В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Закон о целевом капитале для НКО. `Что день грядущий нам готовит?` - вопрошает Дмитрий Медведев Назад
Закон о целевом капитале для НКО. `Что день грядущий нам готовит?` - вопрошает Дмитрий Медведев
Из выступления на круглом столе, организованного Институтом развития гражданского общества и Институтом мировой экономики и международных отношений РАН на тему: "Новое российское законодательство о целевом капитале некоммерческих организаций: особенности реализации".

Для начала вопрос на засыпку: из присутствующих здесь представителей некоммерческих организаций кто-нибудь может от имени своей организации сказать, что да наша организация собирается обзавестись целевым капиталом. Возможно, я и получу утвердительный ответ - был бы рад. Ваше молчание не означает знака согласия, а скорее подразумевает отрицательный ответ.

А теперь непосредственно по теме обсуждения. На недавней встрече Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева с представителями деловых кругов и некоммерческих организаций по вопросу реализации Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческими организациями" последний, на мой взгляд, достаточно четко сформулировал основные плюсы и минусы, которые сегодня выявились в применении законодательства о целевом капитале.

Плюсов, правда, мало. По словам Дмитрия Медведева они заключаются в том, что, во-первых, "Два документа вступили в силу. Это два закона - 275 и 276. Это, собственно, законы о целевом капитале, о внесении изменений в отдельные законодательные акты. В соответствии с этими актами некоммерческие организации получили возможность формирования принципиально нового источника финансирования уставной деятельности - целевого капитала. Появился ряд достаточно новых инструментов: и правовых, и налоговых, и организационных. По сути, речь идет о дополнительных инструментах развития в этой сфере, а значит, и о дополнительных востребованных временем и обществом инициатив и проектов".
И, во- вторых, Дмитрий Медведев назвал "первопроходцев": "Процесс формирования целевого капитала начался. Я назову только "первопроходцев" в этом деле, чтобы их знала вся страна. Речь идет о Московской школе управления "Сколково", МГИМО, Российской экономической школе, Музее изобразительных искусств, Высшей школе менеджмента из Санкт-Петербурга, Финансовой академии при Правительстве России и Европейском университете в Санкт-Петербурге. Вот это наиболее значимые примеры, которые есть на сегодня. Я допускаю, что наши коллеги, которые занимаются регистрацией соответствующих инструментов, могут и другие примеры привести. Но я думаю, что те, что названы, являются показательными и достаточными, чтобы на их материале обсуждать существующие сегодня результаты и проблемы. И очевидно, что большинство некоммерческих объединений сегодня ждут первых результатов применения новых законов".
А вот минусов значительно больше - вот они в сжатом виде.



1. Необходимость разъяснения порядка применения норм законодательства о целевом капитале среди будущих прямых пользователей закона, т.е. НКО. Медведев сообщил, что "Минэкономразвития, Общественная палата готовятся к выпуску методических рекомендаций, которые должны разъяснить порядок применения норм законодательства о целевом капитале. Подготовлен также ряд соответствующих публикаций в профессиональных периодических изданиях. Но, откровенно говоря, все это пока слезы". Большинство НКО боятся подступиться к реализации на себе этого закона.

2. Точно такая же проблема отсутствия широкого распространения информации среди потенциальных жертвователей и бенефициаров, цитирую: "Для более широкого распространения информации среди потенциальных жертвователей и бенефициаров важно также наладить сотрудничество с инфраструктурными некоммерческими организациями".

3. Все детали двух принятых законов 275 и 276 должны быть абсолютно понятны сотрудникам региональных и федеральных регистрационных и налоговых служб.
Опыт моего личного взаимодействия с представителями этих контор печален - они в состоянии загубить любые самые благородные "души порывы" на корню.

4. Крайне важно, вот это прямая цитата из Медведева, чтобы первые примеры создания и работы целевого капитала не дискредитировали саму идею, а наоборот - доказали ее абсолютную востребованность и полезность нашим некоммерческим организациям, нашим государственным учреждениям, всем тем, кто будет использовать целевой капитал в своей работе.

