В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: ЦБ действует по очень простому принципу: сохранить все, что есть. Это неправильный подход Назад
Александр Шохин: ЦБ действует по очень простому принципу: сохранить все, что есть. Это неправильный подход
Александр Николаевич, Ведомости пишут, что конфликт правительства и ЦБ приобретает конкретную форму. В рамках административной реформы правительство предлагает ограничить полномочия ЦБ по контролю и надзору, а именно, передать права по регистрации банковской эмиссии ФКЦБ и запретить коммерческую деятельность дочки ЦБ компании "Росинкас". Насколько ощутимым ударом для ЦБ может стать такое решение?

Первое: надо разделять фактические функции ЦБ России, возникшие исторически, и конституционные полномочия ЦБ. Дискуссия между правительством и ЦБ не касается конституционных полномочий ЦБ. В частности, речь идет о том, что ЦБ мотивирует необходимость регистрации эмиссии ценных бумаг кредитных организаций самим ЦБ, тем, что главный банк страны более тщательно проверяет все условия эмиссии, определяет формы, в которых производится оплата дополнительного капитала. В то время как ФКЦБ проводит общую проверку, включая защиту прав инвестора.
Во-вторых, если ЦБ будет проводить только часть работы, например, выставлять требования по оплате капитала в рамках новых эмиссий, а ФКЦБ будет регистрировать, то фактически у кредитных организаций будет два окна при регистрации вместо одного как сейчас. ФКЦБ с правительством настаивает по сути дела на том, чтобы был универсальный порядок для одного типа действия. Если есть регистрация эмиссий, то независимо от того, страховые это компании, кредитные организации, промышленные эмитенты, порядок должен быть один. Иначе может получиться так, что эмиссии банка будет регистрировать ЦБ, эмиссии страховых компаний Минфин, эмиссии управляющих компаний Государственный пенсионный фонд, Минтруд и т.д. Поэтому здесь логика абсолютно понятна. Проблема должна заключаться в том, чтобы найти чисто технологические механизмы, которые, не разрушая единства регулирования тех или иных процессов сегментов рынка, например, процесса выпуска ценных бумаг, в то же время не усложняли бы процедуру для разного типа эмитентов.
Я думаю, что это возможно при том понимании, что ЦБ может предъявлять ряд требований, в том числе, по оплате эмиссий, по рискам и т.д. Получается предварительная экспертиза проспекта эмиссий, которые должны окончательно регистрироваться в ФКЦБ. Такая предварительная экспертиза существует, например, по закону, который вызывает нарекание рынка, о финансовых консультантах, которые должны подписывать проспекты эмиссий. По сути - это дополнительный этап регистрации. Его можно было бы отменить, введя в закон правило, что для специальных эмитентов типа кредитных организаций могут быть обязательными подписи на проспекте эмиссий (в данном случае ЦБ как надзорно-регулирующего органа). Тогда формально количество этапов регистрации при отмене требований по финансовому консультанту не увеличится. В то же время учитывается специфика эмиссии ценных бумаг кредитных организаций. По крайней мере, такую конструкцию по кредитным организациям можно было бы предложить.
Что касается Росинкаса, то вообще платежно-расчетная система в большинстве стран мира является коммерческой функцией. Существуют специальные платежно-расчетные банки, которые этим занимаются. У нас в силу ряда причин этим занимается государство. Всей платежной расчетной системой, всей системой РКЦ и инкассацией занимается ЦБ. Это тоже можно считать временной конструкцией, функцией, несвойственной ЦБ, поэтому начинать просто с выведения этих функций из ЦБ необходимо. Но очень важно - не создав систему расчетных банков, нельзя забирать эту функцию у ЦБ. Не передав функцию инкассации частным структурам, нельзя разрушать Росинкас. Здесь могут быть разные моменты, но я считаю, что надо, пока сохраняя их в рамках ЦБ, переводить либо на режим коммерческой деятельности, где ЦБ будет просто учредителем этой структуры, либо действительно лишать коммерческой деятельности и заниматься инкассацией в рамках госсектора, передавая остальные функции коммерческим инкассационным структурам. Это необходимо делать.
ЦБ действует при старом руководстве и при новом по очень простому принципу: сохранить все, что есть. Любая забираемая функция, с точки зрения руководства ЦБ, - это нанесение ущерба банковской системе. Это неправильный подход. Думаю, что нужно жестко концентрировать в ЦБ функции, которые ему присущи. ЦБ нужно бороться за банковский надзор и регулирование. Здесь есть вопросы, связанные с обеспечением относительной независимости банковского надзора с целью недопущения конфликта функции между надзором и банковским регулированием. Тем не менее, банковское регулирование и надзор - это та функция, которая в максимальной степени может сохраниться под крышей ЦБ с ее выделением, особым механизмом управления, со специальным советом директоров, с участием бизнес-сообщества и т.д. Все остальное надо постепенно выводить из ЦБ: и расчетную систему, и инкассацию, и функции регистрации эмиссии.



17 ноября 2003
http://www.shohin.ru/index.htm






Док. 326590
Перв. публик.: 17.11.03
Последн. ред.: 26.06.07
Число обращений: 361

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``