В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Экспортная поддержка требует прописывания соответствующих гарантий в бюджете, чего правительство не делает Назад
Александр Шохин: Экспортная поддержка требует прописывания соответствующих гарантий в бюджете, чего правительство не делает
Александр Николаевич, вчера на заседании правительства Михаил Касьянов сказал, что для обеспечения роста производства в машиностроении надо создавать условия для увеличения объема продаж продукции этого сектора. При этом нельзя использовать субсидии и льготы, а только создавать благоприятные условия для экспорта и снижать общее налоговое давление в экономике. По мнению Касьянова, машиностроение может обеспечить экономический рост независимо от экспорта сырья. Все это кажется весьма разумным, но будет ли спрос на продукцию отечественного машиностроения за рубежом, и означает ли это, что надо вновь девальвировать рубль для повышения привлекательности этой продукции на внутреннем рынке?

Все, что сказал Касьянов, абсолютно правильно. Но это прописные истины. Если бы был спрос на продукцию машиностроения, и были бы созданы условия для этого, никакие субсидии были бы не нужны. Опыт 1998-1999-2000 годов показал, что можно и без субсидий на основе закрытия внутреннего рынка, через девальвацию рубля простимулировать спрос на продукцию отечественного машиностроения внутри страны и на продукты ряда других отраслей.
Если речь идет о таком универсальном средстве, как снижение налогового бремени, то, пожалуй, можно согласиться, что это действительно серьезный стимул. Но надо было бы добавить, что это налоговое бремя надо перераспределять (имеется в виду между отраслями). Необходимо общее снижение налогового бремени, как обозначено в программе правительства и в налоговых предложениях, увеличение рентной составляющей и снижение налогового давления на перерабатывающий сектор. Если это имеется в виду, что сырьевой сектор частично будет платить налоги вместо машиностроения и тем самым будут созданы стимулы для машиностроения, то это становится понятно. Если речь идет о снижении ЕСН и других налогов, то это снижение бремени более-менее равномерно ложится. В снижение НДС больше заинтересованы перерабатывающие отрасли, работающие на внутренний рынок, поскольку экспортерам возвращается НДС, и у них нет особой проблемы. Не разъяснив, какие конкретно налоговые технологии будут задействованы, мы не можем обсуждать действенность этих мер. Что это будет? Увеличение нагрузки на сырьевой сектор, либо такое снижение налогов, как на примере НДС, которое в большей степени скажется на машиностроении и перерабатывающих отраслях?
Что касается экспортной поддержки, напомним, что экспортная поддержка требует прописывания соответствующих гарантий в бюджете, и на протяжении многих лет правительство этого не делало, а только сейчас озаботилось этой темой. Есть два механизма экспорта. Предоставления экспортных субсидий и гарантий. В частности, правительственные агентства экспортного кредитования, существующие в большинстве стран, продвигают экспорт, в том числе, через предоставление кредитов иностранным заемщикам, включение обязательства приобретения не менее 85% продукции национальных производителей в рамках этих кредитных схем. Если мы хотим продвинуть экспорт таким образом, без субсидий, то нам надо на рыночных условиях конкурентоспособных с другими экспортными агентствами давать кредит третьим странам с тем, чтобы продвигать экспорт.
Приведу пример: в Китае был 15-миллиардный контракт на строительство нескольких энергоблоков, и мы проиграли потому, что не смогли дать экспортные кредиты, которые предлагали давать другие страны. Здесь очень важна конкурентоспособность этих финансовых схем: проценты, рассрочка платежа, льготный период и т.д. Учитывая, что эти кредиты должны даваться на государственной основе, проходить через бюджет, и может быть, на условиях лучших, чем даются на внутреннем рынке, нужно конкурировать с другими странами, с США, с европейскими странами. И это все равно льготы. Тогда нужно смотреть, в какой форме предоставлять льготу с целью урегулирования спроса. Простых схем здесь нет. Субсидирование процентных ставок, от которых вчера было предложено отказаться, это льгота, которая ничем не хуже и не лучше льготы по экспорту или специальных налоговых режимов. То, что нужно расширить спрос, - правильно. Но если расширение спроса предполагается не за счет государства, а за счет рынка, то здесь два факта: во-первых, недопущение чрезмерного укрепления рубля (о девальвации и речи не идет), во-вторых, снижение налогов, причем универсальная схема снижения налогов, которая не будут перераспределять налоговую нагрузку между отраслями.

А машиностроение может стать локомотивом роста? Ведь именно это имел в виду Касьянов.

Нет. Сейчас задача заключается в том, чтобы удержать машиностроение. А локомотивом роста должна быть новая экономика. Условно говоря, надо срезать угол. Если посмотреть на примере автомобилестроения, то может ли машиностроение быть локомотивом роста? Без специальных тарифных схем поддержки автомобилестроения, дай Бог, если ему удастся выжить. Нам надо поддержать машиностроение, сохранить минимальный спрос на его продукцию, чтобы соответствующие предприятия были в минимальной степени конкурентоспособны. А локомотивы где-то в другом месте сосредоточены, не здесь.



11 июня 2003
http://www.shohin.ru/index.htm






Док. 327265
Перв. публик.: 11.06.03
Последн. ред.: 27.06.07
Число обращений: 362

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``