В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Армия до сих пор не получила 12 трлн. рублей за 1994 год. На что ей жить в этом году? Назад
Армия до сих пор не получила 12 трлн. рублей за 1994 год. На что ей жить в этом году?
Такое чувство, что не уменьшается число желающих придать чеченской драме характер обыденности. Привычными и спокойными становятся ежедневные сообщения из района боевых действий. Российской армии как будто на роду было написано заниматься такого рода чрезвычайными мероприятиями. И то, что солдаты попадают из неотопленных казарм в обледеневшие окопы, из одной волны критики и клеветы в другую, предподносится кое-кем как нечто вполне нормальное.
Общество по-прежнему патологически не ощущает своего нравственного долга перед армией. Более того, ей предлагается понести и неприятные, и непредвиденные материальные расходы, связанные с чеченскими событиями. Цинизм состоит в том, что высокопоставленными чиновниками в правительстве уже заявлено: вам же все равно деньги на боевую учебу выделять пришлось бы! Как будто учеба в подобных условиях для войск опять же обыденность...
То есть и своего вполне материального долга перед не имевшей до этого возможности заниматься боевой учебой армией правительство не чувствует. Конечно, группировка российских войск в Чечне вполне может быть профинансирована полностью и из военного бюджета. Благо, там задействованы всего несколько десятков тысяч солдат и офицеров. А как же остальные полтора миллиона военнослужащих, которых государство вправе в любой момент поставить перед необходимостью выполнить еще какую-то не менее неожиданную и трудную задачу)
Недавнее заявление министра финансов Владимира Панскова о том, что государственный долг Министерству обороны составляет 2-3 триллиона рублей, заставляет задуматься о некоторых профессиональных чертах нового властителя на финансовом Олимпе. Во-первых, человек, который отвечает за расходование каждого рубля в бюджете страны, с легкостью допускает умопомрачительный триллионный разброс в цифрах. Положим, точную сумму министр может и не знать, хотя не зря в старину говорили: долг не ревет, а спать не дает. Хуже другое - господин Пансков не знает даже приблизительную сумму ассигнований, которую Минфин должен был выделить и не выделил по одному из основных разделов бюджета страны - расходам на оборону.
Итоги года наконец подведены, и мы можем назвать точные цифры. На 1994 год законом было утверждено 40,6 трлн., без учета пенсий военнослужащим и расходов Минатома - 37,3 трлн. рублей. Реально же выделено около 21,8 трлн. рублей денежных средств. Кроме того, для погашения задолженности и расшивки неплатежей были определены лимиты на размещение казначейских обязательств - сумме примерно 2 трлн. рублей, даны предприятиям и организациям налоговые освобождения почти на полтора триллиона рублей. "Погоды эти суммы, прямо скажем, не сделали, да и в очень многих случаях проблему могли решить лишь "живые" деньги. В конце концов и с учетом таких вливаний Министерство обороны недополучило в общей сложности около 12 трлн. рублей, а не 2-3 трлн., как утверждает министр финансов.
Представляет интерес и то, как были профинансированы основные статьи расходов по смете Минобороны (см. таблицу).










