В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Это большая победа бизнеса Назад
Александр Шохин: Это большая победа бизнеса
Александр Николаевич, предпринимателям удалось смягчить законопроект о валютном регулировании, из которого теперь исчезло требование замораживать деньги при покупке ценных бумаг, перечень валютных операций, по которым могут вводиться ограничения, будет закрытым, а все неясности станут трактоваться в пользу компаний. Однако на большее бизнесу рассчитывать не стоит, и об этом сразу предупредил Олег Вьюгин. Насколько существенна эта победа, или же со стороны ЦБ это всего лишь незначительная уступка?

Бизнес боролся не за то, чтобы полностью либерализовать валютное регулирование, валютный контроль, хотя такая цель существует, ее признает и правительство, правда, отодвигает эту либерализацию до 2007 года в соответствии с внесенным в Думу законом. А требование бизнеса в большей определенности - недопущении такой ситуации, когда те или иные ограничения могут вводиться по усмотрению ЦБ или правительства, и закон давал бы им такую возможность, передавая мандат на введение ограничения при четко неустановленных условиях. Тот факт, что удалось добиться закрытого перечня оснований для различного рода ограничений валютного регулирования - большая победа бизнеса, потому что теперь понятно, что может ждать бизнес уже на следующий день после введения закона в действие. Это во-первых. Во-вторых, понятно, что в дальнейшем, в среднесрочной перспективе условия могут только смягчаться, но вовсе не ужесточаться. С точки зрения логики законодательства, логики введения тех или иных ограничений, в данном случае, на валютные операции - это большая победа, на самом деле, поскольку здесь речь идет не только о конкретных аспектах деловой активности, но и о логике законодательства, когда неизбежно те или иные ограничения вводятся прямой нормой закона, и любые неясности толкуются в пользу налогоплательщика, агентов делового оборота и так далее, а вовсе не в пользу государства. Это будет понуждать государство улучшать законодательство таким образом, чтобы все больше и больше норм имело характер прямого действия. Тем самым дело пойдет к тому, что власть чиновников в толковании законов будет минимизирована. Эта конкретная победа в законе о валютном регулировании оказывается более стратегической и позволяет многие другие законодательные нормы класть на эту основу, на этот фундамент. Что касается конкретики, думаю, в любом случае версия закона о валютном регулировании, валютном контроле, который может быть принят, отвечает интересам бизнеса. И изъятие неясностей в виде открытых перечней, являющихся основанием для введения тех или иных ограничений и введения механизма толкования закона в пользу участников валютного оборота - это большое завоевание.

А в чем ЦБ не готов идти на уступки?

На самом деле, ЦБ, в отличие от позиций некоторых правительственных чиновников, хочет сохранить, конечно, некоторые административные механизмы контроля за валютными операциями, имея в виду, в том числе, и жесткость требований международного сообщества по борьбе с отмыванием грязных денег. Во-вторых, ЦБ хочет сохранить в рамках своей ответственности дополнительные рычаги влияния и на контроль за инфляцией, и на отток капитала. Кажется, что наличие таких рычагов контроля, действительно, может существенным образом облегчить ему регулирующие функции. В то время как бизнес-сообщество считает, что главный механизм сохранения капитала в стране - не административные ограничения, которые все равно преодолеваются через различного рода лазейки, а создание благоприятного климата и, более того, снятие ограничений, которые облегчают капиталу выход из страны, и иностранному, и отечественному, резко повышая привлекательность притока капитала. Если не так сложно выйти из страны без административных барьеров и дополнительных расходов, то не страшно и инвестировать в страну. Вот здесь различные взгляды на один и тот же предмет. Бизнес-сообщество считает, что отток капитала существенно снизится в условиях либерального режима при благоприятном предпринимательском, налоговом инвестиционном климате. ЦБ же, который не отвечает за весь климат, легче в рамках зоны своей ответственности обладать набором определенных рычагов, в том числе связанных с депонированием определенных сумм при осуществлении операций и с сохранением механизма обязательной продажи валютной выручки, и так далее. Хотя, еще раз подчеркну, тот факт, что правительство и ЦБ считают, что эти меры носят временный характер и могут быть отменены через 4 года, означает косвенное признание того, что они не являются постоянными и эффективными инструментами экономической и денежно-кредитной политики.



7 октября 2003
http://www.shohin.ru/index.htm





Док. 326638
Перв. публик.: 07.10.03
Последн. ред.: 26.06.07
Число обращений: 351

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``