5. Для снятия ряда ограничений надо внести изменения в Налоговый кодекс в главу 23. Поручение Медведев уже подготовил и согласовал в течение трех дней.

6. Вопрос о льготах для благотворителей. Их в законе просто не предусмотрено. Точка зрения Дмитрия Медведева: "Это не способ обслуживания интересов предпринимателей, а именно инструмент для решения социальных задач. Вполне допускаю, что через 3-5 лет к вопросу о льготах для благотворителей уже на новой итерации развития этого процесса мы могли бы вернуться".

7. И последняя нерешенная проблема по Дмитрию Медведеву: "Внесение вкладов в целевой капитал в виде имущества пока отложен только потому, что мы не смогли найти достаточных способов формализовать вопросы, связанные с оценкой имущества, которое должно вкладываться в эндаумент". Самый сложный вопрос - земля. "Поэтому мне кажется, - продолжил Дмитрий Медведев, - что мы должны сейчас по итогам года обобщить практику применения закона. Если мы выйдем, допустим, с вами вместе на понимание того, что все-таки по какому-то виду имущества мы способны дать аргументированную, понятную и правильным образом оформленную оценку вложения в целевой капитал, может быть, тогда мы на этот шаг могли бы пойти. Потому что совершенно очевидно, что гораздо проще зачастую вложить какую-то вещь, чем вырвать из оборота какие-то деньги. Продать эту вещь, получить деньги и уже перевести целевой капитал. Но здесь у нас вопрос, связанный с оценкой, на который у нас пока нет окончательного ответа. Давайте подождем завершения первого года применения закона и к этому вернемся, потому что тема существует, она справедливо была поднята.


Вот вкратце мои выжимки, которые, я надеюсь, в достаточной степени характеризуют состояние дел с реализацией закона об эндаументе по Дмитрию Медведеву. А кому лучше знать об этом, чем ему - ведь он буквально выстрадал этот закон и относится к нему, как к родному дитяти.

А в заключение небольшая цитата из выступления Сергея Маркова, директора института политических исследований, на презентации книги Вероники Крашенинниковой "Холодная война культур. Как американские ценности преломляют видение России", 18 июня 2007 года о скорой будущей роли некоммерческих организаций в России:
"Мне кажется, установка на то, что неправительственные организации не должны вмешиваться в политику, это неправильная позиция, это позиция пораженческая, как бы защитительная: мы сейчас слабые в неправительственных организациях, поэтому давайте сделаем так, чтобы они не вмешивались. Такого не будет. Современная политика - это политика, реализующаяся, прежде всего, через неправительственные организации. В XIX веке тот, кто стремился к власти, брал под контроль военных. В XX веке те, кто приходил к власти, брал под контроль политические партии. В XXI веке тот, кто стремится захватить политическую власть, устанавливает контроль над неправительственными организациями, средствами массовой информации, а также культурными и экспертными центрами. И мы должны сформировать такую систему. Нужно не сетовать на то, что неправительственные организации вмешиваются в политику, они будут вмешиваться все больше и больше. Нужно создавать свою систему. Я совершенно не против оранжевых революций, я за них. Но их должны делать не американцы у нас, а мы должны делать эти цветные революции, пока еще, может быть, не у американцев. Цветные революции - это революции XXI века. В них в один узел завязаны и деятельность государственных и международных организаций по легитимации той или иной политической власти, и активная деятельность неправительственных организаций, фондов, средств массовой информации. В Вашингтоне есть такое понятие " democracy promotion community ". Это люди, которые сейчас во многом реализуют американскую внешнюю политику, реализуют блестяще. И мы должны нечто подобное создать у себя".

Блестящее будущее НКО предсказывает Сергей Марков.

Лев Иванов.

26 июня 2007 года.
www.nasledie.ru



Док. 326959
Опублик.: 26.06.07
Число обращений: 98

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Иванов Лев Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``