ЗАДОЛЖЕННОСТЬ МИНФИНА РФ ПО ФИНАНСИРОВАНИЮ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ В 1994 г. ОТ СУММЫ, УТВЕРЖДЕННОЙ ЗАКОНОМ
    млрд. руб.    В %
I.Содержание армии и флота    5.628,6    26,0
II. Оплата вооружения военной техники и имущества    3.013,5    35,8
III. Капитальное строительство и капремонт    2.558,0    53,3
IV. Оплата НИОКР    751,5    30,9
ИТОГО    11.951,6    32,1
Как видно, Министерство обороны не получило чуть ли не треть утвержденной суммы. И сейчас делать вид, что этих государственных долгов как бы не существует, по меньшей мере наивно. Под эти деньги армии и флоту, как правило, поставлены определенные услуги и продукция, за которые рано или поздно придется расплачиваться. Если говорить конкретно, то долг Министерства обороны на 1 января 1995 года составил 7,8 трлн. рублей.
К примеру, только транспортникам задолжали без малого 0,5 трлн. рублей. Это уже сейчас вынуждает значительно сократить воинские перевозки. Приостанавливается расформирование ряда воинских частей и соединений, поскольку без перевозок материальных ценностей, техники и вооружения сделать это невозможно. Реально же общий долг Минобороны, думается, существенно больше, ведь активно расходуется НЗ, который придется пополнять, задерживается выплата денежного довольствия и зарплаты и т.д. Если эти долги не вернуть в ближайшее время, то поставщики откажутся иметь дело с военным ведомством, что в ряде случаев уже происходит. И уже сейчас ясно, что долги эти тяжким бременем лягут на бюджет 1995 года. При его обсуждении в третьем чтении депутатам Госдумы не мешало бы обратить внимание на простую арифметику. 44,0 трлн. рублей на оборонные нужды при прогнозируемых темпах инфляции соответствуют прошлогодним 25-26 триллионам. А если вычесть отсюда долги, то на что жить армии и флоту? Ведь и без этих долгов многие цифры в бюджете выходят за рамки здравого смысла. Скажем, на выплату пенсий военным пенсионерам пока утверждено 2,5 трлн. рублей, что составляет... 93 процента от суммы, выделенной на 1994 год. Фактически же этих денег хватит где-нибудь на полгода - инфляция уже показала в этом году свой характер, неподвластный правительственным указаниям. Да и в условиях сокращения Вооруженных Сил число военных пенсионеров неизбежно возрастает. Может быть, правительство и Госдума планируют сократить размеры пенсий при безудержном росте цен или они полагают, что среди военных пенсионеров начнется мор?
ВПРОЧЕМ, не исключено, что реально в государственной казне денег может оказаться еще меньше, чем запланировано правительством, явно не собирающимся особо утруждать себя сбором налогов и в нынешнем году. Что называется, невооруженным глазом видно: принимаемый бюджет противоречив по своей сути. С одной стороны, провозглашается курс на жесткую финансовую стабилизацию, всемерную борьбу с инфляцией, с другой -предполагается невиданное увеличение поступлений от налогов с физических лиц. Характерно, что доля оплаты по труду в этих доходах составит лишь 40 процентов. Остальное, видимо, предполагается получить за счет того, что граждане "настригут" на финансовом рынке, в два с половиной раза увеличив свои доходы. По крайней мере правительство в этом году намерено всячески активизировать финансовый рынок, выпуская ценные бумаги. Все, кто будет азартно действовать на этом поприще, неизбежно будут заинтересованы в росте инфляции, она в подобных ситуациях гарантирует и меньший риск, и большую прибыль. Таким образом, получается замкнутый круг.
Подобные бюджетные "недоделки" уже сейчас дают о себе знать - и в сфере обращения государственных казначейских обязательств, и в уровне финансирования бюджетной сферы в текущем году. Так, если взять двенадцатую часть от планируемых правительством на год военных расходов (44,0 трлн. рублей), то выходит, что в январе Министерству обороны должны были выделить 3,6 трлн. рублей. Между тем Минфином военному ведомству был установлен лимит на первый месяц года в сумме 2,8 трлн., а фактически выделено 1,18 трлн. рублей. К сожалению, повторяется картина прошлого года - не дают даже те крохи, которые обещают. А о долгах и вовсе молчок. Министерство обороны опять вынуждено, как милостыню, выпрашивать то, что ему положено по закону.
Примечательно в этой связи высказывание министра финансов в одном из телевизионных интервью: мол, не потерплю просителей у себя в приемной. Не правда ли, знакомые нотки? Только небезызвестный градоначальник, описанный Салтыковым-Щедриным, после слов "не потерплю" обычно добавлял еще "...и разорю!". Как видно, к тому все и идет.

"Красная звезда", 08.02.1995
Иван ИВАНЮК

Док. 327375
Перв. публик.: 08.02.95
Последн. ред.: 27.06.07
Число обращений: 296

  • Иванюк Иван Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``