством обороны. Если это уволенный ранее военнослужащий, а я думаю, что это он, живущий в Ингушетии, то эти списки формируются субъектом Российской Федерации.

И по этим сформированным спискам, исходя из распределения по ежегодной программе, тому или иному субъекту Российской Федерации предоставляется количество сертификатов, пропорциональное общей системе и пропорциональное количеству очередников. То есть заскочить вперед он не сможет, он будет двигаться так, как все получают. А вот в этом году ничего не сделаешь - есть правила, которые утверждены постановлением Правительства.

ВЕДУЩИЙ: Следующий вопрос касается той же программы, подпрограммы. "Могут ли принять участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" инвалиды, в том числе инвалиды Великой Отечественной войны?" Анна Николаевна, пенсионерка, Волгоградская область.

С.КРУГЛИК: На данную категорию эта программа не распространяется. Есть подпрограмма "Инвалиды и ветераны", в соответствии с которой субъекту Российской Федерации перечисляется субсидия в размере стоимости 18 квадратных метров на одного из инвалидов. Если их двое - значит, на двоих. Перечисляется субъекту, и субъект уже принимает решение, как обеспечить это жилье. То есть отдельной программы как таковой нет. Есть подпрограмма, которая обеспечивает субсидии. В прошлом году по субъектам Российской Федерации были распределены 3,2 млрд таких субсидий.

ВЕДУЩИЙ: Такой вопрос. "Имеют ли право на получение государственного жилищного сертификата члены семей умерших граждан, пострадавших от радиационных аварий и катастроф?" Наталья Ивановна Петрова, работник МУП, Магаданская область.

С.КРУГЛИК: Это распространяется только на участников, а не на членов их семей, насколько я помню.

ВЕДУЩИЙ: Хорошо, тогда следующий вопрос, задает его Галина Алексеевна Егорова, учительница, Калининградская область: "Почему размеры безвозмездной субсидии, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, не соответствуют цене на рынке жилья?"

С.КРУГЛИК: Цена определяется не по первичному, не по вторичному рынку и не по областному центру, а по субъекту Российской Федерации, в тех случаях, если в программе принимается оценка по субъекту.

Если же она идет в целом по стране, то определяется с учетом первичного, вторичного рынка в целом по РФ, включая цену в небольших городах, с проживающими где-то до 100 тыс. человек. И поэтому она не соответствует ценам, которые складываются в Екатеринбурге или в каком-то другом городе.

Если говорить в целом, как она реализуется, поскольку цена - это ключевой вопрос, реализация происходит в полном объеме ежегодно и приблизительно в такой пропорции: 7% участников доплачивают за этот государственный сертификат, чтобы получить жилье в том объеме и в том месте, где они хотят, и порядка 8% участников получают квартиру меньшей площади.

ВЕДУЩИЙ: Хорошо, тогда такой вопрос: "Какие механизмы на сегодня определяют формы государственно-частного партнерства для решения вопросов модернизации системы ЖКХ? Каковы перспективы развития ГЧП (государственно-частного партнерства) в ЖКХ? Есть ли реальные примеры ГЧП в сфере ЖКХ в России? Как ГЧП может улучшить качество услуг в сфере ЖКХ?" Данилин Николай, Московская область.

С.КРУГЛИК: Ну, например, концессионный договор. Договору такому всего лишь год именно в этом секторе, поскольку закон о концессиях был принят несколько раньше. Сегодня уже отрабатывается такого рода партнерство на ростовском "Водоканале", где инвестору гарантировано порядка 20 млрд рублей из инвестиционного фонда.

Сегодня ведется разговор и уже принято решение на инвестиционной комиссии о предоставлении 2 млрд на разработку проекта трансрегионального водопровода между Ставрополем, Астраханской, Волгоградской областями - только на проектирование - стоимостью 29 млрд рублей, который обеспечит водой в ближайшие годы опять-таки на концессионной основе, и государство в данном случае вкладывает деньги только в проектирование.

А дальше - на концессионной основе, это будет выбираться концессионер, вся эта система будет отработана по возврату вложенных инвестиций частными партнерами и возвращена в государственную собственность в конечном итоге через 20-25 лет. Вот такие примеры, их уже достаточно много, их прорабатывают.

Сложность в том, что по каждому объекту гораздо проще принять решение об арендном договоре со всеми его последствиями, нежели разрабатывать концессионный договор, который бы включал в себя и все элементы поведения власти в части регулирования тарифов, и все элементы, связанные с поведением инвестора и всех, кто принимает участие в сооружении либо модернизации этих объектов.

ВЕДУЩИЙ: Переходим к следующему вопросу. Задает его Репина Екатерина Александровна, госслужащая из Астраханской области. "Мы участники подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей". B заявленных на 2007 год. Получили 19 июня 2007года информационный лист "Порядок получения субсидии и приобретения жилья", в котором уже был изложен расчет полагаемой субсидии. На каком основании Вы, как утверждают местные власти, до даты получения свидетельства провели расчет? И к тому же - по цене Госстроя 2006 года (11 тысяч - 1 кв. м)?"

С.КРУГЛИК: На самом деле производится расчет цен ежеквартально. Я думаю, что со следующего года это будет происходить раз в полгода, поскольку это влечет за собой достаточно серьезные издержки. Такие расхождения бывают, потому что цена устанавливается на момент выдачи сертификата, а срок действия сертификата - 9 месяцев. И, когда происходит уже его реализация, цена, бывает, меняется на протяжении двух-трех кварталов буквально на 30-40%, и здесь возникает недоразумение. Но таковы правила.

Мы своим решением изменить их не можем. Для этого будут внесены изменения в постановление Правительства, и мы сейчас работаем над тем, чтобы в следующем году уже перейти к полугодовому сроку.

Здесь просто нужно сократить время между выдачей сертификата и его реализацией. Это зависит во многом от самого участника, и поэтому чем быстрее сертификат будет реализован, тем будет ближе к реальным расчетам его цена.

ВЕДУЩИЙ: Хорошо. А "кто вообще осуществляет контроль над учетом и распределением государственных жилищных сертификатов в субъектах Российской Федерации?". Татьяна Новикова из Ленинградской области.

С.КРУГЛИК: Мы осуществляем контроль и учет. За последние четыре с лишним года было нарушений на 20 млрд рублей. Из них большая часть возвращена.

