В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Сделка фактически произошла Назад
Александр Шохин: Сделка фактически произошла
Александр Николаевич, российская нефтяная отрасль радует самыми разными новостями. Произошел феноменальный рост акций Сургутнефтегаза на фондовом рынке. Кроме того, рынок подогревается слухами о поглощении ЮКОСом Сибнефти. И по поводу всей этой, с точки зрения ФКЦБ, ненормальной ситуации начато расследование. Как вы оцениваете происходящее на российском нефтяном рынке. Есть ли тут чего расследовать?

Что касается возможного слияния ЮКОСа и Сибнефти, это вторая попытка за последние пять лет, первая была предпринята весной 1998 года. Уже даже было название объявлено название создаваемой компании: ЮКСИ, но сделка не состоялась. Даже если сегодня будет объявлено о намерениях, важен факт не только объявления о сделке, но и закрытие сделки. Хотя те подробности, которые поступают на рынок, выглядят очень правдоподобно по цифрам, по технологии и так далее. Вероятность того, что сделка состоится, очень высока. Надо сказать, что аналитики на протяжении последнего года прогнозировали процесс консолидации нефтяного бизнеса. Даже после того, как произошла сделка ВР с ТНК, все равно оставались в силе прогнозы о возможности еще одной такого же масштаба сделки. То, что она уже обсуждается фактически, неудивительно. Другое дело, что многие ожидали повторения конструкции ВР-ТНК. Считали, что кто-то из международных супермейджоров типа Shell, Total, Exxon Mobil зайдет в Россию на блокирующий, как минимум, пакет Сибнефти. И Сибнефть явно позиционировалась как компания для возможной продажи. ЮКОС тоже интересовался заграничными сделками. Но многие аналитики считали, что это будет выражаться в том, что ЮКОС прикупит активы за пределами России, прежде всего в переработке и сбыте. Несмотря на ошибки, детали и частности, сделка фактически произошла, и появление крупнейшей российской нефтяной компании, шестой по масштабам добычи и запасов в мире - важный шаг по консолидации российского нефтяного бизнеса. Российские компании могут на равных конкурировать с супермейджорами и могут мобилизовать серьезные ресурсы для инвестиций, в которых нуждается ряд проектов. В частности, такая компания может не без основания претендовать на финансирование северного транспортного коридора через Мурманск. Поэтому здесь расследовать особенно нечего. Главное, чтобы сделка состоялась. Она ничем не хуже ВР-ТНК, тем более, что она более патриотична как консолидация двух российских компаний.
Что касается бурного роста котировок Сургутнефтегаза, то спекуляций на эту тему много, главная из которых состоит в том, что в России появилось много свободных денег, то есть, главный фактор роста котировок - наличие большого количества денежных средств на российском рынке у российских же игроков.
Во-вторых, судя по тому, что это деньги нефтяные, остается интерес внутри отрасли. Сургутнефтегаз здесь представляет двойной интерес для такого рода игроков. Во-первых, компания недооценена, если на нее распространять мультипликаторы по запасам добычи, то только сейчас она выходит на уровень капитализации, сопоставимый с ЮКОСом. Вложение бумаг в Сургутнефтегаз беспроигрышны. На этом можно заработать. С другой стороны, на рынке гуляют слухи о том, что структура Сургутнефтегаза недостаточно эффективна с точки зрения защиты от возможных враждебных поглощений и так далее. Не исключено, что те, кто играет в Сургуте, преследует не только финансовые цели, но и тестирует прочность защиты компании. Есть ли что здесь расследовать ФКЦБ, трудно сказать, потому что могут быть, конечно, спекулятивные вещи. А в случае с Сургутом спекулятивный случай классический.
Возвращаясь к сделке Сибнефть-ЮКОС, здесь есть только одно основание для расследования: если слухи о предстоящей сделке (а сегодня в обед будет это ясно) были ничем иным как попыткой разогреть рынок, и за этим ничего не стоит, тогда получается, что серьезные аналитики вводили в заблуждение рынок. Произошел рост котировок ЮКОСа и Сибнефти, за которым ничего не стоит. Тогда здесь возникает вопрос о манипуляции информацией. Если игра достаточно тонкая, никто не мешает объявить о сделке через пару месяцев. Сделка может не состояться. И для расследования может не оказаться оснований.
Другое дело, что у нас нет механизма раннего оповещения о тех или иных событиях. Рынок долгое время, как правило, находится в неведении о происходящем событии, поэтому реакция на него сумбурная, ажиотажная, что порождает и чисто психологические мотивы динамики рыночных котировок.



22 апреля 2003
http://www.shohin.ru/index.htm





Док. 327285
Перв. публик.: 22.04.03
Последн. ред.: 27.06.07
Число обращений: 372

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``