В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: В налоговой реформе важно думать не только о ставках, но и о механизмах стимулирования инвестиционной активности и механизмах перетока капиталов Назад
Александр Шохин: В налоговой реформе важно думать не только о ставках, но и о механизмах стимулирования инвестиционной активности и механизмах перетока капиталов
Александр Николаевич, Минфин и Минэкономразвития похоже пришли к согласию о том каким должно быть завершение налоговой реформы - предполагается, что спецсчета по НДС все-таки будут введены, при этом ставка снизится до 15%; ЕСН для большинства предприятий России будет снижен до 19,5 %. Кроме того, предполагается повышение налоговой нагрузки на нефтяные компании и корректировка налога на прибыль. С Вашей точки зрения правильно ли выбрано направление и будет ли это действительно завершением налоговой реформы?

Я бы вообще не говорил, что этот процесс можно завершить, потому что всегда есть возможность для корректировки любых начинаний. Даже те страны, которые давно реформируют налоговую систему - США, крупные европейские государства - продолжают этим заниматься. Поэтому сама постановка вопроса о том, что реформа завершена, не верна как в случае реформы армии, так и в случае налоговой реформы. В частности понятно, что спецсчета НДС, это способ борьбы с фиктивным импортом, когда возвраты по налогам превышают по сути дела номинальный экспорт, с которого те налоги должны браться, но в то же время понятно, что могут быть и другие системы администрирования возврата НДС при экспорте кроме спецсчетов, и которые могут сделать многие такие одноразовые производственные операции бессмысленными, это первое. Второе, то, что НДС снижается на 15%, это никак не может стать концом процесса. НДС может быть и 10%, и вообще НДС можно отменить, он не во всех странах существует. И у нас тоже не всегда существовал. Кстати сказать альтернативой спецсчетам является отмена НДС. Поэтому мало ли какие еще замечательные идеи могут прийти в голову реформаторам через 3, 5, 10 лет. Говорить о завершении налоговой реформы было бы неправильно. Можно говорить о том, что у этого правительства других идей, кроме этих нет, и, завершив те мероприятия, которые сейчас обозначены, нынешнее Правительство будет считать, что ему больше делать нечего в налоговой области. Вот такая постановка, видимо, вполне разумна. Это как бы означает, что на ближайшие четыре года никаких новелл на уровне законодательства этим правительством предложено не будет. Кроме того, если это Правительство намерено поработать еще четыре года, примерно в том же составе с вновь избранным Президентом, то о своих планах лучше сказать уже ему. Вот в этом смысле, после реализации вот этих мероприятий будь-то увеличение налоговой нагрузки на нефтяные корпорации, снижение НДС, снижение ЕСН и так далее, можно говорить о завершении налоговой реформы.
Еще раз подчеркну, что это ожидавшееся мероприятие в части снижения НДС примерно до 20%. В том числе основной массы плательщиков этого налога, на которых регрессия раньше не распространялась, и реализация большей части этих предложений давно лоббировалось предыдущей Государственной Думой, которая в этом смысле была более либеральна, чем правительство. И тот факт, что правительство сейчас выступает с этими инициативами в условиях, когда Думе сложно быть инициатором многих процессов, свидетельство того, что такие налоговые изменения назрели.
Что касается увеличения налоговой нагрузки на нефтяников, то здесь очень важно не просто изъять дополнительный доход, но изъять его в форме, которая не снизит инвестиционную активность нефтяных корпораций, поскольку в ближайшие несколько лет мы выйдем на понижающийся уровень добычи как по нефти, так и по газу. И чтобы его удержать, в том числе ориентируясь на растущие темпы российской экономики, нужно инвестировать достаточно большие средства в геологоразведку, добычу и так далее. И здесь очень важны сами налоговые механизмы, то есть не общие идеи перераспределения прибыли между бюджетом и корпорациями, а механизмы, которые должны сохранить инвестиционную активность корпораций, это во-первых. И во-вторых, вот этот дополнительный изъятый доход, это должно быть не просто как бы дополнительное поступление в казну или перераспределение через госбюджет. Нужно добиться того, чтобы повышение налогов там, где оно возможно, в данном случае в производстве углеводородов, передавало импульс в другие сектора экономики уже на основе снижения налогов. В частности, снижения ЕСН и попадания в меньшую, регрессивную ставку машиностроения, обработки и так далее. Вот это тот механизм, который позволит добиваться не только перераспределения налоговой нагрузки, но и обеспечит переток капиталов, в том числе из нефтегазового сектора в обрабатывающие. Те же нефтяные компании, как бы соизмеряя отдачу от разных секторов экономики, видя, что вот в обработке налоговая нагрузка заметно слабее, могут сами добровольно, используя институт рынка капитала и банковскую систему, перераспределять потоки в эту сторону, вот это разумно. То есть очень важно в налоговой реформе не только думать о ставках, но и о механизмах стимулирования инвестиционной активности и механизмах перетока капиталов. То же в некотором смысле часть налоговой реформы, хотя, к сожалению, это всегда остается за ее рамками.



16 февраля 2004
http://www.shohin.ru/index.htm







Док. 326511
Перв. публик.: 16.02.04
Последн. ред.: 26.06.07
Число обращений: 358

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``