Как правило, идет разговор о выдаче двойных сертификатов военнослужащим. В остальном секторе нарушений практически нет. Практически все либо через суды, либо добровольно возмещают эти вещи, они возвращаются в бюджет и опять идут в оборот.

Почему это происходило? Потому что, вот я еще раз хочу отметить, электронная база данных, с чего мы начинали, у нас была сформирована буквально два года назад. До этого регионы могли позволять себе отклонения.

Сегодня мы видим, кто получает, когда получает, когда реализован сертификат, и буквально сразу же сличаем всю эту информацию. Ежегодно порядка 15-20 субъектов Российской Федерации подвергаются проверке по вопросам постановки на учет, выдачи сертификатов, правильности выдачи сертификатов и по всем остальным вопросам.

ВЕДУЩИЙ: "А можно ли повторно улучшать жилищные условия, используя субсидию на приобретение жилья, выделяемую посредством государственного жилищного сертификата?" Новгородская область, Виктория Викторовна.

С.КРУГЛИК: Ответ очевиден: нет. У нас все делается один раз.

ВЕДУЩИЙ: Тогда Ирина Александровна, временно неработающая, Киров: "Если гражданин не реализовал полученный государственный жилищный сертификат, имеет ли он право на повторное получение ГЖС, когда он сможет получить его вновь, какая субсидия будет рассчитана?"

С.КРУГЛИК: Имеет право, бывают форс-мажорные обстоятельства, по которым человек не может реализовать свое право, поэтому они сдаются, и, безусловно, не по старой цене, а опять-таки на момент выдачи сертификата будет определяться цена.

ВЕДУЩИЙ: "Уважаемый Сергей Иванович, - спрашивает Евгений Козырев, Пермский край. - Слышали, что лицензирование строительной деятельности собираются продлить после 1 июля 2007 года".

С.КРУГЛИК: Я уже говорил, что сегодня этот закон будет принят во втором и третьем чтении, я думаю, что он уже принят, потому что он одобрен Правительством, прошел в первом чтении, все фракции его поддержали, поэтому там никаких проблем не должно быть. А вот дальше он продлеваться, я думаю, уже не будет. Нет оснований.

ВЕДУЩИЙ: Довольно конкретный вопрос: "В целях избежания сотрудничества со строительными компаниями, не имеющими соответствующей лицензии, мы бы хотели получить перечень компаний, имеющих лицензию на право строительства. Как это можно сделать?" Антон, юрист, Нижегородская область.

С.КРУГЛИК: Это можно сделать. У нас практически в каждом субъекте РФ есть подразделение лицензионного центра. Вы можете сделать запрос и получить ответ, потому что эта информация открытая. Размещать просто на сайте общую массу - это будет колоссальное количество, поэтому, если будут такие предложения по конкретному субъекту РФ, мы обяжем, чтобы эта информация была в Интернете. То есть здесь никаких секретов нет, поскольку выдача эта идет добровольно, она идет в течение месяца. Но нужно понимать, что еженедельно мы выдаем порядка 1,5-2 тыс. лицензий.

ВЕДУЩИЙ: Следующий вопрос: "Скажите, инвалиды, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, смогут реализовать свое право на улучшение жилищных условий с использованием средств субсидии, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством"?" Анастасия, Архангельская область, инвалид первой группы.

С.КРУГЛИК: Да, смогут. Но они должны понимать, что это как бы улучшение их условий, и по порядку, который еще принят в Советском Союзе, на протяжении пяти лет никакой поддержки от муниципалитета уже ждать не придется.

ВЕДУЩИЙ: Понятно. "Ветераны и инвалиды могут приобретать жилье у членов семей в виде доли приватизированной квартиры?" Владимир Игоревич Аксенов, пенсионер, Тюмень.

С.КРУГЛИК: Да, могут.

ВЕДУЩИЙ: "Что подразумевается под непосредственным управлением собственниками помещений в многоквартирном доме? Какие договоры собственники помещений должны заключать при непосредственном управлении?" Михаил Юрьевич Викторов, водитель, Удмуртия.

С.КРУГЛИК: На самом деле об этом много говорится. У нас даже был закон, который был принят специально в 1996 году о товариществах собственников жилья, затем он растворился в Жилищном кодексе. Идет разговор о формировании некой управляющей компании - товарищества собственников жилья, - которая является, так скажем, утрированно, первоначальным звеном в управлении жилой недвижимостью. Эти компании заключают договоры на работы, связанные с вывозом мусора, с обеспечением отоплением, горячей и холодной водой, канализованием, ремонтом и так далее, то есть то, чем занимается любой управленец, связанный с деятельностью по работе с недвижимостью. Вот эти договоры заключаются.

ВЕДУЩИЙ: Следующий вопрос такой. "Уважаемый Сергей Иванович! На нашем доме (сейчас такие объявления, кстати, висят, по-моему, на всех домах) висит объявление о собрании собственников жилья, на котором мы должны выбрать форму управления домом. Расскажите, пожалуйста, о плюсах и минусах различных форм управления. Помогите определиться, так как большинство жителей нашего дома только примерно представляют различие между управляющей компанией и ТСЖ. Спасибо". Евгений Дмитриевич, пенсионер, Калуга.

С.КРУГЛИК: Мы только что говорили о товариществе собственников жилья - это когда люди сами собрались, определили, кто у них будет старшим, определили размер вознаграждения и начинают жить по своим правилам. Приведу первые примеры, это где-то 1995-1996 год, когда люди спокойно сокращали свои затраты на эксплуатацию здания на 30-40% только за счет наведения порядка.

Что касается второго способа управления, это нанимается управляющая компания. Это более грамотный способ, но он, нужно понимать, приводит к тому, что эти расходы нужно оплачивать. Причем в таких случаях, когда идет выбор, лучше нанять на какое-то время юриста, который бы помог разобраться, оценить достоверность управляющей компании, законность ее пребывания на этом рынке.

То есть выбирается профессиональная компания, которая должна принимать решения управленческие, грамотные, недорого, которая имеет не 1-2 дома, а где-нибудь 800 тысяч - миллион квадратных метров жилья. И тогда это становится крайне эффективно, тогда эта профессиональная компания, конечно же, сыграет лучшую роль по отношению к вашей недвижимости, она сделает эту недвижимость и более ценной во времени, и более комфортной для проживания.

