В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Существенная часть `проекта Путина` - формирование НОВОГО ОЛИГАРХАТА Назад
Александр Шохин: Существенная часть `проекта Путина` - формирование НОВОГО ОЛИГАРХАТА
Александр Николаевич, Генпрокуратура развила бурную деятельность по ЮКОСу, Сибнефти, МПС. Параллельно с этим процессом все увеличивается количество невозвращенцев, в этот ряд встают Березовский, Дубов, Гусинский, Невзлин, Аксененко, который уехал лечиться за границу. Многие олигархи, которые пока еще здесь, покупают бизнес за рубежом, и если что могут присоединиться к этому списку. Насколько тревожен этот процесс, к каким последствиям он может привести?

Во-первых, уроки 2003 года состоят в том, что политическая база крупного бизнеса должна быть диверсифицирована. И опора тех или иных бизнес-групп на одну политическую силу не оправдывает себя. Это касается и чисто внутреннего аспекта, и международного. В частности, семейный бизнес оказывается перед вторым президентским сроком под угрозой, связанной с тем, что никаких обязательств по отношению к семье на 2004-08 гг. не существует. Бизнес, опирающийся на либеральные политические силы, тоже не может быть уверен до конца, что эти политические силы сохранят свое влияние в следующей Думе и в следующем политическом цикле. Опора на российские политструктуры, институты тоже не дает 100%-ной уверенности бизнесу в том, что политическая база достаточна для успешного функционирования. Отсюда возникает идея ускоренной глобализации российского бизнеса как через появление уважаемых, респектабельных западных акционеров (сделка ВР и ТНК - лучшее тому подтверждение), так и через приобретение бизнеса за рубежом, варианты от покупки Stillwater Mining Норильским Никелем до покупки экзотических бизнесов Абрамовичем. Причем последняя схема в наибольшей степени направлена на создание политической базы для защиты экономических интересов, поскольку это публичный бизнес, который обращает на себя внимание миллионов людей. В случае рассмотрения в Лондонском суде дела об экстрадиции Абрамовича тысячи лондонцев выйдут с плакатами "Свободу Абрамовичу!" Так что здесь расчет Абрамовича самый, может быть, точный и дальновидный, - надо не просто перебрасывать активы на Запад, но делать их в такой форме, когда появляется массовая поддержка этому виду бизнеса. Поэтому при всей экзотике приобретения футбольного клуба и при огромных расходах на раскрутку "Челси" Абрамович, видимо, ориентируется на то, что он может стать если не национальным героем типа Бэкхема, то, по крайней мере, не хуже тренеров типа Фергюссона или Эрикссона.
Думаю, что, если дальше активность Генпрокуратуры будет ориентирована на борьбу с экономической преступностью последних пяти лет, где доказательства вины ничтожны по ГК, а предельные сроки давности близки к исчерпанию, если не будет ориентации на свежесть экономических преступлений, а будет ориентация на лица, то, безусловно, не только крупный, но и средний бизнес потянется вслед за олигархами. Это будет выражаться, конечно, не в политических убежищах, но в переброске существенной части активов за пределы России и в попытках легализации статуса, в том числе, через гражданство, через покупку недвижимости, через формирование "семейных гнезд" за пределами России, чтобы последующие поколения не связывали свое будущее с Россией.
Конечно, если иметь в виду, что Россия может захлебнуться в потоке иностранных инвестиций и нефтедолларов, может быть, отток капиталов это то, что сбалансирует платежный баланс и будет способствовать выходу на низкие показатели инфляции. Но, честно говоря, считать, что Генпрокуратура здесь заменяет собой функции ЦБ и стимулирует отток, чтобы не допустить чрезмерного укрепления рубля и роста инфляции, не приходится. Вряд ли функции Генпрокуратуры при всей "продвинутости" наших прокуроров могли бы сказаться именно в этом. Это, на самом деле, несогласованность действий прокуратуры с задачами, которые стоят перед российской экономикой, хотя надо иметь в виду, что все эти действия перекрываются положительными процессами. Действительно, и рейтинг повышают, и темпы роста промышленности и ВВП растут, и инфляция, вроде бы, снижается. Эти действия по большинству показателей не сказываются на экономической ситуации пока. Это с одной стороны. С другой стороны, они вполне соответствуют чаяниям большинства электората. И в этом смысле действия власти, с коей ассоциируется прокуратура, будут горячо поддержаны в рамках предстоящих электоральных кампаний. В этой связи можно предположить, что здесь речь идет, во-первых, о политическом заказе, имею в виду не "наезд" на конкретных олигархов, а о политическом заказе, например, формирования имиджа власти как власти, борющейся с экономическими преступлениями, невзирая на лица. Естественно в этой связи - идет реальное повышение рейтинга власти. Чем громче дела, тем легче донести эту мысль до простого избирателя. Условно говоря, лучше одного миллиардера, чем миллион мелких предпринимателей пропустить через это сито - для PR-овских целей это годится гораздо больше. Это первое.
Второе - не надо сбрасывать со счетов и возможности, связанные с переделом собственности. Классический пример, хотя неоднозначно можно его толковать, Роман Абрамович сгрузил свой бизнес олигархам, которые в России остались, нефтяная часть - Ходорковскому, алюминиевая - Дерипаске. В этой связи интересна судьба тех бизнесменов, которые перекупили эти большие бизнесы. "Наезд" на Ходорковского состоялся сразу после объявления о слиянии ЮКОСа и Сибнефти. Интересно, как дела будут у Олега Дерипаски идти после того, как он купил алюминиевый бизнес Абрамовича, его долю в Русале. Правда, тут вопрос состоит именно в том, с одобрения властей такого рода сделки проходит или нет? Если без одобрения, как в случае, видимо, с Сибнефтью и ЮКОСом, то возникает проблема. Если проблемы у Дерипаски не будет, значит, с одобрения властей. То есть, власть, стимулируя процесс слияния и поглощения, продаж бизнесов, хочет, видимо, держать вопрос под контролем, в том числе через механизм, который был обозначен в интервью Президента, предварительных согласований крупных сделок с правительством. И это возможность, с одной стороны, простимулировать процесс передела, чисто рыночный, речь не идет о массовой деприватизации и процессе продаж бизнеса новым инвесторам олигархами, на которых "наезжают". Власть имеет возможность "держать руку на пульсе" и формировать новый слой высших, крупных собственников под своим контролем.
Здесь надо иметь в виду, что в 1996-97 гг. власть тоже формировала этот слой под своим контролем, залоговые аукционы - это была система распределения собственности заранее известным победителям. Фактически Ельцин, Черномырдин, Чубайс. И когда эту схему залоговых аукционов продвигали, они знали, кто будет олигархами в России. Не исключено, что сейчас вторая попытка целевого формирования олигархата будет предпринята в надежде, что старые финансово-промышленные группы с новыми акционерами, сформированными на рыночных технологиях путем вынуждения старых собственников продавать бизнес, будут финансовой опорой режима. Насколько оправданной окажется эта надежда, и насколько эта версия имеет право на существование, покажет будущее.



15 октября 2003
http://www.shohin.ru/index.htm







Док. 326629
Перв. публик.: 15.10.03
Последн. ред.: 26.06.07
Число обращений: 369

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``