В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Минфин справляется с долговой проблемой. На техническом уровне... Назад
Александр Шохин: Минфин справляется с долговой проблемой. На техническом уровне...
Александр Николаевич, заместитель министра финансов Сергей Колотухин порекомендовал Центральному Банку как можно быстрее перекладываться из доллара в евро, поскольку американская экономика стоит на грани кризиса. Каковы будут последствия, если ЦБ прислушается к мнению Минфина?

Структура золотовалютных резервов должна соответствовать структуре торгового баланса и структуре внешнего долга. Поставщиками валюты должны являться основные торговые партнеры по поставкам, экспорту и так далее. И в этой связи тот же импорт требует наличия у импортеров валюты основных торговых партнеров. Таковым является Европейский союз, доля которого сейчас с учетом расширения превысит 50%. Хотя не все страны европейского союза являются членами еврозоны, но тем не менее подавляющая часть, если оценивать в удельном весе, приходиться на зону евро. В этой связи естественным является увеличение доли евро в структуре золотовалютных резервов Центрального Банка.
Обслуживание внешнего долга проводится в большей части в евро. Это также является фактором, способствующим росту евро. Соотношение между евро и долларом, неустойчивость доллара в связи с неопределенностью ситуации в американской экономике, задержкой восстановления экономики и так далее, так же является таким конъюнктурным фактором.
Говорить надо в первую очередь о первом факторе, стратегическом, сохраняющим свою силу на протяжении длительного времени. И только во вторую очередь о конъюнктурных факторах. Их надо оценивать уже в зависимости от краткосрочных прогнозов конъюнктуры. Кроме того, не исключено, что часть долларовых рынков в ближайшее время будет переходить на евро. В том числе это возможное свидетельство увеличения доли евро в традиционных долларовых зонах, таких, как рынок углеводородного сырья (европейский рынок углеводородного сырья). Если страны зоны евро процесс форсируют, тут не нам выбирать, мы продаем большую часть своего газа Европе. И расклад по евро выглядит естественно, поскольку страны-потребители могут естественно оплачивать и должны оплачивать товар в своей валюте, которая к тому же является резервной валютой. Ведь раньше многочисленность валют стран-потребителей требовала единого эквивалента, которым для европейского рынка выступал доллар. А сейчас наличие единого евро-пространства позволяет использовать евро на рынках традиционно долларовых биржевых товаров в Европе. В этой связи доля евро должна расти.
Российский Центральный Банк ведет достаточно жесткую линию, и потихоньку доля евро будет расти, но пока изменения не носят кардинального характера. Хотя, есть основания полагать, что в ближайшее время доля евро может увеличиваться более существенно, нежели наметившийся естественный крен. Все-таки 75% золотовалютных резервов в долларах - это явно не соответствует структуре наших внешнеторговых отношений по текущим операциям в рамках платежного баланса. И как не оценивай перспективы развития американской экономики, с апокалиптических позиций Леонтьева, или с позиций умеренного оптимизма Колотухина - мол, в следующем году начнется восстановление - доля евро все равно должна расти более быстрыми темпами, чем это происходит сейчас.

Господин Колотухин сказал так же, что управление внешним долгом сейчас осуществляется эффективно. С Вашей точки зрения это соответствует действительности?

Что же еще мог сказать Колотухин, коли он сам за это отвечает!
Тут надо сказать, что кроме того, что мы аккуратно платим по долгам, за счет рыночных операций Минфин и Внешэкономбанк уменьшают размер внешнего долга, откупая часть долга, погашая его досрочно и так далее. В этой связи можно говорить о достаточно высокой эффективности управления внешним долгом. Другое дело, что у нас до сих пор, несмотря на десятилетие озвучивания идеи единого управления государственным долгом, включая внешний и внутренний, единой системы до сих пор нет. И поэтому идеи, например, по снижению внешнего долга в пользу роста внутреннего долга или наоборот, как это было раньше, в 1998 году, до кризиса, они все-таки не основаны на выверенной стратегии управления государственным долгом и являются скорее ситуативными. В зависимости от ситуации, складывающейся на внутреннем и внешних рынках, нас тянет увеличивать то долю внешнего, то долю внутреннего долга. А здесь должен быть базовый принцип, что в рамках единых подходов к управлению долгом занимать надо там, где дешевле. В том числе и рефинансировать долг, занимая там, где это выгодно. Но в целом можно положительно оценивать управление внешним долгом, поскольку он снизился действительно на большую сумму, нежели это вытекает из графиков по обслуживанию. Надо признать, что резервы улучшения безусловно есть, и резервы эти связаны, в том числе, с выработкой каких-то эффективных стратегий по урегулированию задолженности в рамках скажем 10% или большей квоты на конверсию долга со странами Парижского клуба. И возможности на основе этих принципов есть. Это и конверсии нашего безнадежного долга относительно иракских, ливийских долгов и так далее. И эти возможности надо использовать.



25 ноября 2003
http://www.shohin.ru/index.htm







Док. 326587
Перв. публик.: 25.11.03
Последн. ред.: 26.06.07
Число обращений: 357

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``