А разобраться - я еще раз говорю - лучше нанять юриста, который бы проанализировал рынок. Анализ можно делать по объявлениям, по беседам с теми компаниями, которые не один год работают на этом рынке, после этого организовать конкурс, перечислив требования, которые вы выдвинете исходя из анализа рынка, и избрать сроком на один год, не более, эту компанию.

Причем если это сделали за вас, потому что подобные объявления вывешивают не сами жители, а, как правило, органы местного самоуправления в лице эксплуатирующих и управляющих организаций, которые заинтересованы в сохранении данного бизнеса в собственных руках, ведь за прошлый год стоимость наших услуг составила 1,3 триллиона рублей, это серьезнейший бизнес появляется. На самом деле эту монополию нужно разрушить, чтобы создать действительно конкурентные условия.

Первые шишки, безусловно, уже набивают. Я думаю, все мы через это пройдем, как проходили через финансовые пирамиды, через долевое участие, так и через выбор на рынке, потому что мы, как всегда, относимся схоластично к этому вопросу. Поэтому если хотим хорошо выбрать, нужно нанять грамотных людей, которые нам помогут сделать этот выбор. Самим сделать это очень сложно.

ВЕДУЩИЙ: Сергей Иванович, Вы ответили буквально на следующие три вопроса, я их вкратце озвучу: "Если жильцы заключили договор с управляющей компанией, означает ли это, что они попали в бессрочную кабалу?"

С.КРУГЛИК: Я же сказал - год, не больше.

ВЕДУЩИЙ: Могут ли быть ситуации, когда жильцов могут лишить выбора и навязать услуги определенной компании?

С.КРУГЛИК: Могут. В Жилищном кодексе сказано так: если вы до 1 января не определились с выбором управляющей компании, это должен сделать муниципалитет. Но там есть одна оговорка: если вы в любое время после выбора муниципалитета принимаете иное решение, тот договор автоматически расторгается. Поэтому если муниципалитет выбрал неугодную вам компанию, трагичного ничего нет. Это только лишь подстегнет вас сделать быстрее выбор.

ВЕДУЩИЙ: Такой практичный вопрос задает Константин Миронов из Московской области: "Могу ли я установить дополнительную дверь на лестничной площадке, образовав тем самым некий тамбур?"

С.КРУГЛИК: Нет. Это делают, но, как правило, делают без разрешения, потому что так нельзя говорить, потому что нужно смотреть, сколько квартир, не мешает ли она другим, не мешает ли она системе безопасности, особенно пожарной безопасности, и многим другим вопросам. Потому что если на девятом этаже ставится металлическая дверь и вы кого-то закрыли, у кого нет ключа, то в определенных ситуациях она становится просто препятствием непреодолимой силы. Поэтому здесь нужно очень хорошо подумать, прежде чем это делать. На самом деле это все-таки наш атавизм, все вот эти дополнительные двери, потому что мы не можем просто организовать нормальный процесс управления, в том числе посадить консьержку внизу, которая бы предотвратила проход посторонних лиц, нежели ставить эти двери с простыми замками как самоутешение.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо. Теперь вопрос без подписи. "По условиям программы семья имеет возможность купить квартиру после получения сертификата, то есть в лучшем случае на следующий год после подачи заявления на участие. Пока молодая семья ждет выдачи сертификата, цены на жилье увеличиваются на величину большую, чем выдаваемая субсидия. Может, стоит ввести поквартальную систему утверждения списков?"

С.КРУГЛИК: Я уже сказал, что мы лучше введем полугодовую систему утверждения цены, чем изменение списков. Хотя это тоже не исключено. Но, с другой стороны, если вы нацелились на участие в этой программе, заранее поищите на рынке то, что вам нужно, а потом подавайте заявление. Мы всегда ищем проблему где-то, но не в себе. А здесь нужно, я думаю, поактивнее поработать на рынке, выбрать, а потом подать заявление, и в течение одного-двух месяцев можно реализовать этот вопрос, подготовиться заранее, а не ходить с сертификатом и не выяснять, где, откуда что растет.

ВЕДУЩИЙ: А когда будет отменен налог на субсидию, полученную молодой семьей в рамках приоритетного национального проекта "Доступное жилье"?

С.КРУГЛИК: Это сложно решить. Мы обсуждали это и с Министерством финансов, и с налоговой службой. Я пока не могу ответить на этот вопрос, поскольку ответа однозначного нет. Для этого нужно менять уже все налоговое законодательство, потому что эта субсидия не что иное, как доход. Поэтому этот вопрос пока открытый, но мы о нем знаем. Если произойдут какие-то изменения, все участники будут знать сразу.

ВЕДУЩИЙ: Еще один вопрос и тоже почему-то без подписи, но тем не менее начинается так: "Я стал участником программы "Молодой семье доступное жилье" в декабре 2005 года. Взял в кредит первоначальный взнос на покупку квартиры. В сентябре 2006 года моя жена забеременела, но в администрации города мне сказали, что документы на получение субсидии за рождение ребенка (предусмотренной подпрограммой) не принимают. Оказалось, что я и еще около 100 000 таких же семей попали в переходный период. Будет ли Правительство выполнять свои обязательства, взятые до изменения подпрограммы?"

С.КРУГЛИК: Правительство на себя обязательств никаких не брало, это были все региональные программы. Причем это были программы, связанные с предоставлением ипотечных кредитов плюс выплаты стоимости 18 квадратных метров при рождении ребенка, вот эти деньги шли из Федерации как софинансирование.

С позапрошлого года эти условия изменены во всех почти субъектах РФ, и сегодня это не доплата при рождении ребенка, а только лишь погашение по тем формам, про которые я уже говорил, первоначального взноса.

Поэтому рождается ребенок, не рождается, первоначальный взнос погашен - все, привет. То есть это правила программы. И я думаю, что все участники программы были с ними ознакомлены.

