В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Инициативы ФКЦБ - это веяние времени Назад
Александр Шохин: Инициативы ФКЦБ - это веяние времени
Александр Николаевич, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг в конце марта внесет в правительство поправки в статью 185 Уголовного кодекса РФ, предусматривающие уголовную ответственность участников рынка ценных бумаг за нарушения, связанные с манипулированием ценами. Насколько такие поправки необходимы? Не будет ли негативных последствий от такого ужесточения?

Думаю, это веяние времени после корпоративных скандалов в США и принятия там очень жестких законов, где первые лица компаний должны клясться на Библии о том, что у них нет финансовых нарушений, и в случае нарушения клятвы идти в тюрьму. У нас требования, которые предлагает ввести ФКЦБ, помягче - уголовное наказание в виде лишения свободы до пяти лет за манипулирование информацией, за нецелевое использование брокерами денег клиентов, за предоставление недостоверной информации и так далее. Чем дальше развивается рынок, тем больше в него будут втягиваться не только корпоративные игроки, институциональные инвесторы, но простые граждане. В частности, в следующем году на фондовом рынке в больших объемах появятся пенсионные деньги. И жесткие методы защиты интересов инвесторов и акционеров являются необходимым условием развития фондового рынка, недопущения различного рода дефолтов и скандалов. Поэтому эти меры можно поддержать.
Но должна быть достаточно четко прописана процедура манипулирования ценами или использования недостоверной информации. Эти вещи довольно сложно однозначно идентифицировать. Поэтому здесь нужно большое внимание уделить процедурам установления этих фактов, чтобы не было злоупотреблений.

Еще одна инициатива ФКЦБ - в течение 2 недель она внесет в правительство законопроект, предусматривающий появление на фондовом рынке нового финансового инструмента - "коммерческих ценных бумаг". Что это за инструмент и зачем он нужен? Ведь на рынке есть облигации, векселя. Их недостаточно?

Речь идет о бумагах промежуточных между корпоративными облигациями и векселями. Все-таки вексельная программа не предполагает даже минимального раскрытия информации и соблюдения минимальных стандартов. Поэтому, условно говоря, векселя могут выпускать и эмитенты-банкроты, вводя в заблуждение рынок. Предлагается, что коммерческие бумаги займут нишу, близкую к корпоративным облигациям, но по несколько облегченной программе регистрации. В частности, речь идет о том, что они не должны подвергаться государственной регистрации. Учитывая, что поправками к закону о рынке ценных бумаг, одобренными в конце прошлого года, предусмотрены более жесткие требования к биржам и организаторам торговли, речь идет о передаче полномочий по регистрации этих бумаг биржам. Биржи будут сами устанавливать требования к этим бумагам, имея в виду, что регулятор, в свою очередь, установил достаточно жесткие требования к биржам. Это позволит, по сути дела, резко сократить традиционные вексельные программы, переведя часть оборота на коммерческие бумаги. Можно сказать, что через введение нового понятия повышается качество векселей. Если бы наше вексельное обращение не было засорено некачественными бумагами, можно было бы просто устанавливать новые требования к векселям, но, видимо, это достаточно утомительно.
Учитывая, что этот инструмент будет во многом похож на корпоративные облигации, можно и с другой стороны подойти. Это упрощение процедуры выпуска корпоративных облигаций для надежных эмитентов без государственной регистрации. Но сама идеология - упрощенная процедура регистрации при выполнении неких базовых условий. Например, если речь идет о допуске надежных заемщиков, которые по другим критериям надежность свою доказывают - не специально в рамках этих выпусков, а по более общим параметрам - если им не надо будет заниматься госрегистрацией, то они просто быстрее эти выпуски сделают. Учитывая, что до сих пор пошлина составляет 0,8% на выпуск, это довольно большие затраты по подготовке документов, плюс длительное время на регистрацию, и в итоге получается, что корпоративные выпуски достаточно обременительны.
Другое дело, чтобы эти коммерческие бумаги не заменили корпоративные облигации как таковые. Ведь у корпоративных облигаций тоже можно упростить процедуру выпуска сократить налог, госпошлину на регистрацию. Но ФКЦБ идет, видимо, другим путем. Путем введения промежуточного инструмента, который более надежнее, чем векселя, и в то же время выпускается по более упрощенной процедуре по сравнению с корпоративными облигациями.



26 февраля 2003
http://www.shohin.ru/index.htm






Док. 327499
Перв. публик.: 26.02.03
Последн. ред.: 27.06.07
Число обращений: 376

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``