В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Не исключено, что теперь закон о страховании вкладов будет потоплен Назад
Александр Шохин: Не исключено, что теперь закон о страховании вкладов будет потоплен
Александр Николаевич, первый зампред ЦБ Андрей Козлов рассказал, что ЦБ завершил тестирование российских банков на доступ в систему страхования банковских вкладов, и результат оказался ошеломляющим, поскольку только 10% соответствуют требованиям. Означает ли это, что все предыдущие разговоры, что российская банковская система в последние годы окрепла и качественно изменилась, на самом деле, не соответствуют действительности?

Учитывая, что самой системы страхования вкладов и соответствующего закона нет, это тестирование носит предварительный характер, но, тем не менее, исходя из проекта закона, очевидно, что система тестирования является более жесткой, чем действующие нормативы банковского надзора. Это было изначально заявлено и по достаточности капитала, и по другим параметрам. Система страхования - фактически переход на другой уровень банковского надзора, более жесткий, чем ныне действующий. Кроме того, этим законом предполагается введение понятия мотивированного суждения о состоянии банка, когда проверяющий банк представитель ЦБ или региональных управлений основывается не на конкретной, объективной статистической информации, а на некоем своем суждении о способности банка в перспективе удовлетворять этим требованиям. Кстати, технология понятия мотивированного суждения только сейчас утверждается Центральным Банком. Поэтому еще рано говорить, что система оценок обкатана. Но, тем не менее, было очевидно, что та система требований к банкам, которые заложены в проект закона о страховании банковских вкладов, не позволит всем банкам, имеющим в настоящее время лицензию на работу с банковскими вкладами, сохранить эту лицензию. И предполагалось, что переходный механизм, отстаиваемый ЦБ о том, что на первых порах эта система может быть временной, позволит коммерческим банкам выйти в рамках этого переходного периода на соответствие требованиям к системе страхования, либо у банков появится возможность выбрать нишу, не предполагающую работу с населением. Поэтому с такой точки зрения эта работа, безусловно, полезна. И даже если ЦБ перегнул палку, и не 10%, а 25% соответствуют этим требованиям, все равно это жесткий ориентир, который может сейчас заставить банки энергично, в отсутствие принятого закона даже в первом чтении, отмобилизоваться. Потому что проблема здесь и в том, что, если коммерческие банки, не войдя в эту систему, потеряют лицензию, то уровень монополизации банковской системы вырастет, поскольку доля ЦБ тогда тоже относительно вырастет. При любом раскладе Сбербанк в общую систему страхования быстро не войдет, по крайней мере, не с момента создания этой системы, хотя МЭРТ настаивает на быстром вхождении, тем не менее, какой-то переходный период потребуется, и тем самым уровень монополизации вырастет. Поэтому, конечно, было бы правильно провести это тестирование по нормам, близким к тем, которые будут в законе, потому что есть еще один вариант.
Если сейчас только 10% банков проходит, то не исключено, что закон о страховании вкладов будет потоплен, тут появляется мощный мотив для противодействия принятию этого закона либо принятию закона с жесткими критериями. Там могут быть более слабые нормы прямого действия, которые позволят хотя бы половине банков пройти в эту систему. А в принципе, если более половины банков соответствует требованиям закона, это свидетельствует о готовности банковской системы работать в рамках страхования вкладов. Если 10% или 20%, значит, система страхования либо система нормативов отстроены неправильно, либо это аргумент против создания системы страхования вкладов, что было бы неправильно. ЦБ активно выступает, в том числе и Козлов, за принятие закона о страховании. Стало быть, нужно вывесить на каждом углу эти требования, чтобы у банков была возможность в течение года-другого подготовиться к этому. Либо, если требования таковы, что к этому подготовиться нельзя большинству банков, велика опасность того, что и закона не будет. Тем более, что у правительства и ЦБ нет согласия по ряду позиций, в том числе об участии Сбербанка в этой системе.



8 сентября 2003
http://www.shohin.ru/index.htm







Док. 326962
Перв. публик.: 08.09.03
Последн. ред.: 26.06.07
Число обращений: 338

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``