Для того чтобы исполнить, как сказал заявитель, свои обязательства, мы сделали переходный период в прошлом году - на 252 млн рублей выполняли старые обязательства, то есть которые возникали по старым программам, когда мы программы из Рособразования переводили на Росстрой. Поэтому все списки, которые были сформулированы субъектами РФ, все были погашены. По старым обязательствам.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо, Сергей Иванович, но все-таки очень много вопросов по ТСЖ. Придется вернуться немножко к этой теме. "Почему бы в том же Жилищном кодексе не прописать норму, согласно которой многоквартирные дома в управление ТСЖ должны передаваться по акту технического состояния. Мы создали ТСЖ в 40-квартирном доме 1958 года постройки. Областной суд Волгоградской области, - а пишет нам Вихорев Игорь Юрьевич из Волгограда, - отказал нам в передаче дома по акту технического состояния, так как нигде в законе это не прописано. Зарегистрировали нежилые помещения в общедолевую собственность. Хотели поднять дом за счет аренды. Департамент муниципального имущества Волгограда подал на нас в суд".

С.КРУГЛИК: Вопрос и простой, и сложный. На самом деле мы ведем этот разговор лет 15. Мы вначале все приватизировали, и он уже давно не муниципальный, этот дом, то есть несчастный муниципалитет в этом доме в лучшем случае имеет 10-15%. А потом мы к этому муниципалитету, к некоему аморфному муниципалитету предъявляем аморфные - не в плане, что он не существует, а что он не несет ответственности по обязательствам 58-го года - предъявляем претензии. Так можно предъявлять претензии по всей стране.

Для того чтобы снять эту тему, Президент в своем Послании сказал, что необходимо выделить 250 млрд, чтобы столкнуть эту проблему с мертвой точки. Но для этого должны напрячься муниципальные образования, субъекты и, безусловно, сами жильцы. Не считать, кто кому должен, а использовать эту материальную помощь для того, чтобы закончить эту давнюю-давнюю историю, которой уже 15 лет. Поэтому я предлагаю уже не искать виноватых, кто кому должен и по какому акту передавать.

Поскольку дом уже давно не муниципальный, а муниципалитет является таким же, скажем, сособственником в этом доме, как и все участники этого процесса, у каждого своя долевая собственность. И ведь никто из нас не платил никогда за капитальный ремонт - никогда, - а мы платили всего лишь 2% от стоимости всех услуг, которые предоставлялись этому дому. Все здесь сидящие.

И вот к этой теме возвращаться, я думаю, не стоит, а нужно посмотреть немножко в будущее и, сложив все усилия, заняться исправлением ситуации.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо. Вы уже ответили про хорошие компании, в которые можно и нужно обращаться. А теперь еще один конкретный вопрос. "Каков механизм получения средств напрямую ТСЖ для частичного финансирования капитального ремонта из федерального фонда содействия?" Медникова Ирина Викторова, работник бюджетной сферы, Ленинградская область.

С.КРУГЛИК: Хороший вопрос. На самом деле, этот закон - "О фонде содействия реформам ЖКХ" - будет только вот через неделю принят, он уже прошел в первом чтении.

Все средства будут перечислены фонду. Фонд после этого, если вы посмотрите 13-й раздел, там идет требование к субъекту Российской Федерации, к муниципалитетам, то есть речь идет о наличии программы реформирования и модернизации ЖКХ, которую мы все проверяли еще в 1998 году, но я думаю, что субъекты к этим программам перестали уже возвращаться - как всегда, у нас кампанейщина прошла, а в системную работу так и не перешло. И сегодня одна из задач не просто истратить эти деньги, а построить систему, которая бы привела к тому, чтобы все-таки в этом, так скажем, атавизме в рамках рыночной экономики возобновились рыночные взаимоотношения.

Во-вторых, это должны быть программы по капитальному ремонту жилого фонда. Во многих, в подавляющем количестве регионов такого рода программы есть. Вот здесь было много вопросов из Ростовской области. Каждый год люди отслеживают, в каком муниципалитете как происходит капитальный ремонт и отдельных систем, и комплексный капитальный ремонт, и многие другие вещи. То есть это все уже отлажено. Когда средства получает субъект, по своей программе на конкретный дом передает средства муниципалитету, уже объединенные со своими средствами, муниципалитет добавляет свои средства и передает их товариществу собственников жилья, которое будет заключать контракт с теми, кто занимается капитальным ремонтом и так далее.

Либо второй вариант. Если будет управляющая компания, возможен вариант передачи этих средств ей, и уже под надзором муниципалитета они будут проводить все эти выборочные капитальные ремонты.

В этом году эти средства пошли по приложению к бюджету - 10 миллиардов распределены по определенной формуле между субъектами Российской Федерации. Как только будут приняты поправки к бюджету, буквально в считанные дни эти средства попадут в субъекты РФ, и по цепочке дойдут точно так же и до ТСЖ, и до управляющих компаний.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо, Сергей Иванович. Строитель из Кировской области интересуется: "Не считаете ли Вы возможным решение проблем ТСЖ путем выкупа имущества для последующей сдачи в наем и предоставления взамен возможности построить малоэтажный дом.

С.КРУГЛИК: Это сложная схема, я видел в 1990-х годах, как налоговая инспекция конфисковывала дома с народом. Можно и выкупом заняться вместе с людьми. Поэтому все формы арендного сектора прописаны у нас в Жилищном кодексе, прописаны на будущее, потому что только сейчас мы с вами обсуждали тему реформирования жилищного сектора - до тех пор, пока не будут услуги стоить столько, сколько они стоят, пока не будет разумной системы управления, которая позволила бы рачительно управлять этими средствами и самой недвижимостью, арендный сектор развиваться не будет.

Но как только мы это сделаем, он сам разберется, выкупать или строить. Обратите внимание, сегодня одними из серьезнейших инвесторов становятся сами крупные строительные компании. Я думаю, что им будет небезынтересно строить те дома, которые можно в перспективе сдавать жителям в аренду и получать те же самые вложения, но только уже не от сберегательной кассы, а от недвижимости.

ВЕДУЩИЙ: А вот вопрос про эти пресловутые счетчики воды, которые кто ставит, а кто не ставит, кто-то хочет, кто-то не хочет. Сергей Николаевич Васильев, врач, Москва. "Собственники сами должны устанавливать счетчики тепла и воды. А как быть с муниципальными квартирами?"

С.КРУГЛИК: Ну мы же договорились с собственниками. А в муниципальной квартире кто собственник? Муниципалитет. Вот и все. Если мы говорим: капитальный ремонт должен осуществляться за счет собственников. А как он будет разбираться со своими жильцами - это его уже внутреннее дело.

