В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин. Рогозин - склочник, а Глазьев - герой? Назад
Александр Шохин. Рогозин - склочник, а Глазьев - герой?
Александр Николаевич, раскол блока "Родина" становится все более глобальным. Сергей Глазьев создал общественное движение "Родина", когда Рогозин находится в Страсбурге. Высказывания сопредседателей "Родины" в адрес Глазьева становятся все более резкими. Одновременно с этим, предвыборной кампанией Глазьева занялось ФСБ. Почему так много шума вокруг этого кандидата? Он действительно становится реальным конкурентом Путина?

Я думаю, что основная концепция этих выборов - плебисцитарная, то есть не конкуренция каких-то кандидатов, имеющих ту или иную поддержку электората, а все-таки плебисцит по поводу переизбрания Путина на второй срок. И в эту концепцию не укладывается кандидат, который может в силу шутовского характера кандидата-коммуниста и такого же характера кандидата-националистов подобрать их электорат. Я думаю, что столкнулись две концепции выборов, одна на другую наехала. Одна традиционная, когда в выборах участвуют солидные люди на равной основе, а именно, Зюганов, Явлинский, Жириновский и так далее. И так как они получают положенные им голоса, скажем от пяти до десяти процентов, то это более-менее соответствует той картинке, которая есть в электорате. Но в силу ошибок кремлевсих политтехнологов, либо в силу ряда других причин Зюганова с Жириновским нет. Вместо традиционных кандидатов от праволиберальной стороны, выставлена Ирина Хакамада, которая в силу, в том числе, и финансовых схем, ее поддержки "ЮКОСОМ", и в силу может быть ее этнического происхождения, японского, и так далее, при всем желании не сможет собрать голоса всего либерального фронта, тем более имея в виду то, что до 70% сторонников СПС и 34% от Яблока готовы голосовать за Путина. И в этих условиях получается, что Глазьев оказывается единственным кандидатом, который может получить неадекватно высокие проценты. В силу этой композиции возможно смещение электората в пользу единственного сильного неофициального кандидата, который тем более может в силу своей риторики привлечь к себе как минимум голоса тех двух групп, о которых я говорил. Вместо традиционной и достаточно мозаичной системы результатов выборов, когда примерно равные друг другу кандидаты делят между собой 20%, которые не принадлежат лидеру, теперь один кандидат может получить эти голоса, примерно до20%, и может действительно сложиться впечатление, что Глазьев у нас - весомая политическая фигура, имеющая право претендовать на роль лидера оппозиции, во-первых, и примерять на себя одежды одного из кандидатов в президенты в 2008 году с какими-то гораздо большими шансами, во-вторых. Отсюда его достаточно высокая активность по отстраиванию политической платформы.
Естественно ему не хочется идти на единую позицию со своими соратниками, типа Рогозина. Несмотря на свою резкую риторику, Рогозин - это кремлевский кадр. И никогда он не скрывал своей поддержки и Путина, и его политики. Он играл в оппозицию больше не по отношению к Путину, а к СПС и Чубайсу. Может быть, и задумка была такая, что "Родина" не только отняла голоса у коммунистов, благодаря Глазьеву, но и у правых, благодаря тому же Рогозину. И в этом смысле Рогозин выполнял в большей степени, чем Глазьев, роль представителя Кремля на парламентских выборах. Когда говорили, что "Родина" - проект Кремля, то, скорее всего, это ассоциируется с именем Рогозина, который наверняка готов выполнить договоренности в обмен на какое-то продвижение по официальной линии, чего нельзя сказать о Глазьеве. Глазьев никогда не держал слово, если это слово мешало достижению политических и иных целей. Его 12 или 13 лет в политике - это лучшее подтверждение того, что это достаточно амбициозный человек, который действует по принципу "цель оправдывает средства". То есть, он действительно вместе с Рогозиным обещал после парламентских выборов не высовываться. В случае с Рогозиным это обещание предполагалось выполнять, но Глазьев явно действовал в каждый конкретный момент по ситуации. Чтобы ситуация благоприятно раскрылась для этой раскрутки, он готов пожертвовать и позицией избирательного блока "Родина".
Сейчас ситуация такова, что если его с пробега не снимут, то, чтобы привлечь чужие голоса, он будет раскручивать эту схему, которую на парламентских выборах получил, и любой скандал сейчас для Глазьева благоприятен потому, что позволяет его имя держать на первых полосах газет и информационных потоков. Достаточно вспомнить, что на прошлой неделе один из каналов предоставил слово Глазьеву и Рогозину, чтобы они рассказали о своем конфликте. Рогозин с удовольствием откликнулся на это, и стал высказывать свое "фе" своему соратнику. А Глазьев использовал этот случай для предвыборных политических заявлений, где как бы ситуация внутри "Родины" - это 5% от его заявлений, а остальное это позиционирование в качестве обижаемого кандидата, которого власти не пускают на выборы. В этом смысле для него любые разборки и скандалы хороши. В этой ситуации Глазьев действует достаточно цинично, но грамотно потому, что в противостоянии с ним Рогозин вынужден в принципе апеллировать к тем обещаниям, которые, видимо, давала "Родина" Кремлю. Но их обнародование убивает Рогозина в качестве политика, и поэтому вряд ли Рогозин решится на такую критику Глазьева. А если он эту политическую форму не выставит, то это выглядит просто как политическая склока. Рогозин обиделся на Глазьева, поскольку считает себя не менее подходящим кандидатом в президенты, скажем. Но в этих условиях Рогозин покажется, как бы склочником, а Глазьев героем. Поэтому в интересах Глазьева сейчас продолжение склоки. За исключением одного, - что так или иначе эта ситуация приведет к тому, что будут какие-то найдены, в том числе с помощью соратников по "Родине", ошибки финансирования и так далее, которые дадут основание снять с пробега Глазьева.
Но в принципе я думаю, речь идет о том, что наехали друг на друга две концепции выборов. И в итоге кремлевские политтехнологи оказались в сложном положении. Я думаю, если бы вместе с Глазьевым были Зюганов и Жириновский, Явлинский, или еще кто-то сильный от правых, то беспокойства, как ни странно, было бы меньше, несмотря на то, что Путин бы собрал меньше голосов избирателей. Ну предположим 55%, или 60%. А в ситуации когда реальный соперник один, у Путина есть шанс набрать и 80%, но дело не в цифре, дело в композиции. Нынешняя конструкция выборов выращивает оппонента на 2008 год приемнику Путина. В принципе, это может повлиять и на политическую конструкцию обеспечения преемственности в 2008 году.


2 февраля 2004
http://www.shohin.ru/index.htm







Док. 326522
Перв. публик.: 02.02.04
Последн. ред.: 26.06.07
Число обращений: 736

  • Рогозин Дмитрий Олегович
  • Шохин Александр Николаевич
  • Глазьев Сергей Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``