В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Непредсказуемость действий власти препятствует росту экономики Назад
Александр Шохин: Непредсказуемость действий власти препятствует росту экономики
Александр Николаевич, вчера "Газета" опубликовала статью Кристофа Рюля, в которой он размышляет о связи задачи удвоения ВВП с задачей борьбы с бедностью. Основные тезисы статьи таковы:
1. Высокие темпы роста ВВП позволят значительной части населения перешагнуть официальную черту бедности в 2047 руб.
2. Для достижения высоких темпов роста ВВП необходимо проводить структурные реформы, которые на первом этапе затратны, поэтому могут ограничить рост ВВП, и соответственно, борьбу с бедностью.
3. Некоторые реформы, например, энергетики и ЖКХ, увеличат нагрузку на население. Зато потом появятся новые рабочие места, и население станет жить лучше.
Вывод: как бы не было тяжело, а реформы проводить надо. Но не наивны ли размышления Рюля? Если человек будет получать 2300 руб., он перестанет быть бедным? И не получится ли так, что увеличение ВВП на душу населения будет достигнуто за счет сокращения душ на первом этапе проведения этих структурных реформ?

Это достаточно распространенная полемика. Одной из сторон в этой полемике являются Евгений Ясин и Кристоф Рюль, которые не устают повторять, что удвоение ВВП, ускорение темпов роста - это не некая единая функция, а задача, требующая структурных реформ. И если сейчас переориентироваться на мобилизацию резервов для ускорения темпов роста, то можно поднять рост, удвоив его в перспективе на 2004-06 гг., доведя его до устойчивых 5-6% в год, но можно столкнуться с затуханием этих темпов в 2007-08 гг. И в этой связи предлагается делать ставку на структурные реформы с тем, чтобы основной результат по ускорению пришелся на те же 2007-08 гг., и динамика дальше была устойчивой, без тенденции к затуханию. А все остальное - производные.

Классические рассуждения верны, - чем больше ВВП на душу населения, тем лучше, при одном ограничении, естественно, что это происходит не за счет сокращения численности населения в стране, а за счет реального роста ВВП. Учитывая, что есть довольно устойчивые негативные демографические тенденции, то сохранение численности населения, в том числе трудоспособного, является функцией не только рождаемости и смертности, но и функцией трудовой миграции. По этому пути прошли многие страны, большинство европейских развитых стран. Решено, что Россия может по тому же пути пойти для поддержания относительно постоянного состава трудоспособного населения. Для этого придется использовать механизмы, которые использовали эти страны, в частности, использование гастарбайтеров. Тем более актуальной становится задача устойчиво высокой динамики ВВП в долгосрочной перспективе. И здесь возникают рассуждения по поводу того, что в начале, а что потом. В начале темпы завершения структурных реформ принципиальны, потому что вполне возможно, что завершение реформ естественных монополий в электроэнергетике, ЖКХ, газовой отрасли увеличит нагрузку на население через рост тарифов, которая, судя по вчерашнему заседанию правительства, может сблизиться с темпами инфляции не в следующем году, а в 3-летней перспективе, как дал понять Анатолий Чубайс. Получается, что это будет нагрузка на всю экономику через увеличение затрат. И если это не простимулирует ресурсо- и энергосбережение, то нельзя исключать и сохранение этой динамики опережающего роста тарифов на услуги естественных монополий, сохранение инфляции, а, следовательно, нагрузка будет достаточно велика для населения. Логика такая, что нужно добиваться устойчивого роста не любой ценой и методами.

Но в то же время я бы не стал прогнозировать обязательное снижение темпов в результате проведения структурных реформ. Дело в том, что сейчас реформы идут, может быть, не самым экономичным способом они реализуются, но тем не менее. И в результате мы получаем прирост темпов экономического роста, который не заложен в прогнозы, связанные с благоприятной экономической конъюнктурой. То есть, ряд структурных реформ дает свою отдачу, которая с трудом измеряется, но, тем не менее, она есть. Если будет благоприятный климат, в том числе адекватные действия силовых структур, адекватные действия судебной системы по защите прав собственности, предсказуемость действий властей, то нельзя исключать, что структурные реформы, которые в принципе затратны, могут быть компенсированы повышенной динамикой роста деловой активности.

Структурные институциональные реформы не обязательно должны приводить к падению темпов роста. Да, действительно, они затратны, с точки зрения возможности снижения непроцентных расходов, здесь есть жесткость зависимости. Но, если будет получен эффект увеличения деловой активности через переток инвестиций внутренних и внешних, это может выразиться и в увеличении налоговой базы. Хотя сейчас преобладает позиция, которую высказывает министр финансов Алексей Кудрин, что снижение налоговых ставок не ведет к увеличению доходов бюджета, и в этом году мы вышли на эту закономерность - доходная база бюджета не растет. Сейчас тенденция связана не только с уменьшением расходов бюджета, но уменьшаются и доходы бюджета по отношению к ВВП. Считается, это фиксация той зависимости, что для снижения налогов нужно снижать расходы. Но это не означает, еще раз подчеркну, что невозможно рассчитывать на некий прирост ВВП через эффект институциональных реформ и через эффект доверия к проводимым реформам - психологические закономерности так же важны.

Мы знаем, например, что в американской экономике основная ставка делается на психологическое поведение инвесторов, в том числе на уровне обывателя. Если массовый потребитель начинает доверять экономике, то делаются запланированные покупки, приобретается жилье и автомобили, и это служит спусковым крючком для запуска экономического роста. То же самое может произойти и у нас, если будет четко понятный план по структурным реформам, и будет полностью предсказуемое поведение властей. Это может активизировать спрос населения, конечный спрос. И уже дело техники, как этот рост доверия и спроса трансформируется и конвертируется во внутреннюю экономику.



15 августа 2003
http://www.shohin.ru/index.htm







Док. 327209
Перв. публик.: 15.08.03
Последн. ред.: 27.06.07
Число обращений: 368

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``