Что касается самих счетчиков, несколько лет назад мы считали, сколько это стоило: по стране порядка 40 с лишним миллиардов. На самом деле я убежден абсолютно: если счетчик и услуга по его эксплуатации стоит дороже, чем вода, никто их ставить не будет. Вот до тех пор, пока ценовая политика не выровняется и не станет действительно рыночной, когда не подсчет услуги, а сама услуга будет дороже, тогда есть что считать. Пока этого нет, о счетчиках говорить не стоит.

ВЕДУЩИЙ: А вот здесь есть претензии к самому сокращению ЖКХ, которое входит в название вашей организации: "Почему вообще делят ЖКХ отдельно на жилищные и отдельно на коммунальные услуги?" Самара, Александр Павлович, инженер.

С.КРУГЛИК: Инженер, значит, не из этого сектора, потому что жилищная услуга отличается от коммунальной. Вот если брать жилищные услуги, в состав которых входит управление жильем, эксплуатация, сектор других услуг, это все рыночные услуги. Их можно выставлять на конкурс и так далее.

Что касается коммунальных услуг. Это, как правило, - возьмите тепло, воду - монопольные услуги, которые требуют совершенно другой ценовой политики, политики властей в отношении этого сектора в форме регулирования, долгосрочного регулирования. Причем в разных странах это происходит по-разному абсолютно.

И вот эти два бизнеса, там можно сравнивать воду и тепло, которые тоже между собой разделяются, и у них совершенно разная сущность и по капитальным затратам, и по возврату. Если вы заключите концессионный договор, допустим, на тепловую систему и на водопроводно-канализационную, то в воде вы будете возвращать свои инвестиции лет 15-20, а в тепле это можно вернуть за 3-4 года. То есть это разные бизнесы, у каждого из которых свои правила поведения на этом рынке.

ВЕДУЩИЙ: А вот теперь еще один вопрос, который интересует многих, и теперь непосредственно руководитель Росстроя внесет ясность. "Какие нормы площади существуют для постановки на учет для получения квартиры?" Григорий Иванович Лукин, госслужащий, Тамбовская область.

С.КРУГЛИК: Сегодня это нормирование отдано на уровень субъекта Российской Федерации, поскольку это обязательство по разделению полномочий местного самоуправления. И поэтому субъект Российской Федерации в своем разделе жилищного законодательства должен определить норму, исходя из той потребности, которая существует в данном регионе. Сегодня обеспеченность разнится где-то от 18 метров в одном субъекте до, допустим, 23,4 метра в другом субъекте.

ВЕДУЩИЙ: Лидия Ивановна Пономарева, пенсионер, Республика Саха (Якутия). "Живем в коммунальной квартире, может ли мой сосед сдавать комнату?"

С.КРУГЛИК: Может.

ВЕДУЩИЙ: Но, видимо, с ее согласия.

С.КРУГЛИК: Да.

ВЕДУЩИЙ: Такой вопрос от Александры Ивановны Захаровой, учительницы из Курганской области. "Долгое время не живу в квартире, где прописана. За какие коммунальные услуги делается перерасчет? Какие документы могут потребовать для перерасчета за период временного отсутствия в квартире?"

С.КРУГЛИК: Если отсутствие не менее месяца, то, во-первых, необходим документ, подтверждающий ваше отсутствие, - либо билет, либо командировочное удостоверение, причем не делается перерасчет по отоплению, делается по горячей воде и по холодной, если у вас нет счетчика, за лифт высчитывают, а вот отопление железно остается.

ВЕДУЩИЙ: "А если инвалид проживает совместно с родственниками, то в этом случае как рассчитываются коммунальные услуги?" Вопрос Татьяны Викторовны, госслужащей из Тульской области.

С.КРУГЛИК: Нужно открыть тот закон, который гласит: если это инвалид войны, там одни правила начисления, просто инвалид труда - там другие. В одном случае они распространяются на всех членов семьи, в другом - только на одного инвалида, в зависимости от того, какой инвалид. Так же как в очереди: стоит 6-7 очередей и еще плюс рядом 6-7 первоочередников. Это сохранилось от старой системы, там намешано будь здоров.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо, Сергей Иванович. Такой еще вопрос: "В 2005 году мы приобрели квартиру в кредит по программе "Сбербанка" "Молодая семья" (это не ипотека). Мне 30 лет, жене 27, нашему ребенку 3 года. Общая площадь квартиры 47 кв. м. Можем ли мы рассчитывать на получение субсидии на погашение кредита?" Иван Олегович, москвич, работник торговли.

С.КРУГЛИК: Такая поправка к программе сейчас рассматривается. Это будет в компетенции субъекта, но мы рассчитываем, что субсидия будет расходоваться не только на первоначальный взнос, но и на погашение процентной ставки при кредитовании. Если пройдут эти поправки по программе "Молодая семья" к сентябрю, они будут опубликованы в "Российской газете", и тогда уже можно будет говорить о том, что будет распространяться и на эту семью.

ВЕДУЩИЙ: Просят внести ясность в такой вопрос: "Что значит "возраст супругов не превышает 30 лет"? Могут ли участвовать молодые семьи, возраст супругов в которых не достиг 31 года?" Инна Кравченко, менеджер, Московская область.

С.КРУГЛИК: 30 включительно. А вот если перешагнуть - уже все.

ВЕДУЩИЙ: То есть в день, когда исполняется 31, уже нельзя, а накануне дня рождения можно?

С.КРУГЛИК: Можно. То есть рубеж какой-то должен быть. Мы так доходили до 45 лет, все равно все попадают.

ВЕДУЩИЙ: "Имеют ли право на получение государственного жилищного сертификата граждане, уволенные с военной службы, поставленные органами местного самоуправления субъекта Российской Федерации на жилищный учет после 1 января 2005 года?" Оренбург, Валерий.

С.КРУГЛИК: Все, кто поставлен до 1 января, имеют, а после - нет.

ВЕДУЩИЙ: Ну что же, наш регламент больше не позволяет нам задавать вопросы из Интернета, хотя их накопилось, конечно, очень много. Теперь я хочу предоставить слово присутствующим здесь в зале журналистам.

С.КРУГЛИК: А они неужели могут что-то придумать еще?

ГАЗЕТА "КВАРТИРНЫЙ РЯД": У меня вопрос такой. Авторы и исполнители национального проекта оптимистично отзываются о его развитии. Тут и 16% прибавки жилья за прошлый год, и рост ипотеки, и многое другое. Однако, по Вашему же признанию, Сергей Иванович, доступность жилья по результатам прошлого года резко...

