В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Инсайдеров оставили вне закона. Назад
Инсайдеров оставили вне закона.
"КоммерсантЪ",

Вчера банковский комитет Госдумы рекомендовал отклонить законопроект "Об инсайдерской информации". Депутаты решили, что закон, который два года пролежал в Думе, настолько плох, что лучше написать его заново, чем принимать к нему поправки. Это значит, что борьба с инсайдерской торговлей на фондовом рынке откладывается на неопределенное время.

Разговоры о борьбе со злоупотреблениями при использовании инсайдерской информации на фондовом рынке идут давно. Сам законопроект "Об инсайдерской информации", формально внесенный депутатами Игорем Грачевым, Михаилом Емельяновым и Владимиром Тарачевым, но разработанный при активном участии экспертов Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), лежит в Думе уже более двух лет. Ситуация вокруг инсайда обострилась после повышения России рейтинга агентствами Moody"s и
Standard & Poor"s. Тогда ряд участников рынка констатировали, что рост
бумаг до появления официальных сообщений агентств однозначно говорит об использовании инсайдерской информации (см.
"Ъ" от 03.02.2004). Однако, судя по всему, преследование инсайдеров
вновь откладывается.

Вчера банковский комитет Думы решил рекомендовать нижней палате
отклонить этот законопроект в первом чтении. Как пояснили "Ъ" в аппарате комитета, документ был отклонен по причине недостаточной
проработанности. "Он не раз критиковался участниками рынка за общность формулировок, противоречивость, слабое правоприменение и как потенциальный рычаг давления на весь рынок, - отметили в аппарате
комитета. - Надо писать новый закон, а не принимать и дорабатывать
этот". Замглавы комитета Анатолий Аксаков отметил на заседании, что сам закон необходим и если правительство не внесет новый вариант
законопроекта, то депутаты готовы разработать его заново, чтобы их не
обвинили в потворстве инсайдерам.

Член банковского комитета Павел Медведев пояснил "Ъ", что "этому проекту требовалась серьезная доработка, там много убийственных противоречий". Например, по его словам, непонятно, почему в документе разное отношение к разного рода владельцам инсайдерской информации. Те, кто в силу своей деятельности имеют к ней доступ, могут ее использовать, но обязаны сообщить об этом. А те, кому она попала позже и в меньшем объеме, вообще не имеют права ничего с ней делать. "Проблему надо решать, но то, что этот законопроект ее не решал, однозначно", - добавил господин Медведев. Стоит отметить, что в законе действительно чрезмерно много общих формулировок (см. справку). По сути, согласно ему, инсайдерской признается вся информация, которая может оказать существенное влияние на цену. И любой человек, обладающий такой информацией, автоматически становился инсайдером. Кроме того, непонятно, почему доходы от инсайдерской торговли, согласно документу, должны изыматься в доход государства, а не пострадавших от нее.

Как бы там ни было, ясно, что в нынешней редакции закон принят не будет. Это может стать первым за последние несколько лет случаем, когда проект закона, на который есть положительное заключение правительства, будет отклонен Думой. И что будет дальше, пока неясно.
Инициатор принятия закона - ФКЦБ, предлагавшая одобрить его в первом чтении как концепцию и затем кардинально доработать, - сейчас
расформировывается.

Вчера один из высокопоставленных сотрудников ФКЦБ объяснил отклонение закона так: "Если бы среди его авторов не было фамилии Тарачева, закон бы рекомендовали к принятию, ведь там ничего нового написать просто невозможно". Действительно, сложные отношения между главой банковского комитета Владиславом Резником и Владимиром Тарачевым возникли после того, как последнего не назначили замглавы комитета.

