В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Влиятельные члены старого кабинета, занимающие посты вице-премьеров, станут министрами в новом Назад
Александр Шохин: Влиятельные члены старого кабинета, занимающие посты вице-премьеров, станут министрами в новом
Александр Николаевич, начинают вырисовываться контуры нового правительства - кандидат в премьеры Михаил Фрадков назвал в качестве первого своего первого заместителя Александра Жукова. Пресса расценила оба эти решения как довольно неожиданные. Как бы Вы прокомментировали первые кадровые решения по составу будущего правительства?

Неожиданным было назначение Фрадкова кандидатом на пост премьера, а с учетом того, что с самого начала он получил поддержку партии большинства, то стало быть на пост премьера, а не только кандидата.
Выдвижение Жукова в качестве первого, я считаю, что может быть это псевдоним не уровня, а времени призыва, то есть в этом смысле Александр Жуков - первый вице-премьер. А поскольку по всем имеющимся раскладкам число вице-премьеров вряд ли будет больше двух, то в этой ситуации делить их на первых, вторых и прочих не имеет особого смысла, делить их нужно не по этажам, а по полномочиям. Назначение Жукова было более чем предсказуемо, потому что, во-первых, очень долго отрабатывалась версия учета мнения парламентского большинства при формировании кабинета, и коль скоро лидером кабинета не стал представитель фракции "Единая Россия" в Государственной Думе, то очень предсказуемо было выдвижение на вторую позицию в правительстве видного депутата, представляющего именно эту фракцию. Александр Жуков в этом плане наиболее подготовленный человек - он на протяжении семи лет возглавлял бюджетный комитет Государственной Думы и неоднократно получал предложения войти в правительство. Но когда в предыдущих составах Думы не было такого монолитного, что называется, единства и взаимодействия с правительством, что предполагало активную роль Думы и бюджетного комитета по финансовым вопросам, он предпочитал роль председателя бюджетного комитета. Не исключено, что в нынешней ситуации, когда инициатива практически на 100% переходит к правительству, он принял предложение. Если говорить "ЦэКовским" языком, он давно в списке на выдвижение имел должность, похожую на ту, на которую он приглашен - вице-премьер по финансовым и экономическим вопросам, министра ли финансов и так далее.
Тут скорее вопрос в другом. Насколько выдвижение Жукова позволяет Кудрину сохранить влияние в новом кабинете. Учитывая, что Жуков, как говорят, готовый министр финансов, насколько сохранится вот эта уже ставшая традиционной связка "вице-премьер - министр финансов", совмещение одним человеком этих должностей. Если должности будут разведены, то как полномочия вице-премьера по финансово экономическому блоку будут разведены с полномочиями министра финансов? В принципе ничего тут нового нет, напомню, что предыдущий премьер был министром финансов, перед тем как стать премьером, тем не менее "вице-премьеру - министру финансов" оставался большой участок для работы. Поэтому Жуков, как координатор финансово-экономического блока не покроет полномочия министра финансов, безусловно, если на эту должность будет назначен, скажем, Алексей Кудрин, либо любой отдельно взятый человек, не совмещающий эту должность с другой.
Поэтому на самом деле, мне кажется, что и второе, пока условно скажем, назначение в правительстве и заявление Михаила Фрадкова по поводу структуры кабинета являются достаточно предсказуемыми и воспроизводят наработки правительства годичной давности. Они во многом отражают дискуссию по административной реформе в части структуры федеральных органов исполнительной власти, которая велась на протяжение последнего года, в частности, высказывалась Российским союзом промышленников и предпринимателей, Высшей школой экономики и так далее. И в этой связи данные предложения не взяты с потолка и не являются инициативой одного человека. Михаил Фрадков успел уже переварить и освоить этот материал, и, излагая свою точку зрения, опирается на наработки, которые в течение последнего времени были сделаны в области административной реформы. Стало быть, и в персональном составе правительства и структуре правительства, структуре должностей, мы можем видеть достаточно предсказуемые вещи. В частности, влиятельные члены нынешнего кабинета, занимающие посты вице-премьеров, могут оказаться министрами в следующем кабинете, на мой взгляд, это не является понижением их статуса, поскольку министры становятся самодостаточными, министерства становятся не только некими политическими ведомствами, но и координаторами деятельности целого ряда служб - Фрадков об этом уже заявил. И, например, министр финансов будет координировать деятельность целого ряда федеральных служб, таких как скажем Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансового мониторинга, Федерального казначейства, таможенная служба и так далее. Вот эти самостоятельные прежде ведомства, ранее входившие в сферу влияния премьера, который был одновременно министром финансов, сейчас станут сферой деятельности министра финансов, уже как координатора блока этих федеральных органов исполнительной власти. То есть реально полномочия, скажем, министра финансов не намного изменятся по сравнению с нынешними полномочиями "вице-премьера - министра финансов". А роль вице-премьера Жукова в данном случае будет соответствовать координации деятельности такого рода федеральных министров - министра финансов, министра экономики, и так далее. Мы знаем, что в последнее время довольно часто между этими министерствами были разногласия по налоговой реформе, по особым экономическим зонам, по ряду других вопросов. Функция вице-премьера будет выражаться в частности в том, чтобы сглаживать эти противоречия, искать компромиссы, не вынося их на публичное обсуждение Думы или на публичные обсуждения на заседаниях Правительства. Так что компетенция вице-премьера будет тоже самостоятельной и не совпадающей с полномочиями вот этих укрупненных министерств и их руководителей.



3 марта 2004
http://www.shohin.ru/index.htm






Док. 326501
Перв. публик.: 03.03.04
Последн. ред.: 26.06.07
Число обращений: 382

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``