В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Нужны серьезные маневры, чтобы обеспечить сокращение госрасходов в будущем Назад
Александр Шохин: Нужны серьезные маневры, чтобы обеспечить сокращение госрасходов в будущем
Александр Николаевич, советник Президента Андрей Илларионов считает, что сокращение госрасходов на 20% позволит к 2010 году удвоить ВВП, и это будет первым шагом к российскому экономическому чуду. За счет чего должны сократиться госрасходы? И не станет ли это еще до 2010 года причиной кризиса?

Из того факта, что в странах, где относительно высокие темпы роста, уровень госрасходов меньше, не следует обратной зависимости, что снижение госрасходов ведет к удвоению ВВП. Понятно, что при одинаковом объеме государств там, где выше ВВП на душу населения, выше темпы роста, удельные относительные величины выглядят лучше по отношению расходов на госаппарат. Но эластичность сжатия госаппарата по отношению к ВВП имеет свои границы, это во-первых. С точки зрения статистических корреляций можно вести спор, где пределы этой зависимости. Второй тезис, что коль скоро государство не справляется со своими обязанностями, эффективность оказания публичных услуг достаточно низка и в области безопасности, и в области здравоохранения, образования и т.д., так не лучше ли сократить размер государства до уровня реальной эффективности государственных и публичных услуг. Если мы считаем, что нынешнее государство справляется наполовину со своими обязанностями, давайте сократим его наполовину и тем самым может даже повысим эффективность этого государства. Этот аргумент имеет право на существование, государство, может быть, избыточно присутствует в экономике, но это не значит, что сокращение веса государства до уровня фактической эффективности повысит эту эффективность в будущем.
Нужно плясать от другого: государству нужно уходить из бизнеса, прежде всего, уходить из экономики, отказываться от избыточного регулирования, но не через статистику, не через уменьшение бюджета и госрасходов, а через дальнейшую либерализацию и дебюрократизацию экономики, через уход государства из регулирования тех процессов, которые более эффективно регулируются рынком, или саморегулирированием уровня организации. При правильности тезиса о том, что избыточное государство препятствует экономическому росту, все-таки начинать надо не с доли перераспределяемых через бюджет или иные публичные фонды ресурсов, а с ухода государства из тех сфер регулирования, которые неэффективны.
Но это не значит, что, оставаясь в тех сферах, где присутствие государства эффективно, государство не должно усиливать свое регулирующее воздействие. Поэтому эффективность работы госаппарата предполагает перевод на результативную модель оплаты, переход на конкурсы, на контракты, но в целом это может привести к серьезному повышению оплаты труда тех госслужащих, которые будут регулировать меньший объем процессов и т.д. По этому показателю может не произойти формального уменьшения госрасходов, поэтому здесь очень важно во главу угла ставить более содержательные вещи, нежели статистически наблюдаемые показатели. Тем более, это трудно сделать по линейной какой-то зависимости, а именно начинать неуклонно сокращать государство, об этом уже много говорилось. Сокращение армии тоже требует больших расходов, также жилищно-коммунальная реформа, которая должна увеличить отдачу от экслуатации жилищно-коммунального фонда. Перевод на полную окупаемость может быть уменьшит присутствие государства, для этого нужно создать адекватные условия, в том числе, и повысить качество жилья, качество коммунальных услуг, что невозможно без определенных инвестиций, в которых на первом этапе должно поучаствовать и государство. Если люди не платят за жилье, в котором нельзя жить, их некуда выселить. Идея заключается в том, что если люди не платят, их можно не просто отключить, но выселить из более дорогого жилья в дешевое муниципальное. А у нас большая часть населения живет в таком жилом фонде, в который, по идее, и надо выселять в случае неуплаты. Значит нужно все-таки повысить обеспеченность жильем и качеством коммунальных услуг, прежде чем переводить ЖКХ на 100%-ную оплату. Таких примеров можно приводить достаточно много, чтобы сократить госрасходы в перспективе. Нужно осуществить ряд маневров, которые позволят сократить это без ущерба для, в том числе, и социально-политической стабильности. Поэтому можно говорить о том, что в перспективе пяти-восьми лет, то есть к 2010 году этот фактор сокращения госрасходов сработает.
В ближайшее время нужно осуществить серьезные маневры, может быть и инфраструктурные инвестиции для того, чтобы обеспечить это серьезное сокращение расходов в будущем. К сожалению, такого рода стратегия не была реализована. Еще и поэтому простое прокламирование того, что действует формула "меньше государство - больше темпы", может сказываться на концепции правительства, которое закладывается, по крайней мере, на стабилизацию госрасходов и даже на некоторое их снижение. Мы имеем сокращение расходов на десятые доли процента по отношению к ВВП. Это предел сокращения госрасходов без серьезных изменений, в том числе, административной реформы, налоговой реформы и т.д. Надо обеспечить этот маневр, который приведет к сокращению госрасходлов в будущем.
Соглашаясь с общей логикой, я бы посчитал, что она не может непосредственно быть положена в основу экономической политики, что если мы каждый год будем сокращать на 1% госрасходы, тогда все будет в порядке. Возможна даже обратная логика - давайте сократим налоги так, чтобы налоговая база не сужалась, а даже расширялась, сократим налоги так, чтобы за счет эффективного налогового администрирования, предсказуемости и стабильности налоговой системы поднять экономическую активность, даже при меньших формальных налоговых доходах бюджета это может привести к увеличению ВВП, и тогда доля бюджета сократится автоматически, а не специально. Я считаю, что нужно думать о сокращении государства через призму снятия административных барьеров и снижения налоговой нагрузки на бизнес, административной реформы, что должно раскрепостить активность, сократить относительно долю государства, сократить реальное присутствие государства в экономике.



26 июня 2003
http://www.shohin.ru/index.htm







Док. 327245
Перв. публик.: 26.06.03
Последн. ред.: 27.06.07
Число обращений: 361

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``