Представители правопреемницы ФКЦБ - Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) - пока ясного отношения к закону не высказали. Сейчас есть предложения расширить действие закона на все торгуемые инструменты: ценные бумаги, производные инструменты, товары и т. д. Или, наоборот, сузить, прописав инсайд как главу в закон "О рынке ценных бумаг". Впрочем, один из высокопоставленных источников в Думе высказал "Ъ" мнение, что отклонение закона может быть связано с тем, что в правительстве есть идея передать контроль за инсайдерской торговлей не ФСФР, а Федеральной службе по финансовому мониторингу (ФСФМ). "По законопроекту уполномоченный госорган должен мониторить все сделки, а у ФСФМ есть для этого, по крайней мере, технические возможности. Кроме того, это полусиловая структура, которая может следить и за офшорными операциями, которыми зачастую и являются инсайдерские сделки и манипулирование", - отметил источник.

NYSE оштрафовала Merrill Lynch за инсайд

Один из крупнейших в мире инвестиционных банков Merrill Lynch был оштрафован Нью-Йоркской фондовой биржей (NYSE) на $625 тыс. за утечку через его сотрудников информации об изменении оценки акций одной из компаний. Речь идет о деле бывшего старшего аналитика Merrill Lynch Питера Карузо. В июле 2002 года он, узнав о планируемом снижении оценки акций компании Home Depot, уведомил об этом отдельных клиентов банка, пригласив их на обед. Кроме того, одна из сотрудниц банка (ее имя не называется), помогавшая в организации обеда, после этого мероприятия передала важную финансовую информацию еще троим клиентам, а также своему другу. Когда об утечке стало известно, господин Карузо был уволен. Итоги расследования NYSE обстоятельств дела и заявление о штрафе были представлены в ежемесячном отчете биржи о дисциплинарных мерах. Merrill Lynch, который не признал своей вины, но и не оспаривал обвинение, согласился заплатить штраф, изъявив готовность следить за тем, чтобы подобное не происходило в будущем.

АЛЕНА МИКЛАШЕВСКАЯ

Кто мог бы стать инсайдером

Из проекта закона "Об инсайдерской информации" "Закон распространяется на отношения, связанные с совершением операций с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами рынка ценных бумаг, которые размещаются и обращаются с участием организаторов торговли на рынке ценных бумаг на территории РФ". "Инсайдерская информация о ценных бумагах - любые нераскрытые сведения, тносящиеся к ценным бумагам и операциям с ними, а также к эмитенту этих ценных бумаг и осуществляемой им деятельности, раскрытие которых может оказать существенное влияние на рыночную цену указанных ценных бумаг. К инсайдерской информации о ценных бумагах относится информация, подлежащая раскрытию в соответствии с законодательством РФ о рынке ценных бумаг, до момента ее раскрытия, в случае если такое раскрытие может оказать существенное влияние на рыночную цену ценных бумаг". "Инсайдерами признаются физические и юридические лица, обладающие правом доступа к инсайдерской информации на основании закона, иного
нормативного правового акта, должностной инструкции либо иного
внутреннего документа эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, а также на основании договора с эмитентом или
профессиональным участником рынка ценных бумаг". "Лицами, располагающими инсайдерской информацией, признаются любые
физические и юридические лица, которые как правомерно, так и
неправомерно фактически владеют инсайдерской информацией, включая лиц, располагающих инсайдерской информацией".
"Лица, располагающие инсайдерской информацией о ценных бумагах, не
вправе: совершать в своих интересах или в интересах третьих лиц операции с этими инсайдерскими ценными бумагами; передавать иным лицам или делать доступной для третьих лиц инсайдерскую информацию или основанную на ней информацию, за исключением случаев, предусмотренных законом; давать иным лицам рекомендации о совершении операций с этими инсайдерскими ценными
бумагами, основанные на указанной информации". "Сделка с инсайдерскими ценными бумагами, совершенная в нарушение
требований настояищей статьи, не может быть оспорена лишь по основаниям нарушения указанных требований. По решению суда с лица, располагающего инсайдерской информацией, совершившего такую сделку, в доход РФ взыскивается сумма незаконно полученной им прибыли или убытка, которого удалось избежать в cвязи с совершением такой сделки".

14.05.2004
http://www.emelyanov.ru/publictext/public/id/705614.html

Док. 327014
Перв. публик.: 14.05.04
Последн. ред.: 26.06.07
Число обращений: 355

  • Емельянов Михаил Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``