С.КРУГЛИК: Это расчеты, это не признание.

ГАЗЕТА "КВАРТИРНЫЙ РЯД": Расчеты, да. Резко упала. Как говорил известный киногерой, "это только одна улика, но она перевесит тысячу других". Это дает основание Вашим оппонентам, в частности Борису Немцову, говорить не просто о неудаче, а даже о провале проекта. То есть на одном полюсе...

С.КРУГЛИК: А он говорит так?

ГАЗЕТА "КВАРТИРНЫЙ РЯД": Говорит. Под диктофон. Как быть с такой полярной разницей в оценках? Где истина?

С.КРУГЛИК: Она, как всегда, посередине. На самом деле парадоксальная ситуация. Казалось бы, доступность падает. То ли в расчетах по доступности что-то не то... Количество желающих не уменьшается. Вы представляете, ввод какой? Единственным, что подтверждает, это, может быть, не такой рост цен, как есть. Он, скорее всего, связан не с тем, что желающих нет или доходы невысокие, а с тем, что люди стали осторожнее. Все то, что мы обсуждали по долевому участию в прошлом, позапрошлом году, сказалось на первичном рынке - люди очень осторожно стали относиться к первичному рынку, чтобы отложить как можно дальше риски. Это повлекло за собой рост цен на вторичном жилье. Потому что просто в прошлом году колоссальный произошел рост.

Поэтому здесь противоречий как таковых нет. Нужно просто больше строить, понимаете? Тогда все обустроится. Но темпы роста... Я не могу сказать, что бы кто-то сегодня такие данные привел, что здесь провал. Кто ездит по регионам, тот достаточно хорошо видит, что идет разговор не только о Москве и Московской области, но практически в каждом субъекте Российской Федерации, где хоть чуть-чуть сформирован рынок, правила землепользования, идет бум настоящий.

Вы просто представьте себе - при росте экономики, допустим, 6-7% один сектор вырывается на 16.

Если вы возьмете, допустим, строительные материалы, рост за пять месяцев стекла окон - 90%. Хоть один назовите сектор, где было бы двукратное увеличение объема? Мы говорим, что не хватает цемента - у нас за 5 месяцев объем вырос на 29%, то есть все где-то на уровне 30%, это разве провал?

У меня такое ощущение, что если бы мы с вами ничего не делали, может быть, процентов на 5 было бы ниже, но это бы все равно произошло, просто рынок бы не развивался. Мы на чем сейчас сфокусировались? На градостроительных решениях и на земле. Как только мы начинаем раскупоривать землю, сразу начинается стройка.

Вчера мы рассматривали на президиуме, я докладывал, те проблемы, которые сохранились в градостроительстве, поскольку системы градорегулирования в России сегодня нет, она не создана, а есть только первые попытки на уровне законодательства, на уровне нормативной базы, но это еще не приземление в законах субъектов, в нормативных актах муниципальных образований.

Когда это произойдет, тогда это будут уже необратимые процессы. Почему? Потому что сегодня начинает выстреливать этот рынок. Если я вам привожу пример, что за полугодие мы прогнозируем где-то 30-40-процентный рост, это что, профанация или провал? Вот я без всяких оппонентов скажу, что 40-процентный рост, он сам по себе не бывает.

Давайте подискутируем. И вот эти рожденные 22 проекта, которые мы сейчас отобрали, с общим объемом 70,6 млн квадратных метров - это бизнес пришел. Мы не занимались тем, что должна сделать власть, мы занимались только бизнес-проектами. Это крупный бизнес пришел в формирование новых городов.

Сейчас страшно то, что нет системы градорегулирования, выстреливают целые микрорайоны. Строят, допустим, в Южно-Сахалинске. Какая у нас красивая природа! И тут же лепят 16-этажный дом, который загораживает всю эту природу. Мы делаем джунгли, причем в 10-балльной зоне сейсмичности.

Я вчера на Совете говорил, что мы должны быстро на уровне субъектов сделать такие ограничения, которые есть во всех странах, допустим - не выше здания Капитолия, планирование Вашингтона вертикальное - не выше какой-то нормы. Почему у нас в Питере не принять, допустим, не выше Петропавловской крепости? Или, допустим, кому в голову взбредет в Гайд-парке или в парке на Манхэттене построить ресторан или что-то еще? Никому же в жизни, потому что это законом 200 лет назад все запрещено, и поэтому там это все сохраняется, и эти вещи можно сделать быстрее.

"ВЕСТИ-24", программа "Национальные проекты": Вопрос по поводу как раз заседания. Вчера Дмитрий Медведев заявил, что нам нужно более дешевое малоэтажное строительство. Скажите, пожалуйста, какое решение данной проблемы может быть?

С.КРУГЛИК: Их тысячи вариантов. Но если в двух километрах от Москвы канадский дом - каркас обыкновенный с утеплителем и с отделкой - стоит от 1 до 3 миллионов долларов (допустим, я беру 260 квадратных метров и 520 - 1 миллион, 3 миллиона). А отъезжайте в Анадырь, приблизительно такой же дом - 150 тысяч. Поэтому какой дом нам нужен?

Я вам просто привел пример. На самом деле что такое малоэтажная застройка? Это снятие всех проблем. Вот то, что мы тут обсуждали про ЖКХ, про управление - все снимается. Оплата жилья и коммунальных услуг - все снимается. Потому что там все сделано экономично, разумно, все сделано для человека.

Безусловно, тот менталитет, который сложился за 70 с лишним лет, не даст уйти сейчас сразу в частный дом. Эти эксперименты мы делали в 1996 году, когда строили в городах, начинали застройку, допустим, такого микрорайона с индивидуальных домов, он ни один не продавался. Но стоило построить рядом пятиэтажный дом - и он был раскуплен весь. Потому что это еще играет роль менталитет.

Поэтому, безусловно, сегодня такая стройка идет за городом. А завтра она придет в город, и уже во многих городах мы это видели. Вот я в Омске сейчас был, прямо в городе строят для молодежи 50-метровый индивидуальный дом - экономичный, нормальный. То есть это для первоначального старта, для молодой семьи из трех человек.

