В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Этот год станет апофеозом использования административного ресурса на выборах Назад
Александр Шохин: Этот год станет апофеозом использования административного ресурса на выборах
Александр Николаевич, в эти выходные Путин сделал два важных заявления. Он сказал, что ситуация с ЮКОСом - это частный случай, а не линия поведения государства относительно бизнеса. А на съезде "Единой России" он открыто высказался в поддержку этой партии, что было очень неоднозначно оценено прессой. Какова Ваша оценка действий Президента?

Что касается первого заявления, то оно было ожидаемым. Учитывая, что многие высокопоставленные чиновники, включая премьер-министра и руководителя администрации, в последнее время даже не намеками, а достаточно откровенно и прямо высказывались по делу ЮКОСа и выступали против наездов правоохранительных силовых структур на бизнес, стало понятно, что и Президент должен в ближайшее время найти повод высказаться по этому вопросу. И тот факт, что Президент сформулировал, что никакого системного противостояния бизнеса и власти нет, что дело ЮКОСа - частный случай, это уже серьезный шаг в правильном направлении. Осталось только само дело ЮКОСа завершить таким образом, чтобы не оставалось ощущения, что здесь есть заангажированность правоохранительных структур, давление на судебную власть с целью в данном частном случае силовыми методами решить конкретный спор с конкретным олигархом. Здесь многое зависит от того, какие будут найдены развязки, чтобы не сложилось впечатления, что в этом частном случае используется метод, который дает свои результаты, и тем самым может оказаться удобным для хоть и нечастого, но использования в будущем по отношению к другим несговорчивым олигархам или бизнесменам, которые как бы неправильное поведение демонстрируют. Если будет сделан этот второй шаг, то, безусловно, можно считать, что власть сумеет выйти из этого конкретного конфликта между властью и бизнесом достойно. А пока что сделан действительно серьезный шаг в правильном направлении, но вопрос окончательно не закрыт. Много будет зависеть от того, как конкретные вопросы, связанные с ЮКОСом, будут решаться. В частности, если иностранный покупатель на пакет объединенной компании ЮКОС-Сибнефть все-таки обнаружится в лице "Шеврон", "Exxon" или "Shell", и власть даст добро на слияние, то хотя формально согласие Президента не нужно, но, тем не менее, очевидно, что ни один здравомыслящий иностранный покупатель такого рода пакета без благословения лично Путина в эту сделку не пойдет. Интересно здесь, не собственно даже дело ЮКОСа, а то, что через связанные с ЮКОСом проекты, сделки, можно отслеживать линию властей. И поскольку с формальной точки зрения дело ЮКОСа с началом следующего года, наверное, не завершится, до суда не дойдет, поэтому отношение власти к бизнесу, и к ЮКОСу конкретно будет оцениваться, наверное, по такого рода сюжетам. А именно закрытие сделки ЮКОС-Сибнефть, возможность участия иностранного инвестора в этой объединенной компании и т.д.
Что касается поддержки Владимиром Путиным "Единой России", то здесь есть два аспекта, политический и чисто правовой. Правовой связан с тем, что в условиях начавшейся избирательной компании первое должностное лицо активно способствует продвижению одной из политический партий, одного из избирательных объединений. И уже был случай, когда судебные иски были, правда, оставшиеся без рассмотрения, по делу Валентины Матвиенко. И сейчас нельзя исключать, что многие политические партии будут пытаться использовать судебные технологии для того, чтобы этот случай рассматривать как нарушение избирательного законодательства. Тем не менее, поскольку прецедент был в случае с Матвиенко, суды не приняли во внимание это обстоятельство, рассматривая это как неправильное поведение СМИ, но вовсе не кандидатов соответствующих. Не исключено, что и здесь судебная система будет сквозь пальцы смотреть на такого рода участие.
Но здесь более существенным является другое, наверное. Даже не столько поддержка Президента, а тот факт, что все федеральные и региональные списки "Единой России" возглавляют должностные лица, губернаторы, министры. И это само по себе превращает избирательную кампанию, - ограничения, существующие в законе, на использование этих методов агитации, связанных с административным ресурсом, - в пустой звук. Потому что, когда первые лица регионов и правительственные чиновники идут в федеральных и региональных списках, явно не собираясь идти в Думу, а только используя свои раскрученные бренды для поддержки партии, ясно, что это классическое использование административного ресурса. Это случай уже привычный в партиях власти. И в 1993, в 1995, в 1999 годах это было. Нынешний год не исключение, может быть, даже наоборот, это апофеоз использования административного ресурса. Но, тем не менее, для "Единой России" такой ресурс, как лично Президент, остается самым главным. И на протяжении последнего предвыборного года шла активная борьба за Президента, за то, чтобы он ассоциировался с партией "Единая Россия". Собственно, вчерашнее выступление Путина на съезде "Единой России" - завершение длительной борьбы за Президента Путина. У него было два варианта. Остаться над схваткой или ассоциировать себя с одной из партий. Учитывая, что административный ресурс в любом случае задействован, с формальной точки зрения он не сильно меняет картину, но с точки зрения политической, безусловно, "Единая Россия" получает мощный аргумент, по крайней мере, в борьбе с созданными в Кремле партиями, которые претендовали на президентский ресурс также. Это касается и "Народной партии России", и блока "Родина" и прочих. Думаю, что во многом решение Президента связано с тем, что Кремль объективно оценивал сложившуюся ситуацию, и понял, что активная деятельность кремлевских политтехнологов по созданию партий, которые якобы должны отобрать голоса у коммунистов, приводит к тому, что все эти партии отбирают голоса у "Единой России". Несмотря на их левопатриотическую риторику и идеологию, они все-таки ассоциируются с деятельностью Кремля и с покровительством Кремля. Для избирателя, к конце концов, что "Единая Россия", что "Народная партия", что блок "Родина" Глазьева - примерно одно и то же. За тем, конечно, исключением, что "Единая Россия" стоит правее, а блок Глазьева левее в этом раскладе. Тем не менее, я думаю, что появилось опасение возможного провала, связанного с тем, что электорат пропрезидентских партий, который в совокупности составляет порядка 30%, может быть растащен, и у коммунистов реально появился шанс занять первое место в этой гонке.
Я думаю, что заявление Путина - это предвыборная стратегия Кремля и все-таки концентрация сил на одной партии административного ресурса. Следует, видимо, ожидать, что будет если не отмежевывание Кремля от "Народной Партии" и от блока "Родина", то, по крайней мере, никаких знаков внимания Кремль оказывать им не будет, с тем, чтобы за предстоящие два месяца ассоциативная связь между лидерами этих партий и Кремлем исчезла у избирателей, чтобы они, действительно, топтались на площадке КПРФ, отбирая процент, другой, третий у КПРФ, а не у "Единой России". В принципе, с точки зрения избирательной стратегии, это верная линия поведения. И хотя в этой ситуации у "Народной партии" и блока "Родина" падают существенно шансы на преодоление 5%-ного барьера, но, тем не менее, эти проценты заберет "Единая Россия". А во-вторых, действительно, они могут это количество голосов отобрать у коммунистов. Выстраивается более внятная линия поведения. И я думаю, что в ближайшее время соответствующие этой линии поведение действия и Путина, и Кремля, будут иметь место.



22 сентября 2003
http://www.shohin.ru/index.htm





Док. 326947
Перв. публик.: 22.09.03
Последн. ред.: 26.06.07
Число обращений: 397

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``