В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Есть некоторые признаки того, что не так все благополучно в экономике Назад
Александр Шохин: Есть некоторые признаки того, что не так все благополучно в экономике
Александр Николаевич, как Вы оцениваете уходящий год? Что нас ждет в наступающем году?

2001 год был в целом благоприятным, благодаря удачной внешнеэкономической конъюнктуре. Хотя статистика фиксирует и резкое повышение факторов внутреннего спроса, его вклада в экономический рост. В частности, это выражается в более высокой динамике роста отраслей, не связанных с экспортом. Что позволяет в принципе сделать вывод о том, что в 2001 году если и не окончательно разорвана зависимость роста российской экономики от внешнеэкономических факторов, то ослаблена, это точно.
Но, так уж получилось, что одновременно со снижением цен на нефть замедлились и темпы экономического роста. В октябре-ноябре мы наблюдали резко затухающую динамику, что дало основание экспертам Минэкономразвития сделать более пессимистические прогнозы на следующий год. Вместо 4% где-то максимум 2%, МВФ даже оказался более оптимистичным, и дает прогноз 3,6% вместо 4%, хотя надо сказать, что все прогнозы на 2001 год оказались не точными. То есть наш прогноз был 4%, МВФ-ский даже чуть ниже, а оказалось более 5,5% ВВП. Стоит особо отметить хорошие показатели по сельскому хозяйству, самые высокие за российскую историю, что свидетельствует, безусловно, о повышении глубинных факторов экономического роста.
Насколько это можно связать с налоговой реформой, с другими структурными институциональными реформами, сказать еще нельзя.
По некоторым оценкам легализация экономики, выход ее из тени, включая зарплаты, еще в полной мере не произошла, и тот рост собираемости, который мы имеем, во многом связан с общим экономическим ростом, хотя параметры собираемости налогов выросли до небывалого уровня за последние два года.
Так что в целом можно оценивать 2001 год как весьма благоприятный и в некотором смысле даже поворотный к устойчивому экономическому росту, целиком не связанному с девальвацией, как это было в 99-2000 году, либо с благоприятной сырьевой конъюнктурой. Но окончательный ответ на этот вопрос будет дан лишь в следующем году, в первой половине следующего года.
Есть, конечно, и тревожные симптомы. В этом году это полуторакратное превышение запланированных показателей инфляции, тревожные симптомы связаны, как я уже говорил, со снижением помесячных показателей экономического роста.
Тревожные симптомы связаны и с тем, что правительство фактически впервые, спустя много лет прибегает к прямым кредитам Центрального Банка, я имею в виду 700 млрд. депозит ЦБ в ВТБ, который был использован для кредитования Газпрома, который немедля погасил свои долги перед бюджетом. Фактически через двух посредников это прямое кредитование бюджета Центральным Банком.
Есть, конечно, некоторые признаки того, что не все так благополучно в экономике, проблемы, безусловно, есть, требующие немедленного решения.
Я бы еще заметил, что в следующем году мы столкнемся с ростом тарифов на услуги естественных монополий, это коснется и жилищно-коммунального хозяйства, и газовой отрасли, и перевозок, и электроэнергии. Хотя правительство ограничило 35%-ным потолком рост тарифов, но если проанализировать запрошенные позиции естественных монополий, РАО ЕЭС, например, то они запрашивали двукратный рост в течение трех лет. Но никаких ограничений роста тарифов на годы, следующие за 2002, нет.
Я вот вспомнил свой вопрос представителям МЭРТ и Минфина на заседании правительства, где обсуждался бюджет: в какой мере динамика тарифов является базовым показателем для расчета параметров бюджета? На это вопрос ответов не было, и даже более того, было дадено понять, включая премьера, что такого рода логика не использовалась при расчетах бюджета. А сейчас мы понимаем, и Государственная Дума попыталась эту мысль затвердить в законе о бюджете, оговорив, что любое повышение тарифов, сверх заложенного в бюджет, требует пропорционального пересмотра бюджета. Потому что тарифы являются ключевым параметром бюджетного процесса и экономического роста в целом.
Кроме того, в следующем году предстоит завершать законодательное оформление многих реформ, включая пенсионную, земельную реформу и так далее, и хотелось бы, чтобы этот цикл завершающихся реформ, их оформление через законодательство уже начинало давать свои плоды.
Наверное, придется в следующем году все-таки использовать и механизмы, связанные с выплатой внешнего долга, в этой связи наиболее привлекательной и реализуемой кажется схема конверсии российских долгов в обязательства российского бюджета. Это может позволить профинансировать те расходы, которые в ближайшее время оказываются под большим вопросом. В частности, реализация программы ликвидации химического оружия, может быть, реабилитация территорий, пострадавших от различного рода экологических катастроф, может быть, и социальные проекты, типа информатизации общества, образовательной реформы и так далее. Вполне возможно договориться с кредиторами не о списании долга, а о конверсии соответствующих обязательств российского бюджета, внешних обязательств во внутренние, превышающие возможности бюджета при условии выплат внешнего долга в объемах, скажем, от 14 до 19 млрд. руб. Даже если часть этих расходов по внешнему долгу будет конвертирована в социально значимые и политически для кредиторов чувствительные проекты, это, безусловно, могло быть большим подспорьем для России, во-первых. Во-вторых, жестом доброй воли со стороны кредиторов.
Причем эти проекты, на которые могли бы конвертироваться внешние долговые обязательства, могли бы ориентироваться на сотрудничество со странами-кредиторами на поставку соответствующего оборудования, материалов из этих стран, что могло выглядеть, не как конверсия с частичным списанием, а взаимовыгодный механизм. Вот такого рода схемы придется, наверное, использовать в течение 2002 года, особенно, если действительно внешнеэкономическая конъюнктура неблагоприятно скажется на торговом и платежном балансе. Я говорю об угрозе формирования некоей "дыры", финансового разрыва в бюджете и платежном балансе. Даже если она не появится физически, то такого рода схемы могут создать подушку безопасности.


25.12.2001
http://www.shohin.ru/index.htm







Док. 327673
Перв. публик.: 25.12.01
Последн. ред.: 27.06.07
Число обращений: 369

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``