В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Дискуссия по налоговой реформе не закончена Назад
Александр Шохин: Дискуссия по налоговой реформе не закончена
Александр Николаевич, вчера на заседании правительства обсуждались планы налоговой реформы. Каковы итоги заседания?

6 февраля было давно анонсировано правительством как дата утверждения трехлетней программы налогового реформирования. Предыдущее заседание на эту тему состоялось в начале декабря. Вчерашнее заседание должно было зафиксировать, в том числе, согласованную позицию двух главных министерств по разработке налоговой реформы: Минфина и Минэкономразвития. Хотя накануне заседания казалось, что точка зрения согласована, и Минэкономразвития отказалось от радикальных предложений по налоговым преобразованиям, тем не менее, в основном докладе первого замминистра финансов Сергея Шаталова и содокладе Аркадия Дворковича, заместителя министра экономического развития и торговли, наметилось определенное расхождение. В частности, содоклад был более реформаторским с точки зрения конкретного перечня мероприятий, сроков и масштабов налоговой реформы.
При обсуждении основное направление состояло в том (это первая тема), насколько обоснована нынешняя позиция правительства, в соответствии с которой сначала нужно снижать госрасходы, а затем налоги. Понятно, что Минфин подходит к вопросу осторожно и взвешенно, с точки зрения бюджета эта позиция вполне разумна, но в то же время высказывались при обсуждении и сомнения. В частности, в том, что сейчас снижение налоговых ставок не повлечет увеличения налоговой базы, как это было ранее, например, с налогами физических лиц. Напомню, что тогда снижение ставки до 13% привело к очень существенному расширению налоговой базы, собираемость этого налога возросла в разы. Понятно, что правительство в некотором смысле отталкивается от итогов прошедшего года, в том числе, связанного с уменьшением поступлений по налогу на прибыль после снижения ставки. Но здесь есть контраргумент, в соответствии с которым эффективная ставка налога на прибыль увеличилась, поскольку все инвестирующие компании, платившие 17,5% стали платить 24%, и это реальное увеличение налогового бремени привело к сокрытию части прибыли и к уменьшению поступлений соответствующего налога. То есть, этот вопрос повис. Если резервов увеличения налоговой базы как следствия снижения ставок не осталось, нужно действительно сначала сокращать расходы, а затем снижать налоги. Я думаю, что позиция Министерства финансов не на 100% убедила председателя правительства Касьянова.
Вторая тема касалась обсуждения конкретных налоговых новаций, в частности речь шла о том, можно ли снизить налоговые ставки по таким ключевым налогам как ЕСН и НДС. Правительство намечает эти фактические меры, но предполагает, что они будут реализованы за пределами трехлетнего периода, в лучшем случае, они будут приняты и законодательно оформлены в 2005 году, а сами новации будут реализованы в 2006 году. Были предложения начать это снижение ставок раньше, в том числе, начиная с 2004 года и по НДС, и по ЕСН. Правительство готово идти на некоторые компромиссы насколько я понимаю. В частности, Алексей Кудрин сообщил присутствующим о том, что на совещании, которое состоялось накануне заседания правительства, было принято решение учитывать расходы компании на добровольное медицинское и социальное страхование в рамках корпоративных программ и вычитать соответствующие расходы при расчете ЕСН. Для крупных компаний, осуществляющих крупные программы добровольного медицинского и социального страхования, в принципе, это может означать уменьшение ЕСН с 35,6% почти до 28%.
Второе направление по доработке налогов, о котором правительство готово думать - это доступ к прогрессивной шкале. В то же время Минфин активно против того, чтобы снижать ставку до 30 или менее процентов. А в Думе, например, настрой таков, что можно здесь рискнуть. В равной степени Дума настроена и на то, чтобы НДС снизить, имея в виду отмену всех льгот. Тут уместен пример Казахстана, когда снижение ставки до 16% привело к увеличению собираемости этих налогов. Проблема льготников, платящих 10%-ную ставку может быть тоже решена, но в частности, предлагалось исключить их из числа плательщиков НДС, тогда они входящий НДС относят как бы на затраты, либо, чтобы не относить на затраты, они как бы и на выходе должны пропускать через себя НДС, но это уже их свободный выбор.
Так или иначе, на заседании правительства оказалось, что основные вопросы, которые считались согласованными и урегулированными, оказались в центре внимания дискуссии. Программа по законодательной деятельности на 2003 год должна быть утверждена в конце месяца. 27 февраля правительство должно одобрить законопроекты, которые будут представлены в Думу с тем, чтобы уже в рамках весенней сессии по традиции до внесения бюджета уже была готова налоговая база следующего года. Но элементы борьбы тут безусловно будут, и Дума активно, я думаю, включится в работу, тем более, что это предвыборный год, и снижение налогов - это один из способов заручиться поддержкой регионов, бизнеса и т.д. Я думаю, что Дума будет активно работать в направлении снижения налогового бремени. Правительство и Минфин будут тоже не без популистского уклона аргументировать, что снижение налогов при угрозах, которые есть, в том числе, неопределенности на мировых рынках нефти из-за ситуации на Ближнем Востоке, может привести к тому, что снижение налогов без запасов прочности вынудит правительство снижать непроцентные расходы не только в относительном, но и в абсолютном размере. А это в предвыборный год чревато. Более того, недопустимо снижение размеров социальных выплат, поэтому правительство тоже будет предвыборную риторику использовать о недопустимости таких рисков.
Тем не менее, я думаю, программа реформирования будет, может, чуть более радикальной, чем было заложено Минфином. Ряд новаций может быть реализован.
Кстати, еще одно направление - нужна ли нам универсальная система, либо все-таки должны быть какие-то стимулирующие налоговые механизмы. Причем Минфин сам предложил 25%-ную налоговую премию для инвестиций через списание и ускоренную амортизацию. По сути дела это косвенное послабление для оборудования со сроком службы свыше 5 лет, но это и косвенное признание того, что отмена инвестиционной льготы во многом снизила инвестиционную активность. Тем самым правительство приоткрыло дверь в тему, связанную со специальными налоговыми режимами. В частности, в предложениях от Минфина ничего не было о свободных зонах. Минпромнауки, Минэкономразвития напомнили о том, что Минфин дал добро на обоснование "Закона о свободных экономических зонах". И эта дискуссия живо протекала, многие отраслевые министры предлагали специальные налоговые режимы для стимулирования тех или иных видов деятельности. Здесь правительству очень важно не допустить отраслевого подхода или подхода, связанного со стимулированием конкретных точек роста предприятий. Очень важно запустить механизм стимулирования инвестиций и новаций независимо от отраслей, конкретных предприятий и т.д.
Вчерашняя дискуссия была достаточно интересной. Не так часто на правительстве идет действительное обсуждение, часто вопросы подготовлены настолько, что дискуссии никакой нет и выступлений никаких нет. Но это тема, которая волнует всех: членов правительства, депутатов Думы и бизнес. Я думаю, что внесение правительством в конце месяца законопроектов не будет означать окончание дискуссии по глубине и скорости налоговых преобразований.




7 февраля 2003
http://www.shohin.ru/index.htm






Док. 327651
Перв. публик.: 07.02.03
Последн. ред.: 27.06.07
Число обращений: 349

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``