В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Для власти сейчас главное - отделить Ходорковского от ЮКОСа Назад
Александр Шохин: Для власти сейчас главное - отделить Ходорковского от ЮКОСа
Александр Николаевич, ситуация с ЮКОСом и Ходорковским явно затянулась, происходит странная возня вокруг объединения-разъединения ЮКОСа и Сибнефти. И всем, в общем-то, понятно, что так дальше продолжаться не может, ситуация должна быть разрешена, причем максимально безболезненно, как для ЮКОСа, так и для власти. Какие, с Вашей точки зрения, есть варианты разрешения ситуации?

Во-первых, нельзя сказать, что ситуация затянулась. Если речь идет об акционерах ЮКОСа, таких как Ходорковский, Шахновский, Лебедев, то дело еще не дошло до суда, и нельзя сказать, что правоохранительные органы, прокуратура затягивают дело. Оно сейчас находится на ознакомлении у обвиняемых. Поэтому суд в ближайшие месяцы состоится, но вряд ли быстрее.
Что касается развода ЮКОСа и Сибнефти, то очевидно, что акционеры Сибнефти, которые давно позиционировали свою компанию в качестве товара для продажи, могли испытывать некоторый дискомфорт, связанный с тем что ЮКОС теряет капитализацию. В контексте ситуации с основными акционерами и действиями не только правоохранительных, но и иных органов, в частности, природоохранных органов, налоговых и так далее, которые явно могут поставить объединенную компанию в ситуацию, постоянного давления со стороны различных властных структур, это нормально. И в этой связи, скажем, выход из сделки, вернее новая сделка объединения активов, которая, фактически, будет означать выход Сибнефти из объединенной компании, может означать начало новой попытки продать компанию другому инвестору, в том числе иностранному стратегическому инвестору. С тем, чтобы либо получить кэш в большем объеме, чем от ЮКОСа (3 млрд. долларов), либо если уж получать акции компании, которая будет поглощать Сибнефть, то явно растущие акции, капитализируемые. Здесь расчет чисто финансовый. Раз попытка защитить собственную долю, 26% акций Сибнефти в объединенной компании, через оперативный контроль компании, что было предложено акционерами Сибнефти акционерам ЮКОСа, не удалась, то вот отсюда и бракоразводный процесс.
Пока что ситуация более менее логичная, и вряд ли следует ожидать, что до завершения дела акционеров, до судебного процесса над Ходороковским, Лебедевым и другими возможными фигурантами дела ЮКОСа, что-то с ЮКОСом позитивное начнет происходить, за исключением некоторых рейтингов. Ну как, например, S&P присудил ЮКОСу высокую оценку, как самой прозрачной российской компании, что может влиять на рост капитализации, но, тем не менее, понятно, что до завершения судебных процедур ясности не наступит. Когда будет этот суд, - в ближайшие два-три месяца, или позже, после президентских выборов, - трудно сказать, четкого графика, безусловно, нет. Могут быть процедурные, так сказать, с обеих сторон затяжки, но я не вижу сейчас каких-нибудь оснований считать, что это дело может решиться быстро, именно потому что оно перешло за рамки возможного прекращения за отсутствием состава преступления и так далее. Только судебная процедура может вскрыть и показать необоснованность ряда обвинений, предъявленных прокуратурой.
Самое главное, что могла бы сделать власть для демонстрации своей равноудаленности, а не избирательности в применении права, своей политической незаангажированности, это, безусловно, разделить дело акционеров и дело компании. А многочисленные новые дополнения к старому делу ЮКОСа, выражающиеся, в том числе, в проверках всех аффилированных с ЮКОСом или Ходорковским структур, в частности фонда "Открытая Россия", показывают, что пока такого разделения нет. Сейчас все то, что так или иначе имеет отношение к Ходорковскому, подлежит проверке, следственные действия начинаются, и предпринимается попытка найти те или иные нарушения закона во всех структурах и во всех действиях, которые связанны с Ходорковским. Конечно, при таком подходе всегда можно находить какие-то нарушения, поскольку наш бизнес ведут не рыцари в белых одеждах, безусловно. Те или иные отклонения от стандартов бизнеса всегда есть.
Мне кажется, что главное здесь для власти все-таки, если даже считать, что там политическая подоплека есть, вырулить на схему, при которой компания, как одна из ведущих российских компаний, действительно, наиболее продвинутая, с точки зрения раскрытия информации, прозрачности и так далее, не страдала бы от противостояния акционеров и властных структур. Если это удастся на судебном этапе показать, от этого выиграют естественно не только акционеры. Но даже если, допустим, они будут осуждены, но и компания будет расти, ее капитализация будет подниматься, то, может быть, даже с учетом, событий этого времени, она станет еще более эффективным и прозрачным бизнесом. От того выиграют и другие российские компании, которые увидят, что действительно экономика не становится заложницей тех или иных действий политических, правоохранительных структур, и так далее, что как бы, если компании ведут бизнес аккуратно, то дело акционеров, - как они себя позиционируют в политическом пространстве.
Кроме того, надо было бы, безусловно, ускорить принятие тех законов, которые так или иначе явились предметом общественной дискуссии в контексте дела ЮКОСа. В частности уточнить технологию финансирования политических партий так, чтобы она стала еще более прозрачной, принять закон о лоббизме, чтобы технология при движении бизнес-интересов была бы прозрачной и публичной. В равной степени нужны меры, которые бы ограничивали влияние административного ресурса на политический процесс.
Ну в частности, вот сейчас многие губернаторы, министры, так сказать, обмакнули ручку в чернильницу и готовы писать заявления о том, что они в силу того, что занимают посты несовместимые с депутатским мандатом, отказываются идти в Думу. А в принципе, было бы правильно изменить законодательство, таким образом, что те представители власти, которые идут в Думу, не в отпуск уходили, а фактически покидали посты. Сейчас это как бы фиктивный отпуск, позволяющий использовать административный ресурс и не обязывающий идти в Государственную Думу. Все это обман избирателей, во-первых, которые не знают, за кого они фактически проголосовали, и во-вторых, это система, позволяющая, действительно, использовать административный ресурс в полном объеме. Если бизнес и власть, таким образом, несколько дистанцируются от партийно-парламентской жизни, сделав участие в ней более прозрачным, от этого выиграют все. И тогда, на мой взгляд, и негативный возможный эффект от дела ЮКОСа будет не только сглажен, но и даже можно будет выйти здесь на позитив.


19 декабря 2003
http://www.shohin.ru/index.htm







Док. 326556
Перв. публик.: 19.12.03
Последн. ред.: 26.06.07
Число обращений: 346

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``