Сейчас идет отработка всех этих механизмов. И то, что мы используем 1,8% своей территории, это, конечно же, неправильно. Когда мы летим часами над пустыми территориями и говорим, что у нас не хватает земли, это полнейший абсурд. А удобнее, конечно же, жить в малоэтажном доме. Но вот сразу застроить все малоэтажной застройкой, нужно понимать, это тоже невозможно.

ВОПРОС: Спасибо большое. И еще вопрос по поводу строительства новых городов-миллионников. Как я понимаю, уже отобраны эти города?

С.КРУГЛИК: Проекты.

ВОПРОС: Да, эти проекты. Хотелось бы теперь уточнить, какое количество проектов?

С.КРУГЛИК: Двадцать два.

ВОПРОС: Кто их будет финансировать? И когда окончание строительства всех этих проектов? И какова поддержка государства?

С.КРУГЛИК: Во-первых, вот вы понимаете, чем они хороши? Спрашиваешь, какова поддержка государства? Никакой. Флаг нужен. Я же сказал, что это бизнес. На самом деле из 22 проектов пять проектов принимают участие в подпрограммах субсидирования процентной ставки по кредитам на обеспечение инженерной инфраструктуры. И - дороги. Самое интересное для них - это подъездные дороги.

Все, что в площадке, это сделают. А вот подъездные дороги, допустим, и микрорайон Академический, и Большое Домодедово, и впереди у нас будет масштаб, это Калужское шоссе, где, наверное, будет самый большой проект как раз чисто малоэтажного домостроения, максимум два этажа. Он простирается где-то от второго километра Калужского шоссе до 23-го, это бывшие сельхозугодья, сейчас там делают достаточно интересные проектные решения, разбить на несколько очередей, сроки. 70 миллионов - это всего квадратных метров, до 2010 года будет введено еще 20 с лишним миллионов квадратных метров на этих 22 проектах.

В основном процентов 70-80 - это малоэтажные строения, причем построенные по самым различным технологиям. Стоимость - 1,8 трлн - разбивается примерно так: 67% - это инвестиции в строительство жилья, это как раз вклад бизнеса, включая проектные работы. Дальше делится в приблизительных пропорциях: 11 - соцсфера, 8 - дороги и так далее, социальная структура, транспортная. Вот здесь все разбивается.

Суть этих экспериментальных проектов - уйти от того, чтобы нагружали один квадратный метр жилья. Сегодня у нас как делается - отсутствие градостроительных решений, суррогатные решения, то есть инвестиционный контракт, в соответствии с которым делается план выбора земельного участка и туда всовывается все. И тогда мы с вами должны были становиться в общем-то хозяевами котельной в какой-то доле, дороги, детского сада, школы и так далее.

Наша задача - сказать, что эта эпоха переходного периода закончена, что сегодня бизнес делает на 68% из этого 1,8 трлн. Вот эту часть. Детские сады и школы - это задача муниципалитета и субъекта, в зависимости от того, каким образом распределены полномочия. Если стоит университет и пожарная станция - это задача федерального бюджета.

А помочь как? Пожалуйста, вот субсидирование процентной ставки. Люди берут, кому надо. Дороги - подъездные, не в самой площадке, а подъездные - пожалуйста. Я думаю, это повлечет за собой и другие затраты, которые, если брать Московскую область, у нас практически, кроме кольцевой, нет горизонтальных связей. А появление таких крупных микрорайонов, допустим, как Большое Домодедово - это 12 млн квадратных метров жилья, - им же нужен будет не один выход, и по горизонтали. И к той дороге скат, по которому будет формироваться и вся логистика, и будущие рабочие места, поэтому это не просто жилищный проект, это увязка всех систем, которые существуют с жильем и с работой.

ИТАР-ТАСС: Вы с 17 по 22 июня были в очень интересной поездке с Шуваловым, Орловой. Расскажите по Сахалину, по Хабаровскому краю и так далее.

С.КРУГЛИК: Орлова позднее присоединилась, мы начали в Анадыре, я здесь уже упоминал вкратце. На самом деле очень интересный подход, но там просто была нормальная налогооблагаемая база.

Во-первых, этот поселок 11-тысячный, он сегодня похож на нормальный город с хорошими дорогами, с хорошими гостиницами, с хорошими магазинами. Но поражает другое. Та разруха, которая творилась на Севере, сегодня демонстрируется во многих поселках, где просто ее нету - стоят новые дома, по той же канадской технологии. Может быть, из-за слишком низких температур там не используется, а где-то используется пластик, сайдинг? А используются, допустим, металлические материалы. Почему? Потому что не выдерживает низких температур пластик. И вот совершенно идеалистическая картина, когда, допустим, старую угольную котельную уже меняют на газ, потому что нашли новое месторождение, пробурили скважину, все это приводит к экономии. Опять-таки увязка всех вопросов - и ЖКХ, и социальная сфера, и все на свете. Каждый делает свое, социальная сфера - свое. Те, для кого это делается, пасут оленей, ловят рыбу и так далее.

Идем дальше. Южно-Сахалинск. Четыре года назад, я еще раз говорю, там заваривали людей в кочегарках, и сегодня уже совершенно другая картина. То есть, может быть, хаотично, но строительство уже началось. Началось достаточно большими темпами. Причем строится не просто одно жилье - строится церковь, строятся спортивные центры и так далее.

Если перейти ближе к Хабаровску, это уже осознанная такая градостроительная политика, которая полностью меняет облик города, когда уже архитекторы смотрят, каким образом смотрится город с Амура, меняя облик парка, делая всевозможные лестницы, которые ведут там и к храму, и многие-многие другие вещи.

Если брать Кемеровскую область и Омскую, это участники наших проектов Лесная Поляна и Новочукреевка в Омске. И Кемерово, и Новокузнецк, и многие другие города Кемеровской области уже осознанно, имея генеральные планы, правила землепользования и застройки, передают в управление, практически в частные руки, весь коммунальный сектор, который начинает развиваться на перспективу. В частности, вот мы смотрели водоканал, который три года назад был признан банкротом, они не знали, что с ним делать, сегодня это уже преуспевающее предприятие, которое занимается модернизацией всей системы и ее развитием на достаточно длительную перспективу. Идет нормальное развитие.

Омск - это вообще большая строительная площадка. Начиная от того, что австрийцы строят там в центре спортивный центр, строится куча микрорайонов, дома, вот я вам приводил пример, 50 квадратных метров в одном, они как бы определили для себя: это социальное, для бюджетников.

