В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Иванюк: Разутая и раздетая армия уже не армия. Поймут ли это в правительстве? Назад
Иван Иванюк: Разутая и раздетая армия уже не армия. Поймут ли это в правительстве?
Можно ли представить себе солдата, принимающего военную присягу без ремня, фуражки или, скажем, погон? Подобное в голове не укладывается, ведь в этом случае торжественная клятва может утратить не только свое высокое моральное значение, но и в какой-то степени юридическую силу.

Один лишь этот маленький пример показывает, какое влияние на боеготовность Вооруженных Сил может оказать такой, казалось бы, второстепенный фактор, как обеспечение военнослужащих вещевым имуществом. Впрочем, почему второстепенный? Раздетыми, в обмотках не то что вести боевые действия - выжить зимой люди не смогут. А зима, вот она, уже на пороге, и вопрос о том, как одеть, обуть личный состав, становится все более безотлагательным. И ситуация, к сожалению, такова, что приведенная "картинка с натуры" вполне может оказаться не плодом журналистской фантазии, а реальностью.

Для того чтобы понять, почему "вещевой" кризис в армии и на флоте разразился именно этой осенью, необходимо совершить небольшой исторический экскурс. Кое-кто склонен считать, что все началось с введения в Вооруженных Силах новой формы одежды. Но трудно отрицать, что проблема эта давно требовала решения, поскольку прежняя форма одежды перестала удовлетворять современным требованиям. Разработка новых образцов началась еще в 1989 году. Да и Вооруженные Силы Российской Федерации вправе иметь форму, отличную от одежды военнослужащих ближнего и дальнего зарубежья. Вместе с тем в сложных экономических условиях, переживаемых нашей страной, необходимо было искать новые способы вещевого обеспечения военнослужащих. Разработчики образцов новой формы одежды постарались выйти из положения за счет их удешевления, увеличения срока носки, унификации изделий, отказа от отдельных предметов. Новая военная форма одежды была утверждена Указом Президента РФ от 23 мая 1994 года No 1010, а Положение о вещевом обеспечении военнослужащих и нормах снабжения - постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года No 605.

Никто, конечно, не собирался уничтожать старые запасы обмундирования - "переодевание" армии и флота должно пройти планомерно. Первыми на новую форму одежды начали переходить Московский и Санкт-Петербургский гарнизоны. В связи с этим запасы старого вещевого имущества из центра были отправлены на Дальний Восток, в Сибирь, чтобы там их спокойно донашивали в ожидании нововведений. Кто мог думать, что через какое-то время придется уже за счет дальневосточников одевать в старую форму москвичей...

- На протяжении последних трех лет наблюдается тенденция к снижению поставок запланированного имущества для снабжения войск, - рассказывает начальник Центрального вещевого управления Министерства обороны РФ генерал-лейтенант Михаил Хренов. - Так, с 1993 по 1995 год Вооруженным Силам недопоставлено более 6,2 млн. комплектов летних и около 3 млн. зимних полевых костюмов, 400 тысяч солдатских пальто, 1,8 млн. полевых фуражек, свыше 800 тысяч шапок-ушанок, без малого 1,9 млн. пар хромовых ботинок и т.д. На протяжении последних лет практически не заготавливались армейские полушубки, без которых военнослужащим невозможно обойтись в районах Крайнего Севера. Морякам и десантникам мы вынуждены выдавать вместо тельняшек нательное белье, офицерскому составу -солдатскую обувь и шапки. Не обеспечены форменным обмундированием военнослужащие-женщины. Дошло до того, что мы пошли на крайние меры - стали изымать из НЗ значительное количество летнего, зимнего полевого обмундирования и другого имущества...

Таким образом, постепенно иссякали запасы форменной одежды старого образца, а новая форма поступала все в меньших и меньших количествах. Сейчас оба эти "минимума" совпали и привели к жесточайшему кризису.

1995 год, как известно, выдался необычайно трудным для Вооруженных Сила отношении их финансирования, Если говорить о заготовке вещевого имущества, то вместо необходимых на эти цели 3.100 млрд. рублей было выделено лишь 1.626 млрд., а фактически за 9 месяцев поступило лишь 642 млрд. рублей. Согласно Закону "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" Центральное вещевое управление должно обеспечить предварительную оплату предприятиям-поставщикам. Однако Министерство финансов РФ, выступающее гарантом по договорам Минобороны, лишает вещевиков такой возможности, не перечисляя деньги вовремя и в нужном объеме. Даже за готовые изделия Министерство обороны рассчитаться не в состоянии.

И сейчас уже мало утешает то, что после распада Советского Союза весь необходимый в настоящее время ассортимент вещевого имущества, составляющий сотни наименований, освоен предприятиями России. Ввиду неудовлетворительного финансирования госзаказа эти предприятия сейчас оказались на мели. Не имея оборотных средств, они не могут своевременно приобретать сырье, материалы и комплектующие изделия. Вынуждены останавливать производство, отправлять рабочих и служащих в неплановые отпуска. Некоторые из предприятий легкой промышленности вообще прекратили поставку Министерству обороны своих изделий. А в целом план 9 месяцев по наиболее важным из них (зимние и летние полевые костюмы, юфтевые солдатские ботинки, зимние полусапоги, офицерские кители, брюки, шапки-ушанки) выполнен менее чем на треть. Исключение составляют лишь зимние пальто - 43,8 %.

Уже сейчас ясно, что в финансово-экономическом плане нынешний год для вещевиков потерян. А что в перспективе? Как сообщил генерал-лейтенант Хренов, они заранее вынуждены отказаться от очень многого: сняты заказы на спецодежду, постельные npинадлежности, спортивное имущество. После того как перестали обеспечивать специальной и защитной одеждой рабочих и служащих вооруженных Сил, профсоюзные органы предъявляют Центральному вещевому управлению соответствующие иски. Военнослужащие, как говорится, пока терпят. Но терпения, судя по всему, им в ближайшее время потребуется намного больше. После того как была определена лишь самая минимальная, жизненно важная для Вооруженных Сил номенклатура вещевого имущества на 1996 год, истребованная Министерством обороны сумма составила 6,8 трлн. рублей. А в проекте бюджета-96 планируется выделить лишь 2,4 триллиона. Это означает, что даже по минимуму будет одет и обут только каждый третий военнослужащий. Остальные, по предположению правительства, видимо, будут нести службу в чем придется. Добавим, что запрашиваемые Министерством обороны суммы не включают расходы, связанные с обеспечением миротворческих сил, возмещением ущерба офицерам и прапорщикам, уволенным в запас и не получившим имущество или денежную компенсацию за него, и некоторые другие.

Обнадеживает одно: в последние два-три месяца все-таки наблюдается некоторый прогресс. До высокопоставленных чиновников, до народных избранников наконец стало доходить, что солдату нечего есть, что он может простудиться предстоящей зимой в неотапливаемой казарме. Может, сподобятся они обеспокоиться и тем, что защитник Отечества скоро будет гол как сокол. Не в переносном - в прямом смысле...

"Красная звезда". 18.10.1995 г.


Док. 327432
Перв. публик.: 18.10.95
Последн. ред.: 27.06.07
Число обращений: 316

  • Иванюк Иван Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``