В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Как всегда, все зависит от политического импульса Назад
Александр Шохин: Как всегда, все зависит от политического импульса
Александр Николаевич, вчера вице-премьер Борис Алешин провел первое заседание Комиссии по административной реформе. Итогом стало то, что реформа будет проводиться по принципу отсечения избыточных функций и ведомств. Работа эта будет постоянная, а значит, и реформа затянется на неопределенное время. Такого ли подхода ждут от чиновников российский бизнес и западные инвесторы? Для экономического роста и процветания государства необходимо ограничить бюрократию, что и является целью административной реформы, и чем быстрее это будет сделано, тем лучше.

Комиссия Бориса Алешина будет продолжать работу в том ключе, который уже был реализован при анализе избыточных функций ряда министерств и ведомств. Но в отличие от работы, которая велась под эгидой Минэкономразвития, сформировано семь рабочих групп, которые будут реализовывать не поведомственный подход, а сгруппированный по сферам деятельности министерств и ведомств, и будут анализироваться их функции на предмет выявления дублирования и т.д. Это, безусловно, шаг вперед, но, действительно, это продолжение реализации той же методологии анализа избыточной функции (правда, не самих министерств и ведомств, а комиссий и рабочих групп, где предполагается участие представителей бизнес-сообщества и экспертов, представляющих, в том числе, общественные структуры). Это шаг вперед, но формула функционального анализа может воплотиться в ограниченной административной реформе, когда на выходе может не оказаться ни предложений по изменению структуры, ни предложений по существенному ограничению государственного вмешательства и передачи ряда функций на другие уровни власти и саморегулируемых организаций, на муниципальный уровень, наконец. Но все это может и быть реализовано. Методология позволяет реализовать и более радикальные варианты - все зависит от политического импульса.
Если бы была избрана другая методология: пойти от серьезного отсечения избыточных функций, которые анализировались бы не на основе существующих функций министерств и ведомств, а на основе некоего целеполагания, то есть, формулирования необходимых функций, неотъемлемых функций государственного управления. Вот тогда мог бы быть реализован более радикальный вариант. Это другая методология по сравнению с той, которая уже целый год реализуется правительством.
Избрана идеология, которая шаг за шагом позволяет анализировать, как минимум, избыточные функции и давать предложения по их ликвидации, либо передачи на другие уровни, предложения по концентрации тех или иных функций в конкретных министерствах и, соответственно, ликвидация дублирования. Но все зависит от радикализма и либерализма конкретных представителей, конкретных членов комиссии и ее рабочих групп. Поскольку сама методология может привести к радикальным изменениям в административных структурах, функциях министерства, в представлении о государственном регулировании, ликвидации избыточных функций, а может быть просто рутинной повседневной работой по упорядочению этих функций.
И тот, и другой вариант возможен, и первые результаты работы, которые могут быть реально достигнуты к концу года, не ранее, будут давать возможность оценить, насколько эффективно комиссия поработала. Промежуточный выход комиссии намечен в октябре месяце (поскольку в плане работы правительства на октябрь стоит заседание с пунктом повестки дня о ходе административной реформы), и комиссия должна что-то конкретное предложить. На заседании 9 октября вряд ли будут реализованы ощутимые для общественности (в том числе, мировой) предложения. Скорее всего, это будет завершение предшествующего этапа, когда Минэкономразвития проанализировало целый ряд избыточных функций. От некоторых уже правительство избавилось, но остался целый ряд функций, которые оказались спорными, и министерства и ведомства отстаивают необходимость их сохранения. Минэкономразвития доказывает, что от них можно избавиться, и несколько сотен функций уже проанализированы, но решения по ним, видимо, будут определены в рамках первого месяца работы комиссии. В октябре правительство может принять решения по этим вопросам, которые в течение предшествующего времени не были решены. А оценить следующий шаг можно будет только по итогам работы комиссии в течение оставшихся месяцев этого года. Мне представляется, что в работе комиссии до конца года должны быть предложения по структуре власти и по разграничению функций между органами разного типа, реализующими политические функции: надзорно-контрольные, функции по оказанию услуг и т.д.
В противном случае у Президента после выборов в марте 2004 года не будет нормативной базы для формирования правительства в рамках серьезного шага по проведению административной реформы. Будет упущен формальный конституционный повод реализовать эти реформы в указе, в том числе, о структуре органов власти, и в соответствующих положениях о ведомствах, которые будут сформированы в мае следующего года правительством.


13 августа 2003
http://www.shohin.ru/index.htm






Док. 327214
Перв. публик.: 13.08.03
Последн. ред.: 27.06.07
Число обращений: 319

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``