Вот здесь задают вопрос про бюджетников. У каждого региона своя политика. В Чите одна, здесь другая. Почему я так вот говорю, быстро? Потому что, действительно, это очень захватывающе, когда смотришь, потом, с интервалом в 3-4 года, ситуация просто в корне меняется. Когда весь город стоит в кранах. Я вот спрашиваю Полежаева: "Вы хоть раз краны посчитали, сколько в городе стоит?" Он говорит: "Нет". Я говорю: "Посчитайте ради интереса".

Потому что сегодня одна из проблем в регионах - не хватает башенных кранов. Мы с такими проблемами сталкиваемся - не хватает инертных материалов. В Калининграде не хватает рабочих рук, мы договариваемся, чтобы миграционная служба открыла ворота - ну людей нет, строителей нет.

"ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА": У меня будет вопрос по капитальному ремонту, по ликвидации ветхого фонда: как будет действовать механизм государственной поддержки в этой сфере, то есть субъекты РФ на что могут рассчитывать? И в связи с этим - там предусматривается схема софинансирования, не окажется ли так, что самые бедные и нищие субъекты, у которых как раз таки и высока доля ветхого фонда, потому что не было денег на ремонт, - так они выпадут из этой программы? Как справедливо поделить?

С.КРУГЛИК: Я уже говорил, будет общее правило - с учетом бюджетной обеспеченности. Поэтому те, у кого бюджетная обеспеченность ниже, у тех софинансирование будет меньше, у кого будет выше, у того доля софинансирования в общей доле будет выше с их стороны, нежели с федеральной. Поэтому справедливость будет соблюдена.

А на самом деле будет пропорция между количеством людей, проживающих в аварийном жилье, количеством этого ветхого жилья, подтвержденного актами до 1 января 2007, чтобы не было шельмования, и несколько других вопросов наряду с тем, что я говорил, - программа и так далее. И из фонда будут уже через субъекты РФ до последнего потребителя проходить эти деньги с соответствующей системой контроля. Фонд так и будет называться - "Фонд содействия реформированию ЖКХ" - государственная корпорация. Он будет заниматься этим вопросом четыре года, до 1 января 2012 года, после чего должен быть ликвидирован, и в законе будет так и написано. Так что, я думаю, все будет справедливо.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо, и последний вопрос.

"РОССИЙСКАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ": Вчера мы узнали, что федеральные органы власти собираются поддерживать крупные предприятия в их начинаниях по строительству новых городов, по обеспечению жильем, в том числе нуждающихся граждан, и узнали, что федеральные органы власти будут принимать участие в переговорах с "Газпромом" и РАО ЕЭС. Это очень важно, на самом деле за это огромное спасибо от моих партнеров и участников рынка. Суть вопроса вот в чем: со своей стороны участники рынка, в том числе те, кто занимается медиасредствами, организовывают коммуникации, могут в чем-то проявить инициативу и помочь развитию проектов Ваших, в том числе и в регионах, где особенно остро нужна поддержка.

C.КРУГЛИК: Вопрос хороший, и Вам спасибо за оценку. Вы вчера услышали, мы занимаемся этим уже полтора года, и первые пять проектов... Вообще, отчего они родились? Оттого, что бизнес вообще не понимал, как вести это хозяйство. Особенно, когда они приходят во власть, а им говорят: "Ты возьми себе в нагрузку школу" и так далее. А они приходят: "Надо Бюджетный кодекс менять, надо Налоговый кодекс, потому что мне некуда девать эти объекты". Они даже не говорят, что "это не мои обязательства". Они уже со всем согласны, просто закон не позволяет. Из-за этого мы взялись за эти проекты, чтобы разобрать эту ситуацию.

Безусловно, нужно отслеживать эти проекты, и средства массовой информации просто необходимы. В каком плане? Где хорошо - там нужно говорить "хорошо". Чтобы это было рекламой для населения. Где плохо - там нужно говорить "плохо". Чтобы люди понимали, каковы последствия.

У нас ведь сегодня очень много аспектов, связанных с жильем, которые не понимает население, покупая, допустим, супердорогую квартиру - вытянувшись из последнего, он покупает. Но он не понимает, что за этой супердорогой ценой стоит супердорогая эксплуатация. Надо говорить об этом. Что он через год-два будет думать, а куда ему переезжать. Потому что, допустим, 50 долларов за квадратный метр он не сможет платить - с охранами, с телевидением и так далее. Вот об этих вещах надо говорить.

Мы говорим с точки зрения индивидуального жилья. Что это такое? Какой его социальный статус? Людей ведь нужно приучать к этому. Вы сейчас возьмите половину своих жен или мужей, или сами - на даче одних не оставишь. Нужно, чтобы кто-то стучал за стеной, кто-то над тобой ходил - тогда мы живем спокойно. Если никого нет - тишина уже пугает. Понимаете? Мы все советские, поэтому надо включаться и над каждым проектом надо работать.

Второе. Действительно, над всеми проектами работали - над самыми крупными - американские архитекторы, французские. И сегодня у нас создали первое совместное предприятие между двумя архитектурными бюро - Франции и Екатеринбурга. Это уникальное достижение, поскольку, если мы вернемся к проектированию таких городов, как Санкт-Петербург, и так далее, везде всегда принимали участие люди с лучшим мировым опытом градостроительства. И мы вчера обсуждали введение новой специальности - градостроительство. Здесь тоже нужна медиасистема, которая бы до молодежи это доводила. Мы даже договариваемся до того, чтобы собрать, может быть, по 2-3 архитектора из субъектов и свозить их по оси Рим - Берлин. Только не Токио, а, допустим, Франция, Париж.

Чтобы люди смотрели все новаторства в планировании городов, вкладывали затем в Россию. Потому что мы вступаем в некую новую эру, где нужно формировать новую среду обитания. По правильному. Потому что именно по архитектуре потом судят о том, что мы с вами после себя оставим. И по градостроительству. Все.

ВЕДУЩИЙ: На этом действительно все. Давайте поблагодарим Сергея Ивановича за динамичные и очень обстоятельные ответы. Спасибо Вам большое.

КРУГЛИК: Спасибо.

http://www.rost.ru

27 июня 2007 года

Док. 327923
Опублик.: 28.06.07
Число обращений: 825

  • Круглик Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``